Особенности техники выполнения вторых передач при их тактической реализации

Особенности техники выполнения вторых передач при их тактической реализации

В статье раскрыты особенности и анализ соревновательной деятельности волейболисток. Рассмотрены вторые передачи, выполненные связующими игроками в ходе игр и загруженность зон площадки, из которых производятся нападающие удары женскими командами Чемпионата Владимирской области по волейболу сезона 2018-2019 гг.

Аннотация статьи
волейбол
связующий игрок
вторая передача
Ключевые слова

Волейбол – неконтактный, комбинационный вид спорта, где каждый игрок имеет строгую специализацию на площадке [1]. Любой игрок в волейбольной команде способен выполнить подачу, осуществить прием мяча, сделать пас или отработать в защите или на блоке, но, чтобы увеличить шансы на победу в игре игроки в зависимости от расстановки на площадке разделяют определенные функции между собой и оттачивают свое мастерство в зависимости от амплуа.

Актуальность исследования. В современной игре передача – важнейший элемент нападения, связывающий действие защиты непосредственно с атакой. Главная техническая задача здесь – обеспечить наилучшие условия для действий атакующего игрока при выполнении им нападающих ударов, используя при этом передачи точные, скоростные, чередуя их по направлению, длине, высоте, выполняя отвлекающие действия. Вторые передачи являются средством тактической подготовки нападающих ударов. Роль связующего игрока заключается не только в том, чтобы выполнить технически правильно передачу для нападающего удара, но и уметь маскировать свои действия от команды соперника. Также не мало важной задачей связующего игрока на площадке является оценка психического, морального и физического состояния нападающих игроков своей команды. Он должен четко понимать кому из игроков выполнить передачу, для результативного атакующего действия. Разнообразие и точность проводимых связующих игровых комбинаций позволяют максимально затруднить построение плотной обороны соперником Связующий игрок определяет стиль игры команды.

Цель исследования: анализ техники вторых передач мяча при их тактической реализации в игровом процессе.

Объект исследования: технико-тактическая подготовка связующих игроков в процессе соревновательной деятельности в волейболе.

Предмет исследования: качество выполнения передачи мяча в игровом процессе.

Результаты исследования и их обсуждение. Оценка педагогического процесса происходит с качественных и количественных позиций. Количественные критерии позволяют более объективно раскрыть произошедшие изменения, установить степень достоверности различий или отсутствие таковых [3].

Показатели загруженности зон площадки при выполнении вторых передач в разные зоны передней и задней линии оценивалась в процентном соотношении. Результаты полученные с помощью записи игр, обрабатывались следующим образом. По формуле определялось процентное соотношение выполненных вторых передач в разные зоны:

,

где: Z – общие количество вторых передач за всю игру; Y-количество передач в определенную зону за всю игру; X – процент.

Так же рассматривались показатели правильного выполнения вторых передач связующими игроками. Соотношение правильно выполненных передач и передач с технико-тактической ошибкой считалось по формуле:

,

где: G – общее количество передач за все игры; Y – количество правильно выполненных передач или передач с технико- тактической ошибкой; X – процент

Результативность вторых передач и стабильность выполнения этого технического приема оценивалась в процентном соотношении. Результаты, полученные с помощью записи игр, обрабатывались следующим образом. По формуле определили результативность передач для атакующего действия:

где: S(в) – сумма передач точно в зону; S(п) – сумма передач, выполненных с ошибкой; S(общ) – общее количество выполненных передач.

Стабильность передачи мяча на удар оценивалась следующим образом:

где: S(п) – сумма передач, выполненных с ошибкой; S(общ) – общее количество выполненных передач.

В эксперименте приняли участие связующие игроки 3 команд лидеров Чемпионата Владимирской области по волейболу сезона 2018-19 «ВлГУ-VF» г. Владимир, «Гусевчанка» г. Гусь-Хрустальный, «Юность» поселка Малыгино Ковровского района Владимирской области. Были рассмотрены игры между командами, участвующими в эксперименте 1, 2 круга предварительного этапа и финальной части. Для решения поставленных задач был проведен анализ выполнения вторых передач связующими игроками, а тактическое поведение волейболисток определялось по загруженности зон площадки при реализации нападающего удара.

В соответствии с данными нотационных записей – количественные показатели загруженности зон площадки вторыми передачами у команд г. Владимира, г. Гусь-Хрустальный и Ковровского района в различных технико-тактических комбинациях представлены в таблице 1.

Анализируя данные, полученные в ходе исследования, было установлено, что наибольший процент точно выполненных передач у связующего игрока сборной команды «ВлГУ-VF», что составило 92,7% и самый низкий процент технического брака 1,04%. В данном случае у игрока хорошо развита быстрота двигательной реакции (реакция на движущий объект и реакция выбора), так как в ходе игры он должен увидеть мяч, оценить скорость и траекторию полета мяча, проанализировать обстановку на стороне соперника и увидеть перемещение и положение своих игроков.

Таблица 1

Показатели выполнения вторых передач связующими игроками женских сборных команд в Чемпионате Владимирской области по волейболу игрового сезона 2018-2019 гг.

технико-тактические показатели

 

название команды

Выполнение передач

Передачи точно в зону

(+) %

Ошибка на передаче

(-) %

Передачи недовведенные до зоны (0) %

1. «ВлГУ-VF»

92,7%

1,04%

6,25%

2. «Гусевчанка»

76,4%

4,5%

19,1%

3. «Юность»

89,3%

2,3%

9,2%

Самый низкий процент точно выполненных передач у связующего игрока команды г. Гусь-Хрустальный 76,4%, отсюда наибольший показатель передач, выполненных с ошибкой – 4,5%. Можно сказать, что у данного игрока уровень скоростной выносливости и координации движений во время выполнения передачи не высокий, что мешает ему выполнять сложные многокомпонентные движения, быстро переключать и распределять внимание в высокой помехоустойчивости вестибулярных реакций. Отсюда низкий диапазон двигательных возможностей и точности выполнения второй передачи для атакующего удара.

Довольно часто доводка мяча, после приема или при удачной игре противоборствующих команд в защите, не всегда приходится в зону связующего игрока, поэтому он выполняет множество рывков на различные расстояния, чтобы выйти под мяч для качественного выполнения передачи [2].

Наименьший процент недоведенных передач до зоны нападения был выявлен у связующего игрока сборной команды г. Владимира, он составил 6,25%. Это говорит о хорошем уровне скоростной выносливости связующего игрока данной команды, который успевал выходить под мяч и выполнять передачу точно в зону для организации нападающим результативного атакующего действия. Более высокий процент неточно выполненных передач в зону нападения у команд «Юность» и «Гусевчанка» (9,2%;19,1%. соотв.).

Вторым этапом исследовательской работы стало определение загруженности зон площадки при выполнении передачи на нападающий удар и качества выполнения передачи мяча двумя руками сверху (таблица 2).

Таблица 2

Показатели качества второй передачи и загруженности зон площадки при выполнении передачи на нападающий удар

Исследуемые параметры

Название команды

4 зона

%

3 зона

%

2 зона

%

1 зона

%

Результативность

%

Стабиль

ность

%

1. «ВлГУ-VF»

47,8%

23,1%

25,6%

3,5%

89%

98,8%

2. «Гусевчанка»

42,6%

27,8%

28,3%

1,3%

66,1%

90,2%

3. «Юность»

49,1%

28,1%

21,1%

1,7%

69,2%

95,8%

Сопоставляя полученные результаты выполнения вторых передач по зонам площадки установлено, что самой загруженной зоной во всех командах является зона № 4 от 42,6 до 49,1 процента, наименьшее количество передач было выполнено в 1 зону. (соответственно 3,5%; 1,3%; 1,7%). В современном женском волейболе атака зачастую стоится с задней линии диагональным игроком. В большинстве команд Владимирской области эта комбинация не применяется или используется редко, отсюда низкий процент выполнения передач в 1 зону у трех исследуемых команд.

В игровых зонах 2 и 3 приблизительно равные значения в пределах средней 24,6% с небольшими отклонениями в ту или другую сторону.

В процессе исследования была рассчитана результативность и стабильность связующего игрока каждой команды.

Самый высокий показатель результативности и стабильности у связующего игрока команды из г. Владимира, он составил 89% и 98,8% соответственно, а самый низкий у связующей команды г. Гусь– Хрустальный 66,1 % и 90,2% Это объясняется тем, что диспетчер команды г. Владимира умеет видеть партнеров, мяч, быстро оценивать игровой момент, принимать правильное решение и быстро переходить от одних игровых действий к другим.

Обобщая полученные данные, можно сказать, что технически правильно выполненная вторая передача ведет к осуществлению результативного атакующего действия, что в конечном счете влияет на результат игры.

Это подтверждается и итогами финальных игр Чемпионата Владимирской области, где команда «ВлГУ-VF» заняла 1 место, «Юность» – 2 место и 3 место заняла команда «Гусевчанка».

Текст статьи
  1. Рыцарев В.В. Волейбол: теория и практика /В.В. Рыцарев. – М.: Спорт, 2016. – 456 с.
  2. Шляпников С.К. Комплексная тренировка связующего игрока: методическое пособие / С.К. Шляпников, А.А. Кривошеин. – М.: Всероссийская федерация волейбола, 2011. – 67 с.
  3. Черных З.Е. Количественная оценка эффективности действий в волейболе методами математической статистики / З.Е. Черных, В.А. Платонов, Х.Х. Стеркин // Теория и практика физической культуры. – 1978. – № 6. – С. 17-21.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 октября по 31 октября
Остался 1 день до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
04 ноября
Загрузка в elibrary
04 ноября
Рассылка печатных экземпляров
06 ноября