Физическое воспитание учащихся в высших профессиональных учебных заведениях и популяризация спорта в студенчестве

Статья посвящена вопросам популяризации спорта в среде студентов высших профессиональных учебных заведений.

Аннотация статьи
спорт
физкультура
физическая подготовка
студент
Ключевые слова

Учебная программа физического воспитания в учреждениях высшего профессионального образования нужна для улучшения и подкрепления физической подготовки учащихся. Образовательная программа подбирается специально для учащихся, чтобы подготовить хороших и квалифицированных рабочих и специалистов.

После окончания школы молодые люди принимают решение поступить в высшее учебное заведение, в котором они сталкиваются с более сложными видами деятельности. От студентов требуется более высокий уровень подготовки, нежели в школе, в области физической культуры. Физическая культура становится постоянной и необходимой дисциплиной, направленной на улучшение физического состояния учащихся любого возраста. Занятия по физической культуре являются незаменимым средством адаптации в студенческой жизни. Но стоит задуматься, правильно ли мы понимаем термин «физическая культура». Физическая культура – это важная часть культуры, которая помогает каждому человеку сохранить либо же восполнить своё физическое здоровье. Она формирует физическое состояние и помогает сохранить здоровый образ жизни на долгие годы. Физическая культура помогает оставаться в тонусе и объединяет в себе не только развитие физических качеств, но и духовных. Также, она включает в себя определенные знания нормы, тем самым подталкивая общество использовать свои навыки для улучшения здоровья и восполнения энергии.

Преподаватель подготавливает своих учащихся к большому количеству нагрузок в ходе учебного процесса, тем самым помогая им поддерживать своё здоровье и физическое состояние. Физическое воспитание – это важный факт в жизни любого человека, оно относится не только к студентам и школьникам, но и к взрослому населению. Также стоит сказать, что юноши, которые являются обязанными к прохождению срочной военной службе в рядах вооруженных сил Российской Федерации после окончания обучения, будут заранее подготовлены физически к любым сложностям.

Закон «О физической культуре и спорте в РФ» предусматривает факт того, что физическая культура является одним из основных направлений высшего гуманитарного образования. Данный закон определяет программное и нормативно-правовое обеспечение физкультурного образования студентов. В соответствии с этим действующим образовательным стандартом, в профессиональных учебных заведениях предусматривается определённый учебный план, который включает в себя дисциплину «Физическая культура». На данную дисциплину отводится 408 часов за весь учебный процесс во всех направлениях и специальностях.

Распределение учебной нагрузки, в соответствии с учебным планом, осуществляется в двух вариантах:

  • если образовательный процесс длится 4 года, то на 1 и 2 курсе отводится 4 часа в неделю, на 3 и 4 курсе по 2 часа в неделю;
  • если образовательный процесс длится 3 года, то на всех курсах обучения физическая культура занимает 4 часа в неделю;

Также существуют функции физического воспитания. К основным функциям можно отнести следующие положения:

  1. Функция досуга. В свободное от учебы и работы время, студент может духовно и физически развиваться, тем самым поддерживая своё здоровье.
  2. Функция духовного воспитания. Физическая деятельность развивает не только нервно-мышечную систему, но и мышление, поведение, которые относятся к духовной сфере. По этой причине, во время занятий физической культурой виден прогресс в умственных и нравственных способностях человека.
  3. Познавательная функция. Она заключается в накоплении, использовании и распространения знаний о человеке, его возможностях, средствах и методах физического совершенствования человека из поколения в поколение. Познавательная роль физической культуры проявляется в двух аспектах: личном и социальном. При личном аспекте – человек, во время спортивной деятельности, познает себя, свои физические и волевые качества. А при социальном – спортивная деятельность показывает обществу способности человеческого организма.
  4. Коммуникативная функция. Данная функция представляет собой совокупность социальных контактов, как сфера общения людей.
  5. Информационная функция. Совокупность информации о способах, путях и средствах достижения физического совершенствования человека.

Также, физическая культура и физическое воспитания имеют основные задачи. Ими будут являться:

  1. Потребность в здоровом образе жизни;
  2. Обучение необходимыми навыками, которые пригодятся в жизни и в труде;
  3. Развитие физических качеств, обеспечивающих высокую работоспособность учащихся;
  4. Помощь в развитии умений и полезных качеств в интересующем виде спорта.

Программу физического воспитания в высшем учебном заведении можно разделить на 5 основных этапов, которые являются основными и особо важными для студентов любого возраста:

  1. Уроки физической культуры (в соответствии с учебным планом)
  2. Дополнительные занятия по физической культуре (по желанию учащихся)
  3. Оздоровительные мероприятия в течение дня (для каждого студента будут являться обязательными)
  4. Физическая деятельность, не относящаяся к учебному времени и здоровый образ жизни
  5. Массовые спортивные мероприятия и соревнования

Первый этап является основным, так как массовая физическая культура объединяет, сплачивает людей и создает соревновательный эффект, тем самым вызывая интерес у каждого студента быть лучше остальных. Стоит отметить, что уроки физической культуры будут являться обязательными для всех студентов, даже для тех, кто имеет проблемы со здоровьем. Существует адаптивная физическая культура, которая предназначена для лиц с отклонениями в состояние здоровья. Предполагается, что физическая активность должна стимулировать позитивные изменения в организме. Она будет формировать необходимые качества и способности для обеспечения хорошей работоспособности организма и его развития.

Второй этап будет вызван желанием учащихся стремиться к улучшению своего состояния во время учебной деятельности. Дополнительные занятия по физической культуре никак не навредят, а наоборот, помогут студентам поддерживать здоровье и самочувствие в период сессии. Легкий бег, поход в бассейн или обычная прогулка по парку через некоторое время начнут давать результат, и состояние студента будет значительно улучшаться, так как организм будет привыкать к небольшим физическим нагрузкам в течение всего дня.

Третий этап является обязательным, ведь оздоровительные мероприятия в течение дня способствуют хорошей работоспособности организма и в скором времени покажут улучшения в человеческом организме. Зарядка, разминка, спортивные упражнения и многие другие способы помогут человеку привести своё состояние, как физическое, так и умственное, в норму. Поэтому стоит задуматься над тем, чтобы начать делать упражнения вне учебной деятельности на благо своего здоровья.

Также, стоит уделить внимание четвертому этап и рассказать про физическую деятельность, не относящаяся к учебному процессу и здоровый образ жизни. Нужно усилить огласку здорового образа жизни среди студентов. В первую очередь, пропаганда должна исходить от государства для большего привлечения внимания к спортивному образу жизни, дабы заинтересовать молодых людей идти по правильному пути. Утренняя зарядка станет обычным делом, студенты будут соблюдать указания преподавателя по физической культуре о распределении времени на труд и отдых. Если улучшения в развитии физического воспитания будут давать свои плоды, то физическая культура станет не просто дисциплиной в учебном заведении, а неотъемлемой частью жизни каждого человека. Здоровый образ жизни стоит популяризировать для всех людей, а не только для студентов и спортсменов.

Пятый этап – массовые мероприятия. По моему мнению, они проходят не так часто, как могли бы. Я считаю, что стоит устраивать больше студенческих соревнований, дабы студенты могли проявить себя и отвлечься от нагрузки учебного процесса, тем самым освежить свой разум и восполнить запас энергии на будущее. Мне кажется, что на такие мероприятия должны приходить не только студенты, но и близкие им люди, ведь поддержка является немало важным фактором в поддержании хорошей работоспособности. Спортивные соревнования стоит сделать сезонными, добавить больше дисциплин для участия, уделять особое внимание командным видам спорта, например, волейболу, баскетболу, футболу и так далее. Возвращение медалей и значков за получение призовых мест поднимало бы спортивный дух. Этот факт может стать стимулом для участников студенческих соревнований, чтобы они приняли участие в следующих спортивных играх и одержали победу. Студенты будут стремиться и стараться достигать больших высот. Также, не следует забывать о других участниках студенческих соревнований, которых стоит поощрять, ведь они добровольно пришли попробовать свои силы.

В данный момент, основными показателями эффективности физического воспитания в учебных заведениях, являются сдача нормативов физической подготовки и контроль здоровья на протяжении всех курсов обучения.

Текст статьи
  1. Бароненко В. А., Рапопорт Л. А. Здоровье и физическая культура студента. – М. : Альфа-М, 2012. – 336 с.
  2. Гойхман П. Н. Физическая культура в вузе / П. Н. Гойхман, О. Н. Трофимов. М. : ФиС, 2004. 379 с.
  3. Дашинорбоева В. Д. Физическая культура : учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. – 2–6 изд., перераб. – Улан-Удэ : Из-во ВСГТУ, 2007. – 229 с.
  4. Еркомайшвили И. В. Основы теории физической культуры : курс лекций. – Екатеринбург, 2004. – 192 с.
  5. Лукьяненко В. П. Физическая культура: основы знаний : учеб. пособие. Ставрополь : Изд-во СГУ, 2011. – 224 с.
  6. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, B. C. Кузнецов. М. : Издат. центр «Академия», 2000. 480 с.
Список литературы