Компетенции учителя при дистанционном обучении

В 2020 году высшее образование во всем мире быстро превратилось в дистанционное обучение из-за пандемии COVID-19 и закрытия школ и предприятий в обществах по всему миру. В то время академические учителя оказались в сложной ситуации, когда им пришлось в одночасье трансформировать все свои учебные планы в соответствии с потребностями дистанционного онлайн-обучения. Это потребовало от учителей быстрого развития их уровня цифровой компетентности. Цифровизация не только дополняла контактное обучение, но и обучение основывалось на цифровой среде, и предыдущие формы контактного обучения теперь проводились на расстоянии.

Аннотация статьи
дистанционное обучение
компетенции
учитель
Ключевые слова

Компетентность относится к состоянию хорошей квалификации для выполнения деятельности, задачи или рабочей функции. Когда человек компетентен делать что-то, он или она достигли состояния компетентности, которое узнаваемо и проверяемо определенным сообществом практиков. Таким образом, компетентность относится к тому, как состояние компетентности может быть продемонстрировано соответствующему сообществу. Согласно Международному совету стандартов обучения, производительности и обучения (IBSTPI), компетентность включает в себя связанный набор знаний, навыков и отношений, которые позволяют человеку эффективно выполнять деятельность по данной профессии или функции таким образом, чтобы она соответствовала или превышала стандарты, ожидаемые в конкретной профессии или на работе [7].

Е.С. Полат пишет, что дистанционное обучение – это «синтетическая, целостная гуманистическая форма обучения, основанная на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и технических средств, используемых для доставки учебного материала для самостоятельного изучения, обмена диалогом между преподавателем и учащимися, и в целом процесс обучения не критичен к месту нахождения в пространстве и времени, а также к конкретному учебному заведению» [2].

А.А. Андреев определяет дистанционное образование как «образовательную технологию на расстоянии, когда учитель и учащиеся физически находятся в разных местах. Ранее дистанционное обучение означало заочное обучение. В настоящее время это средство обучения, использующее телевизионные и сетевые технологии обучения» [1].

Согласно Cyr (цитата Richards, Dooley, & Linder, 2004), области компетенции, важные для дистанционного обучения, включают [4]:

  • планирование и организация курса,
  • навыки вербальной и невербальной презентации,
  • совместная работа в команде,
  • стратегии опроса,
  • предметная экспертиза,
  • вовлечение учеников и координация их деятельности на местах,
  • знание базовой теории обучения,
  • знание области дистанционного обучения,
  • разработка учебных пособий,
  • графический дизайн и визуальное мышление.

По мнению Уотсона, ниже представлены четыре основные компетенции, которые учителя в формате дистанционного образования должны повышать за счет профессионального развития [3]:

  • Учителя должны развивать повышенные коммуникативные навыки, особенно в письменном общении. Во многих программах учителя и ученики общаются в основном через электронную почту, сообщения в чате и другие тексты; поэтому учителя должны «распознавать тон их письма и обращать внимание на нюансы слов».
  • В асинхронных программах навыки управления временем имеют решающее значение для учителей (и учеников), поскольку они могут быть онлайн в любое время.
  • В синхронных программах планирование учителей является проблемой, поскольку лекции должны иметь мультимедийный компонент, который требует гораздо большего планирования, чем обычно для традиционных аудиторий.
  • Если у учителей есть ученики с ограниченными возможностями, они должны знать, как адаптировать содержание урока и инструкции для удовлетворения потребностей этих учеников. Охват слабовидящих, слабослышащих или учащихся с ограниченными возможностями обучения онлайн может быть совершенно иным, чем в учебном классе.

Хортон утверждает, что разрушительное поведение так же распространено при проведении дистанционных занятий, как и в очных классах; однако «возможности для плохого поведения увеличиваются силой технологий». Учитель должен планировать ответные меры и рекомендации по поведению в случае возникновения нарушений в «онлайн-классе». Стандарты поведения должны быть четко изложены ученикам. Хортон предлагает стратегии предотвращения и разрешения конфликтов в онлайн-классе [5].

Планируйте ответы. Предвидеть проблемы и иметь наготове последовательный, продуманный ответ.

Опубликуйте стандарт поведения. Многие учащиеся могут не знать конвенций и ожиданий для онлайн-обучения. Последовательно применять политику.

Сначала остыньте. Никогда не отвечайте в гневе. Не предполагайте, что поведение учащегося необоснованно. Спросите, почему. Возможно, учащийся не знал правил или просто не мог использовать технологию должным образом.

Постепенно реагировать на плохое поведение. Вежливо напоминать нарушителям, впервые нарушившим правила. Частные консультации с серьезными нарушителями или «рецидивистами».

Отличайте интеллектуальное несогласие от оскорбительного поведения. Научите учащихся не соглашаться профессионально и вежливо. И научите их реагировать на законную критику.

Развитие компетенций для дистанционного обучения должно привести к соответствующему развитию обучения для учителей и (в некоторых случаях) к сертификации педагогов. Развитие компетенций для учителей не без проблем. Компетенции динамичны по своей природе и во многом зависят от соответствующего социального контекста. Постоянная трансформация информационных технологий делает развитие компетенций для педагогов непрерывным процессом и требует постоянной профессиональной подготовки и обучения. Такие усилия улучшат способность эффективно использовать технологии в обучении и обучении.

Текст статьи
  1. Пьянников М.М. К вопросу о понятиях «Дистанционное обучение» и «Дистанционное образование». Электронный ресурс. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatiyah-distantsionnoe-obuchenie-i-distantsionnoe-obrazovanie (дата обращения: 01.06.2022).
  2. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / Е.С. Полат [и др.]; под редакцией Е. С. Полат. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 434 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-13159-8. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/449342 (дата обращения: 01.06.2022).
  3. Crozier J. Introducing Teacher Advisor with Watson: By Teachers, For Teachers. Электронный ресурс. URL: https://www.ibm.com/blogs/think/2017/09/watson-teacher/ (дата обращения: 01.06.2022).
  4. Myyry L., Kallunki V., Katajavuori N., Repo S., Tuononen Т., Anttila Н., Kinnunen Р., Haarala-Muhonen А., Pyörälä Е. COVID-19 Accelerating Academic Teachers’ Digital Competence in Distance Teaching. Электронный ресурс. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/feduc.2022.770094/full (дата обращения: 31.05.2022).
  5. Horton. Classroom Management Strategies. Электронный ресурс. URL: https://www.angelo.edu/faculty-and-staff/instructional-design/online-teaching/section_45.php (дата обращения: 01.06.2022).
  6. Howard К., Schenk К.D., Discenza R., Richards L.J. Online Course Design Principles. Электронный ресурс. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/feduc.2022.770094/full (дата обращения: 01.06.2022).
  7. Richey, R. C., Fields, D. C., & Foxon, M. (with Roberts, R. C., Spannaus, T. & Spector, J. M.) (2001). "Instructional design competencies: The standards" (3rd ed.). Syracuse, NY: ERIC Clearinghouse on Information and Technology. ED 453 803.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 02 июля по 08 июля
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
12 июля
Загрузка в eLibrary
12 июля
Рассылка печатных экземпляров
22 июля