Преподаватель высшей школы: обязанности и требования

В статье рассматриваются обязанности и требования, предъявляемые к должностям профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений согласно нормативным документам, а также необходимость соответствия преподавателей высоким стандартам, которые требуются для обеспечения современного образовательного процесса. Организация учебно-методической, воспитательной работы требуют от человека, вовлеченного в обучение высоких моральных, профессиональных и личностных качеств.

Аннотация статьи
высшая школа
требования и обязанности преподавателя вуза
образовательный процесс
Ключевые слова

16 ноября 2021 года вышел приказ министра науки и высшего образования В.Н. Фалькова № 992 от 01.11.2021 «Об установлении профессионального праздника – Дня преподавателя высшей школы». Поздравляем всех коллег с этим событием, преподаватели вузов получили свой профессиональный праздник!

Какой же он современный преподаватель высшего учебного заведения? Квалификационные характеристики должностей и руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования определяют характеристики должности руководителей, профессорско-преподавательского состава, работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала [1].

Обратимся к части, которая посвящена преподавателям и описывает должности ППС: ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор. Каждая из должностей включает перечень должностных обязанностей, что должен знать и требования к квалификации.

Таблица 1

Должностные обязанности должностей ППС

Должностные обязанности

Ассистент

Преподаватель

Ст. преподаватель

Доцент

Профессор

Организует и осуществляет учебную и учебно-методическую работу по преподаваемой дисциплине или отдельным видам учебных занятий, за исключением чтения лекций.

+

+

 

 

 

Проводит все виды учебных занятий, учебной работы.

 

 

+

 

 

Ведет все виды учебных занятий, руководит курсовыми и дипломными проектами и научно-исследовательской работой обучающихся (студентов, слушателей), преимущественно магистров и специалистов.

 

 

 

+

+

Организует и проводит учебную, воспитательную и учебно-методическую работу по преподаваемой дисциплине или отдельным видам учебных занятий.

 

 

+

 

 

Осуществляет планирование, организацию и контроль учебной, воспитательной и учебно-методической работы по курируемым дисциплинам.

 

 

 

+

+

Разрабатывает методическое обеспечение курируемых дисциплин.

 

 

 

+

 

Контролирует методическое обеспечение курируемых дисциплин.

 

 

 

 

+

Участвует в научно-исследовательской работе кафедры, иного подразделения образовательного учреждения.

+

+

+

 

 

Организует, руководит и ведет научно-исследовательскую работу по профилю кафедры (факультета).

 

 

 

+

 

Руководит научно-исследовательской работой по научному направлению работы кафедры (смежным специальностям), организует ее деятельность.

 

 

 

 

+

Привлекает к выполнению научно-исследовательской работы в установленном порядке преподавателей, учебно-вспомогательный персонал кафедры, аспирантов и обучающихся (студентов, слушателей) кафедры и специалистов других структурных подразделений образовательного учреждения.

 

 

 

 

+

Обеспечивает выполнение учебных планов и программ.

 

 

+

 

 

Обеспечивает выполнение учебных планов, разработку и выполнение учебных программ.

 

 

 

 

 

Под руководством профессора, доцента или старшего преподавателя (куратора дисциплины) принимает участие в разработке методических пособий, лабораторных работ, практических занятий, семинаров.

+

+

 

 

 

Комплектует и разрабатывает методическое обеспечение преподаваемых дисциплин или отдельных видов учебных занятий и учебной работы.

 

 

+

 

 

Организует и планирует методическое и техническое обеспечение учебных занятий.

+

+

 

 

 

Разрабатывает рабочие программы по курируемым курсам.

 

 

 

+

 

Разрабатывает рабочие учебные программы по курируемым дисциплинам, руководит их разработкой другими преподавателями.

 

 

 

 

+

Участвует в разработке образовательной программы образовательного учреждения.

 

 

 

+

 

Создает условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников.

 

 

+

+

+

Принимает участие в воспитательной работе с обучающимися (студентами, слушателями), в организации их научно-исследовательской работы, в профессиональной ориентации школьников, в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению, развитию, обеспечению и совершенствованию материально-технической базы учебного процесса, обеспечению учебных подразделений и лабораторий оборудованием.

+

+

 

 

 

Организует и занимается профессиональной ориентацией школьников по специализации кафедры.

 

 

 

+

 

Принимает участие в научно-исследовательской работе обучающихся (студентов, слушателей), руководит их самостоятельной работой по преподаваемой дисциплине или отдельным видам учебных занятий и учебной работы, участвует в профессиональной ориентации школьников.

 

 

+

 

 

Руководит, контролирует и направляет деятельность научного студенческого общества.

 

 

 

+

 

Контролирует и проверяет выполнение обучающимися (студентами, слушателями) домашних заданий. Контролирует соблюдение обучающимися (студентами, слушателями) правил по охране труда иной безопасности при проведении учебных занятий, выполнении лабораторных работ и практических занятий.

+

+

+

+

 

Осуществляет контроль качества проводимых ассистентами и преподавателями учебных занятий.

 

 

+

 

 

Осуществляет контроль качества проведения преподавателями кафедры всех видов учебных занятий по курируемой дисциплине.

 

 

 

+

 

Обеспечивает выполнение учебных планов, разработку и выполнение учебных программ.

 

 

 

+

 

Оказывает методическую помощь ассистентам и преподавателям в овладении педагогическим мастерством и профессиональными навыками.

 

 

+

 

 

Принимает участие в научно-методической работе кафедры в составе методической комиссии по соответствующей специальности.

 

 

+

+

 

Участвует в научно-методической работе кафедры по вопросам профессионального образования, а также в составе методической комиссии по специальности или научно-методического совета факультета образовательного учреждения.

 

 

 

 

+

Организует, планирует и руководит самостоятельной работой обучающихся (студентов, слушателей) по курируемым дисциплинам, их научно-исследовательской работой, студенческим научным обществом на кафедре (факультете), профессиональной ориентационной работой школьников по специальностям кафедры.

 

 

 

 

+

Контролирует соблюдение обучающимися (студентами, слушателями) правил по охране труда и пожарной безопасности при проведении учебных занятий, выполнении лабораторных работ и практических занятий.

 

+

+

 

 

Участвует в организуемых в рамках тематики направлений исследований кафедры семинарах, совещаниях и конференциях, иных мероприятиях образовательного учреждения

+

 

 

 

 

Участвует в организуемых в рамках тематики направлений исследований кафедры семинарах, совещаниях и конференциях, в том числе и международных.

 

 

 

 

+

Принимает участие в подготовке учебников, учебных и учебно-методических пособий, разработке, рабочих программ и других видов учебно-методической работы кафедры или иного структурного подразделения

 

 

+

 

 

Осуществляет руководство подготовкой учебников, учебных и учебно-методических пособий, конспектов лекций и иного методического материала по курируемым дисциплинам, непосредственно участвует в их разработке, в подготовке их к изданию.

 

 

 

 

+

Вносит предложения по совершенствованию учебной и учебно-методической работы кафедры (факультета).

 

 

 

 

+

Принимает участие в повышении квалификации начинающих преподавателей, в овладении ими преподавательского мастерства и профессиональных качеств, оказывает им методическую помощь, организует и планирует самостоятельную работу студентов, преимущественно магистров.

 

 

 

+

 

 Принимает активное участие в повышении квалификации преподавателей кафедры, оказывает им необходимую методическую помощь в овладении педагогическим мастерством и профессиональными навыками.

 

 

 

 

+

Участвует в пропаганде научно-технических, социально-гуманитарных, экономических и правовых знаний.

 

 

 

+

+

Руководит работой по подготовке научно-педагогических кадров.

 

 

 

+

 

Присутствует на любых видах учебных занятий по выбору, а также на экзаменах и зачетах по курируемым дисциплинам.

 

 

 

 

+

Руководит подготовкой научно-педагогических кадров (аспирантов и соискателей) на кафедре.

 

 

 

 

+

Участвует в работе выборных органов или структурных подразделений образовательного учреждения по вопросам, относящимся к деятельности кафедры (факультета).

 

 

 

 

+

Читает авторские курсы по направлению научных исследований кафедры (факультета).

 

 

 

 

+

Мы наблюдаем наращивание обязанностей и усложнение деятельности по всем направлениям деятельности ППС: ведение всех видов учебных занятий, разработка учебно-методических материалов, разработка программ дисциплин, организация и руководство научно-исследовательской работой студентов, научная работа в рамках кафедры и учебного подразделения, руководство магистрантами, аспирантами, участие в профориентационной работе со школьниками, повышение квалификации и другие виды работы.

Таблица 2

Что должен знать

Должен знать

Ассистент

Преподаватель

Ст. преподаватель

Доцент

Профессор

законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам высшего профессионального образования

+

+

+

+

+

локальные нормативные акты образовательного учреждения;

+

+

+

+

+

государственные образовательные стандарты по соответствующим программам высшего профессионального образования

+

+

+

+

+

теорию и методы управления образовательными системами;

+

+

+

+

+

порядок составления учебных планов

+

+

+

+

+

правила ведения документации по учебной работе

+

+

+

+

+

основы педагогики, физиологии, психологии

+

+

+

+

+

методику профессионального обучения

+

+

+

+

+

технологию организации методической, научно-методической, научно-исследовательской работы

 

 

 

 

+

современные формы и методы обучения и воспитания

+

+

+

+

+

методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных

+

+

+

+

+

требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах, в том числе предназначенных для передачи информации

+

+

+

+

+

основы экологии, права, социологии

+

+

+

+

+

основные методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, необходимой для осуществления научно-исследовательской деятельности

 

 

+

+

+

механизмы оформления прав интеллектуальной собственности

 

 

+

+

+

правила по охране труда и пожарной безопасности

+

+

+

+

+

Для всех категорий ППС обязательным является знание: законов и нормативных актов Российской Федерации, которые регламентируют деятельность высшей школы, локальных нормативных актов, образовательных стандартов, порядок разработки рабочих программ дисциплин, практик и др., остовы педагогики, психологии, физиологии, методику преподавания своего предмета, современные педагогические теории, образовательные технологии, дистанционные формы обучения, знание, компьютерные пользовательские навыки, основы экологии, права и социологии, правила по охране труда и пожарной безопасности. Для должностей от старшего преподавателя до профессора основные методы осуществления научно-исследовательской деятельности и отдельно для профессора – технологию организации научно-методической и научно-исследовательской работы.

Таблица 3

Требования к стажу

Стаж

Ассистент

Преподаватель

Ст. преподаватель

Доцент

Профессор

Высшее профессиональное образование и стаж работы в образовательном учреждении не менее 1 года

+

+

 

 

 

при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук - без предъявления требований к стажу работы

+

+

 

 

 

Высшее профессиональное образование и стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет, при наличии ученой степени кандидата наук стаж научно-педагогической работы не менее 1 года

 

 

+

 

 

Высшее профессиональное образование, ученая степень кандидата (доктора) наук и стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет или ученое звание доцента (старшего научного сотрудника)

 

 

 

+

 

Высшее профессиональное образование, наличие ученой степени и ученого звания, стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности кафедры, не менее 5 лет

 

 

 

 

+

Стаж работы в соответствии с квалификационными требованиями увеличивается.

Но помимо квалификационных характеристик сам образовательный процесс испытывает потребности, которые нужно выполнять.

Образование есть процессы творческие, содержание дисциплин определяется стандартами и формируемыми компетенциями, но само обучение является креативным действом. Особое место занимает сам преподаватель. «Личность преподавателя (его профессионализм и культура, стиль деятельности) была и остаётся главной фигурой и проблемой в деятельности вуза и, прежде всего, в обучении и становлении студента как специалиста» [2]. Определенные факторы, чаще экономического характера, влияют на обесценивание личности преподавателя вуза, в условиях когда снижается значимость и приоритетность высшего образования в отношении общества.

От преподавателя в современном вузе ожидают не только высокие профессиональные знания своего предмета, но и научных исследований и разработок, методическую грамотность, владение компьютером и демонстрацию развитых пользовательских умения и знаний современных компьютерных программ, навыки организации дистанционного образования, владение различными онлайн платформами.

Поскольку образование не отделимо от воспитания, а высшей школе еще и от культуры, преподаватель сквозь свою дисциплину организует и воспитательную работу для обучающихся. И выходит, что современный преподаватель «и чтец, и жнец и на дуде игрец».

Нельзя не отметить, что именно искренность, увлеченность, высокие личностные качества и профессионализм привлекают студентов. Из собственного студенческого опыта могу сказать, что преподаватель влюбленный в свой предмет увлекает и других: меня поразила чудесный преподаватель Юлия Федоровна Малинина, когда на лекциях по психологии рассказывала нам про психологические типы так, что нельзя было не увлечься этими знаниями, а возрастные особенности детей и подростков стали темой жарких дискуссий в нашей группе не только на семинарах.

Рис.

Быть преподаватель в вузе – огромная ответственность и обязанность. Организация учебно-методической, воспитательной, научной, профориентационной работы требуют от человека, вовлеченного в образовательный процесс высоких моральных, профессиональных и личностных качеств.

Текст статьи
  1. Раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования // Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 января 2011 г. № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». URL:https://base.garant.ru/55170898/de40175ab12d04d68f792b5b742a18fc/ (Дата обращения 10.01.2022)
  2. Татаренкова И.А. О требованиях к деятельности преподавателя вуза // Университетская наука: взгляд в будущее. Сборник научных трудов по материалам Международной научной конференции, посвященной 83-летию Курского государственного медицинского университета. В 2-х томах. / Под редакцией В.А. Лазаренко. Курск, 2018. С. 545-549.
Список литературы