Устойчивое развитие уже давно является одной из ключевых целей для нефтегазовых компаний всех стран мира. Соблюдение норм охраны труда и уменьшение выбросов в окружающую среду, улучшение техники безопасности, а также увеличение вклада в жизнь общества составляют основу существующих стратегий устойчивого развития современных субъектов хозяйствования [1, с. 147].
На сегодняшний день растущий импульс к переходу на низкоуглеродные технологии создает новые требования к стратегиям устойчивого развития. Развивающаяся государственная климатическая политика, непосредственная активность общественности и акционеров, а также изменение инвестиционных стратегий крупных организаций заставляют нефтегазовые компании внедрять экологически безопасные технологии. Благодаря этому низкоуглеродные энергоносители становятся все более конкурентоспособными по отношению к нефти и газу, создавая угрозы и возможности для энергетических компаний.
Россия занимает одну из ведущих позиций на мировом нефтегазовом рынке. Обеспечение устойчивого развития компаний находит свое отражение в достижении составных частей целей устойчивого развития – экономических, экологических, социальных и инновационных.
В 2021 году глобальная повестка дня в области устойчивого развития значительно активизировалась. В результате в России были приняты два ключевых документа: «Таксономия зеленого финансирования», разработанная ВЭБ. РФ и одобренная Минэкономразвития, и «Рекомендации Центрального банка РФ по раскрытию нефинансовой информации ПАО».
В данном контексте исследование основных направлений политики нефтегазовых компаний РФ в области устойчивого развития приобретает на сегодняшний день особую актуальность и значимость, что и составляет целевую направленность статьи.
Ключевые аспекты будущего нефтегазовой отрасли с учетом диверсификации за счет экологически чистой электроэнергии и новых видов топлива рассматривают в своих работах Данеева Ю.О., Кемпф К.В., Шкарин Д.В., Ахметов М.Ф., Ерохин А.М., Кудрявцева У.Д.
Особенности реализации дорожной карты Целей устойчивого развития для нефтегазового сектора раскрываются в трудах Филимоновой И.В., Комаровой А.В., Линка А.Э., Балуковой В.А., Песля В.И., Порядиной А.А.
Однако, несмотря на широкий интерес ученых к рассматриваемой проблематике, ряд дискуссионных вопросов, касающихся обоснования низкоуглеродных стратегий нефтегазовых компаний, использования энергоэффективных технологий при разработке и добыче углеводородов остаются открытыми и требующими более глубокой проработки.
Таким образом, с учетом вышеизложенного объектом исследования является деятельность нефтяных компании России в направлении реализации стратегии устойчивого развития.
Методы исследования – анализ и синтез, сравнение, аналогия, прогнозирование, моделирование, группировка. В рамках исследования рассмотрены программы политики в области устойчивого развития нефтегазовых компаний РФ, данные Global Compact LEAD, доклады аналитиков рынка нефти и нефтепродуктов.
Подход, который базируется на построении комплексного набора индикаторов устойчивого развития, нашел свое широкое распространение в мире. Системы индикаторов объединяют экономическое, социальное, экологическое и институциональное направления. В качестве примера можно привести методологию Комиссии ООН по устойчивому развитию, которая разработала показатели устойчивого развития [3, с. 58].
Согласно ESG Рэнкингу нефтегазовых компаний России первые места в системе качества управления, социальной и экологической ответственности занимают крупные нефтегазовые компании, которые вовлечены в международные проекты (таблица).
Таблица
Топ-10 ESG Рэнкинга крупнейших нефтегазовых компаний России [5]
Компания |
ESG |
Компания |
ESG |
---|---|---|---|
ЛУКОЙЛ |
1 |
Транснефть |
6 |
Сахалин Энерджи |
2 |
Газпром нефть |
7 |
Газпром |
3 |
Татнефть |
8 |
Роснефть |
4 |
Сургутнетегаз |
9 |
НОВАТЭК |
5 |
Ямал СПГ |
10 |
Сегодня нефтегазовые компании во всем мире, в целом, и в России, в частности, сталкиваются с серьезной проблемой, поскольку мир все больше смещается в сторону перехода на экологически чистую энергию. Ископаемые виды топлива обеспечивают краткосрочную прибыльность и не способны удовлетворить растущие требования к сокращению выбросов парниковых газов, что очевидно ставит под угрозу долгосрочную эффективность компаний [4, с. 79]. В данном контексте не подлежит сомнению тот факт, что нефтегазовой отрасли в настоящее время необходимо четко определить, что означает для нее переход на экологически чистую энергию и что она может сделать для ускорения этого перехода.
Компания «Роснефть» непосредственно содействует реализации установленных ООН целей не только в рамках своей основной деятельности, но и путем поддержки и участия в различных проектах и инициативах, направленных на повышение качества жизни в регионах присутствия, развитие здравоохранения, науки и образования, культуры, охрану окружающей среды.
Миссия Группы «Газпром» в области устойчивого развития заключается в том, чтобы вносить положительный вклад в социально-экономическое развитие страны и регионов ее присутствия, придерживаясь принципов экологической и социальной ответственности, сохранять и приумножать возможности будущих поколений, отвечая при этом актуальным потребностям настоящего времени. Цели в области устойчивого развития группы «Газпром» интегрируются и реализуются в рамках системы стратегического, среднесрочного и краткосрочного планирования.
К основным направлениям в области устойчивого развития Российских нефтегазовых компаний относятся: инновации; экономический рост; ответственное производство и потребление; соблюдение прав человека; уменьшение неравенства.
Деятельность компаний в области устойчивого развития построена на следующих принципах: соблюдение требований законодательства и других обязательств, принятых компанией; учет интересов и ожиданий заинтересованных сторон; внедрение принципов устойчивого развития в ежедневную деятельность компании; понимание и принятие во внимание региональной специфики; оценка результативности и ее постоянное улучшение; управление рисками; информационная прозрачность.
В долгосрочной перспективе деятельность в отношении организации труда, экологической и промышленной безопасности, а также поддержки местных сообществ в регионах является неотъемлемой частью корпоративной стратегии, направленной на создание комплекса условий для устойчивого развития компании.
Очевидно, что отечественные нефтегазовые компании активно работают в направлении достижения Целей устойчивого развития и уменьшению своего углеродного следа, однако можно отметить ряд перспективных направлений и программ деятельности, которые позволят повысить эффективность предпринимаемых мер и выйти на новые горизонты экологической ответственности.
Во-первых, энергоэффективность и чистая энергия при разработке и добыче углеводородов, а также в секторах переработки и сбыта. Технологические достижения, связанные с такими технологиями, как цифровизация, позволят отрасли повысить свою эффективность. Например, в секторе нефтепереработки (наиболее энергоемком виде деятельности нефтяной промышленности) добровольное использование контрольных показателей, таких как индекс энергоемкости Соломона, даст возможность оптимизировать производственные процессы [2, c. 121]. Новые способы переработки нефти, такие как превращение сырья в химические продукты, откроют новые перспективы для улучшения экологических индикаторов.
Во-вторых, в секторе разведки и добычи целесообразным является расширение использования возобновляемых источников энергии для повышения нефтеотдачи (например, солнечной энергии для производства пара).
Нефтегазовые компании России в настоящее время активизируют свои обязательства в области устойчивого развития, адаптируясь к новым реалиям глобального энергетического ландшафта и современным вызовам общества. Принимая во внимание тот факт, что правительство страны устанавливает цели по снижению выбросов углерода и более широкому использованию возобновляемых источников энергии в своем национальном энергетическом балансе, нефтегазовая промышленность стремится к инновациям в области экологически чистых технологий, которые позволят уменьшить негативное воздействие на окружающую среду.