Научный руководитель – доцент кафедры социально-гуманитарных наук Навоийского государственного горного и технологического университета Эшонкулова Нуржахон Абдужаббаровна
В условиях глобализации остро стоит вопрос о понимании и обеспечении свободы человека. Произвольное ограничение свободы личности, жесткая регламентация ее сознания и поведения, низведения человека до роли простого "винтика" в социальных и технологических системах наносит ущерб, как личности, так и обществу.
Глобализация ставит каждую страну и каждого человека в новое положение. Начиная с 80-х годов XX века многие страны используют возможности экономической и технологической глобализации. Благодаря тому, что сегодня пространство и время сжимаются, а границы между странами исчезают, люди вступают в более глубокие, интенсивные и непосредственные связи, чем когда-либо. Но мало кто задумывается над тем, что новая связь дальних означает ослабление ближних связей, отчужденность от туземной среды. Мир, в котором люди и предметы теряют ценность, лишен привязки к истории, культуре и родству.
В XXI веке сила человеческого интеллекта овеществилась в новейшей технике и технологии, которые превратили человека в раба техносферы и ее заложника. Во всех сферах общественной жизни продолжают действовать неконтролируемые силы и их комбинации. В манипулятивной среде человек находится в состоянии духовного одиночества с потерей ориентации, мотивов и духовных ценностей.
Начиная с XX века, проблема духовности становится наиболее острой ввиду обострения социально-политического и социально-экономического положения в мире. Многие исследователи (Н. Бердяев, М. Бубер, С.Булгаков, И.Ильин, Г.Маркузе, В.Розанов, Л.Шестов и др.) под разным углом миропонимания заявляют о кризисе духовности. В период сложных преобразований общества духовные потребности смещаются на второй план, и как пишет Г.Маркузе, активно продолжает формироваться модель одномерного мышления, поведения, существования [1].
Унификация и стандартизация в экономической и политической сфере стали распространяться собственно и на культурную сферу, а многообразие ценностных оснований различных цивилизаций стало подменяться доминированием "универсальных" ценностей денег, богатства, успеха, культом силы. Тенденции такого рода породили феномен "массовой культуры", т.е. культуры усредненной, упрощенной, пригодной для универсального распространения и потребления усредненным "массовым" человеком, а также вызвали определенный упадок высокой культуры.
Массовая культура несет опасность национальной культуре, ее самобытности, поскольку информационная революция устраняет расстояние и государственные границы, где различные культуры взаимодействуют, а стало быть, и соперничают друг с другом. А соперничество ведет к ослаблению позиций одной из них и, в конечном счете, к ассимиляции слабой культуры со стороны более сильной.
Исходя из вышесказанных, отрицательное влияние глобализации на жизнь общества можно наблюдать в следующих аспектах:
- быстрота смены и общедоступность информации в условиях глобализации (Интернет, в результате пользования средствами массовой информации), влияя на сферы культурно-духовной жизни общества, формирующий молодежь, приводит к заметным изменениям в них и влияя на их духовно-нравственный, психологический образ, приводит к потере таких священных чувств, как любовь к родине, родителям, святости семьи и уважения к взрослым;
- всемирная глобализация, влияя на духовно-нравственную сферу общества, может привести к потере национальных и традиционных ценностей вплоть до забвения или исчезновения родного языка среди малочисленных народов;
- влияние процесса глобализации и одного из ее направлений «массовой культуры» на коренные изменения, происходящих в структуре ценностей, приводит к изменениям в таком «социальном существе» как человек таких ценностей, как человечность, национальная культура и духовность, историческая память, определяющих ценность каждой личности;
- под влиянием определенных особенностей процессов глобализации наблюдаются деструктивные изменения в социальном и индивидуальном сознании, приводящих к апогею индивидуалистического настроения, разрушению принципов гуманизма, распаду жизненных целей и представлений.
Таким образом, следует отметить, что самое главное в процессе глобализации – это необходимость поддержания культуры коренных народов и национальной культуры с тем, чтобы она могла процветать наряду с иностранной культурой. И предоставить возможность человеку принимать собственные, подлинные решения.