Главная
АИ #15 (94)
Статьи журнала АИ #15 (94)
Интермедиальность как основа современной авторской песни

10.5281/zenodo.15858665

Интермедиальность как основа современной авторской песни

21 апреля 2022

Рубрика

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

интермедиальность
авторская песня
поэтика
визуализация звука
медиатекст
мультимедиа
синтез медиумов
цифровая культура
визуальный альбом

Аннотация статьи

В статье рассматривается феномен интермедиальности как методологическая и содержательная основа современной авторской песни. На основе анализа исторической эволюции интермедиального взаимодействия медиумов, выделены ключевые типы и формы синтеза поэтического, музыкального, визуального и перформативного компонентов. Авторская песня трактуется как интермедийный жанр, в котором взаимодействие различных медиаплатформ (YouTube, социальные сети, видеоклипы, подкасты) трансформирует способы восприятия и само представление авторского высказывания. Особое внимание уделено визуализации звука, концептуальным музыкальным альбомам, цифровым перформансам и практике инди-музыкантов. Делается вывод о значимости интермедиального подхода как усилителя эмоционального и смыслового воздействия авторской песни и формулируются перспективные направления дальнейших исследований.

Текст статьи

Актуальность исследования

В последние десятилетия понятие «интермедиальность» стало ключевым для гуманитарных наук, отражая возросший интерес к феномену слияния различных медиумов – литературного, музыкального, визуального и перформативного. Особенно заметна тенденция к анализу поэтических запусков, в которых взаимодействие медиумов конституирует не просто выразительную стратегию, но и формирует новые структуры смыслового посыла.

В контексте авторской песни, жанра, основанного на тесном взаимодействии поэтического текста и музыкального сопровождения, интермедиальность выступает не только как характеристика, но и как база жанрового синтеза. Несмотря на многочисленные исследования, междисциплинарное рассмотрение авторской песни остаётся недостаточно развитым. Большая часть работ сосредоточена на классических бардовских традициях, но современный этап (с добавлением визуальных, цифровых и перформативных компонентов) требует качественно нового подхода.

Таким образом, существует необходимость в комплексном исследовании жанра современной авторской песни сквозь призму интермедиальности, чтобы выявить ключевые стратегии синтеза медиумов и понять их значение для жанровой эволюции и восприятия аудитории.

Цель исследования

Цель исследования – разработать теоретико-методические основы и провести системный анализ интермедиальных стратегий в современной авторской песне, направленный на выявление способов взаимодействия различных медиумов (поэзии, музыки, визуальных и перформативных элементов) и понимание их роли в формировании авторского высказывания и восприятия аудитории.

Материалы и методы исследования

В исследовании использованы методы сравнительно-сопоставительного анализа, культурологического и медиатекстуального подходов, а также элементы музыкальной и литературной герменевтики. Основной корпус материалов составили тексты и видеозаписи современных авторов песен (включая клипы, live-выступления и подкасты), аналитические и научные статьи из открытых источников, а также цифровые данные с медиаплатформ.

Результаты исследования

Медиальность не сводится к медийности, т. е. к техническому носителю информации в интернет-пространстве. Медиальный формат – это избираемый для передачи информации канал плюс код – вербальный, изобразительный, цветовой, музыкальный и др. – и правила кодирования этой информации [1, с. 102].

Понятие интермедиальности в его самом широком значении относится к любым взаимодействиям между различными медиа и, таким образом, используется для описания значительного количества культурных феноменов, в которых задействованы более одного традиционного медиа [2, с. 58].

На протяжении истории были выделены следующие формы взаимодействия искусств (табл. 1).

Таблица 1

Исторические типы интермедиальности

Историческая эпоха

Характеристика интермедиальности

Примеры художественных форм / произведений

Тип взаимодействия медиумов

Античность

Синкретизм искусств: единство слова, музыки, танца в ритуале и театре

Древнегреческий хор, трагедия (Эсхил, Софокл), античный эпос

Вербальный + музыкальный + телесные медиумы (перформанс)

Средневековье

Литургический синтез: архитектура + музыка + скульптура + цветовое оформление

Готические соборы (Шартрский, Реймсский), григорианский хорал

Пространственно-звуковая интермедиальность

Эпоха Барокко

Театрализованный синтез искусства с пышной визуальностью и звуковыми эффектами

Опера, кантаты, мессы (Гендель, Бах), архитектура с театральной сценографией

Аудио-визуально-действенная интермедиальность

Романтизм

Активное взаимодействие поэзии и музыки, усиление выразительности

Литературно-музыкальные циклы (Шуберт, Шуман), фортепианные пьесы с поэтическими эпиграфами

Музыкально-поэтический синтез

Модерн/Модернизм

Эксперименты на стыке живописи, поэзии, театра, музыки, архитектуры

Баухаус, футуризм, сюрреализм, синестезия (Кандинский), кино (Эйзенштейн)

Мультисенсорная и концептуальная интермедиальность

Постмодерн

Цифровая гибридизация медиа, активная игра с кодами, аллюзиями, технологиями

Видеоарт, инсталляции, перформанс-арт, мультимедийные проекты

Цифровая, интерактивная, трансмедиальная интермедиальность

Современность

Смешение всех возможных медиаформ, участие зрителя в медиапродукте

VR-искусство, нейросетевые генеративные проекты, TikTok/YouTube-контент

Полисенсорная, генеративная, перформативная интермедиальность

Классификация видов интермедиальности в научной литературе строится на типах взаимодействия между различными медиумами (текст, звук, изображение и др.). Один из наиболее распространённых подходов предлагает следующие основные виды:

  • Конститутивная (или синкретическая) – когда произведение изначально создаётся как результат объединения разных медиумов (например, песня как сочетание поэзии и музыки, опера, видеопоэзия). Здесь ни один медиум не является доминирующим.
  • Референциальная – один медиум отсылает к другому, не воспроизводя его напрямую. Например, литературный текст описывает картину (экфрасис), или песня содержит ссылку на фильм.
  • Трансформационная (или транспозиционная) – перенос одного произведения из одного медиума в другой: экранизация романа, либретто по литературному сюжету и др. Здесь происходит интерсемиотический перевод.
  • Селективная – использование в одном медиуме приёмов другого, например, кинематографичность литературного текста (монтаж, крупные планы).
  • Цитатная – включение элементов других медиумов в виде прямых цитат: фрагменты песен в прозе, визуальные вставки в текст и т. д.

Так как песня – это синтез музыкального и вербального текстов, о значимости слов или музыки можно рассуждать только с точки зрения их профессионального отношения и сферы бытования [4, с. 126].

Понимание интермедиальности как сложного культурного феномена, предполагающего взаимодействие и синтез различных медиумов, позволяет перейти к рассмотрению конкретных художественных форм, в которых это взаимодействие проявляется наиболее ярко. Одной из таких форм выступает авторская песня.

Обобщая данные аналитических статей, можно выделить несколько ключевых межмедийных уровней в авторской песне (табл. 2).

Таблица 2

Ключевые межмедийные уровни в авторской песне

Уровень

Описание

Примечание

Вербальный

Лирический текст с субъективной и эпико-драматической структурой

Заимствования от лирики, эпоса и драмы

Музыкальный

Акустическая гитара или фортепиано как основа мелодической основы

Ритмико-мелодические решения образуют каркас

Интонационный

Голосовые вариации, акценты, интонационные «цыганские окраски»

Носит выразительный характер, становится средством эмоционального воздействия

Перформативный

Исполнение «у костра», квартирники, живые фестивали

Включает визуально-ситуативные аспекты исполнения

Современные представители вокально-музыкального исполнения стремятся решать самые различные культурные (в частности, художественные, морально-эстетические) задачи своего поколения с помощью обновленных выразительных средств, нередко осуществляют достаточно кропотливую работу по нахождению или формированию таких техник трансляции материала, которые с наибольшей степенью точности способны отобразить специфический дух современной эпохи сквозь призму перманентно модернизируемого искусства.

Цифровая эпоха значительно изменила авторскую песню:

  • Видеоклипы и записи на YouTube создают новую форму интермедиальной структуры, соединяя аудио и видео. Исследование показывает, что YouTube воспринимается зрителями как музыкальная платформа с визуальным, социальным и интерактивным измерением.
  • Социальные медиа и стриминг изменили модель дистрибуции: музыканты публикуют записи самостоятельно, обходя традиционных дистрибьюторов. Дистрибьюторы превращаются в технологические компании, создающие цифровые инфраструктуры для авторов.
  • Подкасты и онлайн‑концерты (например, Грушинский фестиваль с трансляциями на YouTube) стали новым форматом, значительно расширяя аудиторию и формируя медийное пространство жанра.

Рассмотрение авторской песни как интермедийного жанра позволяет понять, насколько глубоко в её структуру встроены элементы различных медиумов – от поэтического текста до интонационного и перформативного оформления. Современные реалии, особенно обусловленные цифровизацией культурной среды, трансформируют не только формы исполнения, но и способы авторского высказывания.

  1. Визуализация звука и «музыкальные визуализаторы». Современные авторы активно используют технику визуализации музыки как для видеоклипов, так и для интерактивных форматов на платформах. Платформа Renderforest предлагает шаблоны эквалайзеров и визуализаторов специально для YouTube и соцсетей. Это позволяет музыкантам превращать аудиодорожки в визуально динамичные, наглядные форматы, усиливающие эффект восприятия у зрителей.
  2. YouTube‑стратегии и контент-подход. YouTube предлагает авторам две ключевые интермедиальные стратегии: отбор контента (каверы, стримы) и создание собственного визуального контента (официальные клипы, лиричные видео, бэкстейдж). Такой подход обеспечивает полифоничность медиатекста и расширяет границы взаимодействия: звуковой и визуальной компонент интегрируются в единый формат.
  3. Визуальные концептуальные альбомы. Современные проекты всё чаще выходят в формате визуальных альбомов, где каждая песня сопровождается индивидуальным видеорядом. Пример – альбом Solaris Es артистки Нюши. Для каждого нового трека альбома были выпущены visualizers (вижуалайзеры), которые объединили в один музыкальный фильм «Solaris Es Spiritual Journey».
  4. Перформативные арт-акции. Некоторые авторы переходят от традиционного концерта к перформативным акциям, смешивая музыку, визуальные образы и культурный контекст. Группа Shortparis (Санкт-Петербург) – пример: они проводили концерты в супермаркете и на киностудии, где зритель одновременно музыкально и визуально интегрирован в пространство выступления.
  5. Аудиовизуальной эстетика инди‑исполнителей. Эстетика самостоятельных исполнителей, как life.valerian, включает дозированное смешение музыки с видеоматериалами, графикой, VHS-стилизацией и глитч-эффектами. Эти авторы создают целостный аудиовизуальный опыт, где текст, звук и визуал формируют единый атмосферный продукт.
  6. Исторический контекст мультимедиа‑синтеза. Истоки визуализации музыки уходят в XVIII век: Ньютона вдохновил спектр звуков и цветов, идея синестезии цвета и звука получила развитие у композиторов рубежа XIX–XX веков. Современные интермедиальные стратегии фактически продолжают эту традицию в цифровых форматах.

Авторская песня традиционно органично объединяет поэтический, музыкальный и перформативный компоненты. Медиасредства функционируют не изолированно, а во взаимодействии, формируя сложную структуру авторского сообщения. Наглядно это прослеживается в схеме, представленной на рисунке.

image.png

Рис. Схема интермедиального взаимодействия в авторской песне

За счёт взаимодействия поэтического текста, музыкального сопровождения, интонационного оформления и перформативной среды создаётся многослойное сообщение, в котором каждый медиум не просто дублирует другой, но дополняет и трансформирует его, формируя целостный и глубоко индивидуальный медиатекст:

  • Метасемантическая насыщенность. Когда музыкальное развитие отражает смысловую динамику текста, создаётся метатекст – музыкально-рифмованная структура усиления эмоционального эффекта.
  • Ревербализация невербального. Интонационные и перформативные элементы играют роль языка: в фольклоре, в перформансах возникают жестовые, интонационные маркеры, создающие «сверхтекст», способ усиления смысла.
  • Контекстуальный резонанс. Живое выступление усиливает личностное воздействие. Фестивальные или камерные форматы (у костра, на YouTube) создают близость, доверие и усиливают эмоциональную связь.
  • Семантические уровни. Исследование семантики средств музыкальной выразительности обусловлено необходимостью выявления и осмысления содержания вузовской подготовки студентов для обеспечения готовности к предстоящей профессиональной деятельности в аспекте формирования музыкальности учащихся [3, с. 60].

Проведённый анализ интермедиальности в современной авторской песне демонстрирует значительный потенциал для дальнейших исследований в междисциплинарном поле. Актуальными представляются следующие направления научного поиска:

  1. Вопросы рецепции авторской песни в её мультимедийной форме требуют применения методов когнитивной науки: ЭЭГ, анализа мимической и интонационной реакции. Это позволит эмпирически зафиксировать, как слушатель воспринимает совмещение вербального, музыкального и визуального компонентов, и какие медиумы оказывают наибольшее влияние в коммуникативной структуре произведения.
  2. Современная авторская песня всё чаще представлена не в форме живого исполнения, а как мультимедийный продукт в цифровом медиапотоке. Анализ комментариев, пользовательских реакций, структуры видео и алгоритмического продвижения даёт материал для оценки влияния цифровой платформы на форму и содержание авторского высказывания.
  3. Интермедиальные практики могут отличаться в зависимости от культурного и медиального контекста. Сравнение русской авторской песни с творчеством зарубежных поэтов-музыкантов (например, Боба Дилана, Леонарда Коэна, Жоржа Брассенса) позволит выявить как универсальные, так и локальные модели интермедиального синтеза.
  4. Современные нейросетевые алгоритмы (например, Suno, Udio, MusicLM от Google) уже позволяют создавать авторские песни полностью автоматически. Их исследование с точки зрения интермедиального взаимодействия и сравнение с «живым» авторским высказыванием открывает новую плоскость гуманитарного анализа: вопрос о границе между авторством и автоматизацией в искусстве.
  5. Поскольку авторская песня – это форма индивидуального высказывания, она может быть инструментом выражения маргинализированных голосов. Перспективно рассматривать, как медиасредства используются для репрезентации гендерной, национальной, социальной идентичности через интермедиальный язык.
  6. Создание цифрового корпуса песен с аннотированными интермедиальными структурами, визуальными кодами, ритмическими схемами, видеовставками и другими мультимедийными элементами представляет ценность как для науки, так и для образовательных платформ и цифровых библиотек.
  7. Авторская песня может быть эффективным инструментом в образовательной среде. Исследование методик, позволяющих через интермедиальные тексты развивать креативное мышление, навыки интерпретации, коммуникативную компетенцию у школьников и студентов, представляет перспективное направление педагогической науки.

Выводы

Проведённый анализ показал, что современная авторская песня представляет собой сложный интермедийный жанр, в котором органично сочетаются вербальный, музыкальный, визуальный и перформативный уровни. Интермедиальность служит не только формальной рамкой, но и активным средством усиления авторского высказывания. Благодаря цифровым форматам авторская песня выходит за пределы традиционного звукового восприятия и превращается в комплексный медиапродукт, обладающий высокой степенью коммуникативной, эстетической и культурной значимости. Визуальные альбомы, live-сессии, видео визуализаторы, цифровые перформансы и нейросетевые генерации демонстрируют расширение выразительных границ жанра.

Дальнейшее исследование интермедиальных практик в авторской песне требует междисциплинарного подхода и активного вовлечения цифровых гуманитарных технологий.

Список литературы

  1. Абросимова Е.А. Интермедиальное измерение современного поэтического дискурса: теоретический обзор // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2020. – Т. 13, № 4. – С. 100-104.
  2. Джумайло О.А. Понятие интермедиальности и его эволюция в современном научном знании // Верхневолжский филологический вестник. – 2018. – № 4. – С. 58-62.
  3. Козлов Н.И. Кпроблеме освоения семантики средств музыкальной выразительности в процессе развития восприятия произведений музыкального искусства // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. – 2009. – № 6(29). – С. 58-71.
  4. Патракеева Е.Б. Авторская песня как песенный текст, ее особенности и классификация // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S13. – С. 126-130.

Поделиться

Панина Р. Р. Интермедиальность как основа современной авторской песни // Актуальные исследования. 2022. №15 (94). URL: https://apni.ru/article/3984-intermedialnost-kak-osnova-sovremennoj-avtorskoj-pesni

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Культурология, искусствоведение, дизайн»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#28 (263)

Прием материалов

12 июля - 18 июля

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

23 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

6 августа