Актуальность исследования
В последние десятилетия понятие «интермедиальность» стало ключевым для гуманитарных наук, отражая возросший интерес к феномену слияния различных медиумов – литературного, музыкального, визуального и перформативного. Особенно заметна тенденция к анализу поэтических запусков, в которых взаимодействие медиумов конституирует не просто выразительную стратегию, но и формирует новые структуры смыслового посыла.
В контексте авторской песни, жанра, основанного на тесном взаимодействии поэтического текста и музыкального сопровождения, интермедиальность выступает не только как характеристика, но и как база жанрового синтеза. Несмотря на многочисленные исследования, междисциплинарное рассмотрение авторской песни остаётся недостаточно развитым. Большая часть работ сосредоточена на классических бардовских традициях, но современный этап (с добавлением визуальных, цифровых и перформативных компонентов) требует качественно нового подхода.
Таким образом, существует необходимость в комплексном исследовании жанра современной авторской песни сквозь призму интермедиальности, чтобы выявить ключевые стратегии синтеза медиумов и понять их значение для жанровой эволюции и восприятия аудитории.
Цель исследования
Цель исследования – разработать теоретико-методические основы и провести системный анализ интермедиальных стратегий в современной авторской песне, направленный на выявление способов взаимодействия различных медиумов (поэзии, музыки, визуальных и перформативных элементов) и понимание их роли в формировании авторского высказывания и восприятия аудитории.
Материалы и методы исследования
В исследовании использованы методы сравнительно-сопоставительного анализа, культурологического и медиатекстуального подходов, а также элементы музыкальной и литературной герменевтики. Основной корпус материалов составили тексты и видеозаписи современных авторов песен (включая клипы, live-выступления и подкасты), аналитические и научные статьи из открытых источников, а также цифровые данные с медиаплатформ.
Результаты исследования
Медиальность не сводится к медийности, т. е. к техническому носителю информации в интернет-пространстве. Медиальный формат – это избираемый для передачи информации канал плюс код – вербальный, изобразительный, цветовой, музыкальный и др. – и правила кодирования этой информации [1, с. 102].
Понятие интермедиальности в его самом широком значении относится к любым взаимодействиям между различными медиа и, таким образом, используется для описания значительного количества культурных феноменов, в которых задействованы более одного традиционного медиа [2, с. 58].
На протяжении истории были выделены следующие формы взаимодействия искусств (табл. 1).
Таблица 1
Исторические типы интермедиальности
Историческая эпоха | Характеристика интермедиальности | Примеры художественных форм / произведений | Тип взаимодействия медиумов |
Античность | Синкретизм искусств: единство слова, музыки, танца в ритуале и театре | Древнегреческий хор, трагедия (Эсхил, Софокл), античный эпос | Вербальный + музыкальный + телесные медиумы (перформанс) |
Средневековье | Литургический синтез: архитектура + музыка + скульптура + цветовое оформление | Готические соборы (Шартрский, Реймсский), григорианский хорал | Пространственно-звуковая интермедиальность |
Эпоха Барокко | Театрализованный синтез искусства с пышной визуальностью и звуковыми эффектами | Опера, кантаты, мессы (Гендель, Бах), архитектура с театральной сценографией | Аудио-визуально-действенная интермедиальность |
Романтизм | Активное взаимодействие поэзии и музыки, усиление выразительности | Литературно-музыкальные циклы (Шуберт, Шуман), фортепианные пьесы с поэтическими эпиграфами | Музыкально-поэтический синтез |
Модерн/Модернизм | Эксперименты на стыке живописи, поэзии, театра, музыки, архитектуры | Баухаус, футуризм, сюрреализм, синестезия (Кандинский), кино (Эйзенштейн) | Мультисенсорная и концептуальная интермедиальность |
Постмодерн | Цифровая гибридизация медиа, активная игра с кодами, аллюзиями, технологиями | Видеоарт, инсталляции, перформанс-арт, мультимедийные проекты | Цифровая, интерактивная, трансмедиальная интермедиальность |
Современность | Смешение всех возможных медиаформ, участие зрителя в медиапродукте | VR-искусство, нейросетевые генеративные проекты, TikTok/YouTube-контент | Полисенсорная, генеративная, перформативная интермедиальность |
Классификация видов интермедиальности в научной литературе строится на типах взаимодействия между различными медиумами (текст, звук, изображение и др.). Один из наиболее распространённых подходов предлагает следующие основные виды:
- Конститутивная (или синкретическая) – когда произведение изначально создаётся как результат объединения разных медиумов (например, песня как сочетание поэзии и музыки, опера, видеопоэзия). Здесь ни один медиум не является доминирующим.
- Референциальная – один медиум отсылает к другому, не воспроизводя его напрямую. Например, литературный текст описывает картину (экфрасис), или песня содержит ссылку на фильм.
- Трансформационная (или транспозиционная) – перенос одного произведения из одного медиума в другой: экранизация романа, либретто по литературному сюжету и др. Здесь происходит интерсемиотический перевод.
- Селективная – использование в одном медиуме приёмов другого, например, кинематографичность литературного текста (монтаж, крупные планы).
- Цитатная – включение элементов других медиумов в виде прямых цитат: фрагменты песен в прозе, визуальные вставки в текст и т. д.
Так как песня – это синтез музыкального и вербального текстов, о значимости слов или музыки можно рассуждать только с точки зрения их профессионального отношения и сферы бытования [4, с. 126].
Понимание интермедиальности как сложного культурного феномена, предполагающего взаимодействие и синтез различных медиумов, позволяет перейти к рассмотрению конкретных художественных форм, в которых это взаимодействие проявляется наиболее ярко. Одной из таких форм выступает авторская песня.
Обобщая данные аналитических статей, можно выделить несколько ключевых межмедийных уровней в авторской песне (табл. 2).
Таблица 2
Ключевые межмедийные уровни в авторской песне
Уровень | Описание | Примечание |
Вербальный | Лирический текст с субъективной и эпико-драматической структурой | Заимствования от лирики, эпоса и драмы |
Музыкальный | Акустическая гитара или фортепиано как основа мелодической основы | Ритмико-мелодические решения образуют каркас |
Интонационный | Голосовые вариации, акценты, интонационные «цыганские окраски» | Носит выразительный характер, становится средством эмоционального воздействия |
Перформативный | Исполнение «у костра», квартирники, живые фестивали | Включает визуально-ситуативные аспекты исполнения |
Современные представители вокально-музыкального исполнения стремятся решать самые различные культурные (в частности, художественные, морально-эстетические) задачи своего поколения с помощью обновленных выразительных средств, нередко осуществляют достаточно кропотливую работу по нахождению или формированию таких техник трансляции материала, которые с наибольшей степенью точности способны отобразить специфический дух современной эпохи сквозь призму перманентно модернизируемого искусства.
Цифровая эпоха значительно изменила авторскую песню:
- Видеоклипы и записи на YouTube создают новую форму интермедиальной структуры, соединяя аудио и видео. Исследование показывает, что YouTube воспринимается зрителями как музыкальная платформа с визуальным, социальным и интерактивным измерением.
- Социальные медиа и стриминг изменили модель дистрибуции: музыканты публикуют записи самостоятельно, обходя традиционных дистрибьюторов. Дистрибьюторы превращаются в технологические компании, создающие цифровые инфраструктуры для авторов.
- Подкасты и онлайн‑концерты (например, Грушинский фестиваль с трансляциями на YouTube) стали новым форматом, значительно расширяя аудиторию и формируя медийное пространство жанра.
Рассмотрение авторской песни как интермедийного жанра позволяет понять, насколько глубоко в её структуру встроены элементы различных медиумов – от поэтического текста до интонационного и перформативного оформления. Современные реалии, особенно обусловленные цифровизацией культурной среды, трансформируют не только формы исполнения, но и способы авторского высказывания.
- Визуализация звука и «музыкальные визуализаторы». Современные авторы активно используют технику визуализации музыки как для видеоклипов, так и для интерактивных форматов на платформах. Платформа Renderforest предлагает шаблоны эквалайзеров и визуализаторов специально для YouTube и соцсетей. Это позволяет музыкантам превращать аудиодорожки в визуально динамичные, наглядные форматы, усиливающие эффект восприятия у зрителей.
- YouTube‑стратегии и контент-подход. YouTube предлагает авторам две ключевые интермедиальные стратегии: отбор контента (каверы, стримы) и создание собственного визуального контента (официальные клипы, лиричные видео, бэкстейдж). Такой подход обеспечивает полифоничность медиатекста и расширяет границы взаимодействия: звуковой и визуальной компонент интегрируются в единый формат.
- Визуальные концептуальные альбомы. Современные проекты всё чаще выходят в формате визуальных альбомов, где каждая песня сопровождается индивидуальным видеорядом. Пример – альбом Solaris Es артистки Нюши. Для каждого нового трека альбома были выпущены visualizers (вижуалайзеры), которые объединили в один музыкальный фильм «Solaris Es Spiritual Journey».
- Перформативные арт-акции. Некоторые авторы переходят от традиционного концерта к перформативным акциям, смешивая музыку, визуальные образы и культурный контекст. Группа Shortparis (Санкт-Петербург) – пример: они проводили концерты в супермаркете и на киностудии, где зритель одновременно музыкально и визуально интегрирован в пространство выступления.
- Аудиовизуальной эстетика инди‑исполнителей. Эстетика самостоятельных исполнителей, как life.valerian, включает дозированное смешение музыки с видеоматериалами, графикой, VHS-стилизацией и глитч-эффектами. Эти авторы создают целостный аудиовизуальный опыт, где текст, звук и визуал формируют единый атмосферный продукт.
- Исторический контекст мультимедиа‑синтеза. Истоки визуализации музыки уходят в XVIII век: Ньютона вдохновил спектр звуков и цветов, идея синестезии цвета и звука получила развитие у композиторов рубежа XIX–XX веков. Современные интермедиальные стратегии фактически продолжают эту традицию в цифровых форматах.
Авторская песня традиционно органично объединяет поэтический, музыкальный и перформативный компоненты. Медиасредства функционируют не изолированно, а во взаимодействии, формируя сложную структуру авторского сообщения. Наглядно это прослеживается в схеме, представленной на рисунке.
Рис. Схема интермедиального взаимодействия в авторской песне
За счёт взаимодействия поэтического текста, музыкального сопровождения, интонационного оформления и перформативной среды создаётся многослойное сообщение, в котором каждый медиум не просто дублирует другой, но дополняет и трансформирует его, формируя целостный и глубоко индивидуальный медиатекст:
- Метасемантическая насыщенность. Когда музыкальное развитие отражает смысловую динамику текста, создаётся метатекст – музыкально-рифмованная структура усиления эмоционального эффекта.
- Ревербализация невербального. Интонационные и перформативные элементы играют роль языка: в фольклоре, в перформансах возникают жестовые, интонационные маркеры, создающие «сверхтекст», способ усиления смысла.
- Контекстуальный резонанс. Живое выступление усиливает личностное воздействие. Фестивальные или камерные форматы (у костра, на YouTube) создают близость, доверие и усиливают эмоциональную связь.
- Семантические уровни. Исследование семантики средств музыкальной выразительности обусловлено необходимостью выявления и осмысления содержания вузовской подготовки студентов для обеспечения готовности к предстоящей профессиональной деятельности в аспекте формирования музыкальности учащихся [3, с. 60].
Проведённый анализ интермедиальности в современной авторской песне демонстрирует значительный потенциал для дальнейших исследований в междисциплинарном поле. Актуальными представляются следующие направления научного поиска:
- Вопросы рецепции авторской песни в её мультимедийной форме требуют применения методов когнитивной науки: ЭЭГ, анализа мимической и интонационной реакции. Это позволит эмпирически зафиксировать, как слушатель воспринимает совмещение вербального, музыкального и визуального компонентов, и какие медиумы оказывают наибольшее влияние в коммуникативной структуре произведения.
- Современная авторская песня всё чаще представлена не в форме живого исполнения, а как мультимедийный продукт в цифровом медиапотоке. Анализ комментариев, пользовательских реакций, структуры видео и алгоритмического продвижения даёт материал для оценки влияния цифровой платформы на форму и содержание авторского высказывания.
- Интермедиальные практики могут отличаться в зависимости от культурного и медиального контекста. Сравнение русской авторской песни с творчеством зарубежных поэтов-музыкантов (например, Боба Дилана, Леонарда Коэна, Жоржа Брассенса) позволит выявить как универсальные, так и локальные модели интермедиального синтеза.
- Современные нейросетевые алгоритмы (например, Suno, Udio, MusicLM от Google) уже позволяют создавать авторские песни полностью автоматически. Их исследование с точки зрения интермедиального взаимодействия и сравнение с «живым» авторским высказыванием открывает новую плоскость гуманитарного анализа: вопрос о границе между авторством и автоматизацией в искусстве.
- Поскольку авторская песня – это форма индивидуального высказывания, она может быть инструментом выражения маргинализированных голосов. Перспективно рассматривать, как медиасредства используются для репрезентации гендерной, национальной, социальной идентичности через интермедиальный язык.
- Создание цифрового корпуса песен с аннотированными интермедиальными структурами, визуальными кодами, ритмическими схемами, видеовставками и другими мультимедийными элементами представляет ценность как для науки, так и для образовательных платформ и цифровых библиотек.
- Авторская песня может быть эффективным инструментом в образовательной среде. Исследование методик, позволяющих через интермедиальные тексты развивать креативное мышление, навыки интерпретации, коммуникативную компетенцию у школьников и студентов, представляет перспективное направление педагогической науки.
Выводы
Проведённый анализ показал, что современная авторская песня представляет собой сложный интермедийный жанр, в котором органично сочетаются вербальный, музыкальный, визуальный и перформативный уровни. Интермедиальность служит не только формальной рамкой, но и активным средством усиления авторского высказывания. Благодаря цифровым форматам авторская песня выходит за пределы традиционного звукового восприятия и превращается в комплексный медиапродукт, обладающий высокой степенью коммуникативной, эстетической и культурной значимости. Визуальные альбомы, live-сессии, видео визуализаторы, цифровые перформансы и нейросетевые генерации демонстрируют расширение выразительных границ жанра.
Дальнейшее исследование интермедиальных практик в авторской песне требует междисциплинарного подхода и активного вовлечения цифровых гуманитарных технологий.