16 ноября 2021 года вышел приказ министра науки и высшего образования В.Н. Фалькова № 992 от 01.11.2021 «Об установлении профессионального праздника – Дня преподавателя высшей школы». Поздравляем всех коллег с этим событием, преподаватели вузов получили свой профессиональный праздник!
Какой же он современный преподаватель высшего учебного заведения? Квалификационные характеристики должностей и руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования определяют характеристики должности руководителей, профессорско-преподавательского состава, работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала [1].
Обратимся к части, которая посвящена преподавателям и описывает должности ППС: ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор. Каждая из должностей включает перечень должностных обязанностей, что должен знать и требования к квалификации.
Таблица 1
Должностные обязанности должностей ППС
Должностные обязанности |
Ассистент |
Преподаватель |
Ст. преподаватель |
Доцент |
Профессор |
Организует и осуществляет учебную и учебно-методическую работу по преподаваемой дисциплине или отдельным видам учебных занятий, за исключением чтения лекций. |
+ |
+ |
|
|
|
Проводит все виды учебных занятий, учебной работы. |
|
|
+ |
|
|
Ведет все виды учебных занятий, руководит курсовыми и дипломными проектами и научно-исследовательской работой обучающихся (студентов, слушателей), преимущественно магистров и специалистов. |
|
|
|
+ |
+ |
Организует и проводит учебную, воспитательную и учебно-методическую работу по преподаваемой дисциплине или отдельным видам учебных занятий. |
|
|
+ |
|
|
Осуществляет планирование, организацию и контроль учебной, воспитательной и учебно-методической работы по курируемым дисциплинам. |
|
|
|
+ |
+ |
Разрабатывает методическое обеспечение курируемых дисциплин. |
|
|
|
+ |
|
Контролирует методическое обеспечение курируемых дисциплин. |
|
|
|
|
+ |
Участвует в научно-исследовательской работе кафедры, иного подразделения образовательного учреждения. |
+ |
+ |
+ |
|
|
Организует, руководит и ведет научно-исследовательскую работу по профилю кафедры (факультета). |
|
|
|
+ |
|
Руководит научно-исследовательской работой по научному направлению работы кафедры (смежным специальностям), организует ее деятельность. |
|
|
|
|
+ |
Привлекает к выполнению научно-исследовательской работы в установленном порядке преподавателей, учебно-вспомогательный персонал кафедры, аспирантов и обучающихся (студентов, слушателей) кафедры и специалистов других структурных подразделений образовательного учреждения. |
|
|
|
|
+ |
Обеспечивает выполнение учебных планов и программ. |
|
|
+ |
|
|
Обеспечивает выполнение учебных планов, разработку и выполнение учебных программ. |
|
|
|
|
|
Под руководством профессора, доцента или старшего преподавателя (куратора дисциплины) принимает участие в разработке методических пособий, лабораторных работ, практических занятий, семинаров. |
+ |
+ |
|
|
|
Комплектует и разрабатывает методическое обеспечение преподаваемых дисциплин или отдельных видов учебных занятий и учебной работы. |
|
|
+ |
|
|
Организует и планирует методическое и техническое обеспечение учебных занятий. |
+ |
+ |
|
|
|
Разрабатывает рабочие программы по курируемым курсам. |
|
|
|
+ |
|
Разрабатывает рабочие учебные программы по курируемым дисциплинам, руководит их разработкой другими преподавателями. |
|
|
|
|
+ |
Участвует в разработке образовательной программы образовательного учреждения. |
|
|
|
+ |
|
Создает условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников. |
|
|
+ |
+ |
+ |
Принимает участие в воспитательной работе с обучающимися (студентами, слушателями), в организации их научно-исследовательской работы, в профессиональной ориентации школьников, в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению, развитию, обеспечению и совершенствованию материально-технической базы учебного процесса, обеспечению учебных подразделений и лабораторий оборудованием. |
+ |
+ |
|
|
|
Организует и занимается профессиональной ориентацией школьников по специализации кафедры. |
|
|
|
+ |
|
Принимает участие в научно-исследовательской работе обучающихся (студентов, слушателей), руководит их самостоятельной работой по преподаваемой дисциплине или отдельным видам учебных занятий и учебной работы, участвует в профессиональной ориентации школьников. |
|
|
+ |
|
|
Руководит, контролирует и направляет деятельность научного студенческого общества. |
|
|
|
+ |
|
Контролирует и проверяет выполнение обучающимися (студентами, слушателями) домашних заданий. Контролирует соблюдение обучающимися (студентами, слушателями) правил по охране труда иной безопасности при проведении учебных занятий, выполнении лабораторных работ и практических занятий. |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Осуществляет контроль качества проводимых ассистентами и преподавателями учебных занятий. |
|
|
+ |
|
|
Осуществляет контроль качества проведения преподавателями кафедры всех видов учебных занятий по курируемой дисциплине. |
|
|
|
+ |
|
Обеспечивает выполнение учебных планов, разработку и выполнение учебных программ. |
|
|
|
+ |
|
Оказывает методическую помощь ассистентам и преподавателям в овладении педагогическим мастерством и профессиональными навыками. |
|
|
+ |
|
|
Принимает участие в научно-методической работе кафедры в составе методической комиссии по соответствующей специальности. |
|
|
+ |
+ |
|
Участвует в научно-методической работе кафедры по вопросам профессионального образования, а также в составе методической комиссии по специальности или научно-методического совета факультета образовательного учреждения. |
|
|
|
|
+ |
Организует, планирует и руководит самостоятельной работой обучающихся (студентов, слушателей) по курируемым дисциплинам, их научно-исследовательской работой, студенческим научным обществом на кафедре (факультете), профессиональной ориентационной работой школьников по специальностям кафедры. |
|
|
|
|
+ |
Контролирует соблюдение обучающимися (студентами, слушателями) правил по охране труда и пожарной безопасности при проведении учебных занятий, выполнении лабораторных работ и практических занятий. |
|
+ |
+ |
|
|
Участвует в организуемых в рамках тематики направлений исследований кафедры семинарах, совещаниях и конференциях, иных мероприятиях образовательного учреждения |
+ |
|
|
|
|
Участвует в организуемых в рамках тематики направлений исследований кафедры семинарах, совещаниях и конференциях, в том числе и международных. |
|
|
|
|
+ |
Принимает участие в подготовке учебников, учебных и учебно-методических пособий, разработке, рабочих программ и других видов учебно-методической работы кафедры или иного структурного подразделения |
|
|
+ |
|
|
Осуществляет руководство подготовкой учебников, учебных и учебно-методических пособий, конспектов лекций и иного методического материала по курируемым дисциплинам, непосредственно участвует в их разработке, в подготовке их к изданию. |
|
|
|
|
+ |
Вносит предложения по совершенствованию учебной и учебно-методической работы кафедры (факультета). |
|
|
|
|
+ |
Принимает участие в повышении квалификации начинающих преподавателей, в овладении ими преподавательского мастерства и профессиональных качеств, оказывает им методическую помощь, организует и планирует самостоятельную работу студентов, преимущественно магистров. |
|
|
|
+ |
|
Принимает активное участие в повышении квалификации преподавателей кафедры, оказывает им необходимую методическую помощь в овладении педагогическим мастерством и профессиональными навыками. |
|
|
|
|
+ |
Участвует в пропаганде научно-технических, социально-гуманитарных, экономических и правовых знаний. |
|
|
|
+ |
+ |
Руководит работой по подготовке научно-педагогических кадров. |
|
|
|
+ |
|
Присутствует на любых видах учебных занятий по выбору, а также на экзаменах и зачетах по курируемым дисциплинам. |
|
|
|
|
+ |
Руководит подготовкой научно-педагогических кадров (аспирантов и соискателей) на кафедре. |
|
|
|
|
+ |
Участвует в работе выборных органов или структурных подразделений образовательного учреждения по вопросам, относящимся к деятельности кафедры (факультета). |
|
|
|
|
+ |
Читает авторские курсы по направлению научных исследований кафедры (факультета). |
|
|
|
|
+ |
Мы наблюдаем наращивание обязанностей и усложнение деятельности по всем направлениям деятельности ППС: ведение всех видов учебных занятий, разработка учебно-методических материалов, разработка программ дисциплин, организация и руководство научно-исследовательской работой студентов, научная работа в рамках кафедры и учебного подразделения, руководство магистрантами, аспирантами, участие в профориентационной работе со школьниками, повышение квалификации и другие виды работы.
Таблица 2
Что должен знать
Должен знать |
Ассистент |
Преподаватель |
Ст. преподаватель |
Доцент |
Профессор |
законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам высшего профессионального образования |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
локальные нормативные акты образовательного учреждения; |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
государственные образовательные стандарты по соответствующим программам высшего профессионального образования |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
теорию и методы управления образовательными системами; |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
порядок составления учебных планов |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
правила ведения документации по учебной работе |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
основы педагогики, физиологии, психологии |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
методику профессионального обучения |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
технологию организации методической, научно-методической, научно-исследовательской работы |
|
|
|
|
+ |
современные формы и методы обучения и воспитания |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах, в том числе предназначенных для передачи информации |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
основы экологии, права, социологии |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
основные методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, необходимой для осуществления научно-исследовательской деятельности |
|
|
+ |
+ |
+ |
механизмы оформления прав интеллектуальной собственности |
|
|
+ |
+ |
+ |
правила по охране труда и пожарной безопасности |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Для всех категорий ППС обязательным является знание: законов и нормативных актов Российской Федерации, которые регламентируют деятельность высшей школы, локальных нормативных актов, образовательных стандартов, порядок разработки рабочих программ дисциплин, практик и др., остовы педагогики, психологии, физиологии, методику преподавания своего предмета, современные педагогические теории, образовательные технологии, дистанционные формы обучения, знание, компьютерные пользовательские навыки, основы экологии, права и социологии, правила по охране труда и пожарной безопасности. Для должностей от старшего преподавателя до профессора основные методы осуществления научно-исследовательской деятельности и отдельно для профессора – технологию организации научно-методической и научно-исследовательской работы.
Таблица 3
Требования к стажу
Стаж |
Ассистент |
Преподаватель |
Ст. преподаватель |
Доцент |
Профессор |
Высшее профессиональное образование и стаж работы в образовательном учреждении не менее 1 года |
+ |
+ |
|
|
|
при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук - без предъявления требований к стажу работы |
+ |
+ |
|
|
|
Высшее профессиональное образование и стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет, при наличии ученой степени кандидата наук стаж научно-педагогической работы не менее 1 года |
|
|
+ |
|
|
Высшее профессиональное образование, ученая степень кандидата (доктора) наук и стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет или ученое звание доцента (старшего научного сотрудника) |
|
|
|
+ |
|
Высшее профессиональное образование, наличие ученой степени и ученого звания, стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности кафедры, не менее 5 лет |
|
|
|
|
+ |
Стаж работы в соответствии с квалификационными требованиями увеличивается.
Но помимо квалификационных характеристик сам образовательный процесс испытывает потребности, которые нужно выполнять.
Образование есть процессы творческие, содержание дисциплин определяется стандартами и формируемыми компетенциями, но само обучение является креативным действом. Особое место занимает сам преподаватель. «Личность преподавателя (его профессионализм и культура, стиль деятельности) была и остаётся главной фигурой и проблемой в деятельности вуза и, прежде всего, в обучении и становлении студента как специалиста» [2]. Определенные факторы, чаще экономического характера, влияют на обесценивание личности преподавателя вуза, в условиях когда снижается значимость и приоритетность высшего образования в отношении общества.
От преподавателя в современном вузе ожидают не только высокие профессиональные знания своего предмета, но и научных исследований и разработок, методическую грамотность, владение компьютером и демонстрацию развитых пользовательских умения и знаний современных компьютерных программ, навыки организации дистанционного образования, владение различными онлайн платформами.
Поскольку образование не отделимо от воспитания, а высшей школе еще и от культуры, преподаватель сквозь свою дисциплину организует и воспитательную работу для обучающихся. И выходит, что современный преподаватель «и чтец, и жнец и на дуде игрец».
Нельзя не отметить, что именно искренность, увлеченность, высокие личностные качества и профессионализм привлекают студентов. Из собственного студенческого опыта могу сказать, что преподаватель влюбленный в свой предмет увлекает и других: меня поразила чудесный преподаватель Юлия Федоровна Малинина, когда на лекциях по психологии рассказывала нам про психологические типы так, что нельзя было не увлечься этими знаниями, а возрастные особенности детей и подростков стали темой жарких дискуссий в нашей группе не только на семинарах.
Рис.
Быть преподаватель в вузе – огромная ответственность и обязанность. Организация учебно-методической, воспитательной, научной, профориентационной работы требуют от человека, вовлеченного в образовательный процесс высоких моральных, профессиональных и личностных качеств.