Главная
Конференции
Гуманитарные и естественнонаучные исследования как фактор научно-технического прогресса
Особенности формирования пространственных представлений у детей дошкольного возр...

Особенности формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

этапы формирования
пространственные представления
дети
дошкольный возраст

Аннотация статьи

В статье говорится об особенностях формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Важной особенностью развития ориентировки в пространстве является постепенное накопление пространственных представлений, все больше опосредующих перцепцию пространства и содействующих его обобщенности.

Текст статьи

Вопрос ориентировки в пространстве и формирования правильных пространственных представлений и понятий является одним из важнейших в области общей и дошкольной педагогики, так как правильно сформированная ориентировка в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека.

В философском смысле «пространство» – это фундаментальное (наряду с временем) понятие человеческого мышления, отображающее множественный характер существования мира, его неоднородность. Множество предметов, объектов, данных в человеческом восприятии одновременно, формирует сложный пространственный образ мира, являющийся необходимым условием любой человеческой деятельности.

Под пространственными представлениями понимается «представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении и т. д.». По мнению А.Р. Лурия, пространственные представления – это «деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов».

Известно, что у человека нет специального пространственного анализатора. Психофизиологический механизм восприятия пространства складывается как динамическая система взаимосвязанной деятельности зрения, слуха, кинестезии и статико-динамических ощущений (равновесия, ускорения). Деятельность одного анализатора всегда соотносится с деятельностью других анализаторов, участвующих в пространственной ориентировке, которые в своем взаимодействии образуют сложный системный организм. Особенно же важна роль двигательного анализатора и мышечного чувства как «дробного анализатора пространства». В процессе развития ориентировки в пространстве у детей все больше расширяется и обобщается его интермодальная ассоциативная структура, в которой основное значение приобретают зрительно-кинестетически-вестибулярные связи.

Пространственные представления начинают развиваться очень рано и поэтапно. Выделение данных этапов производится в той последовательности, в которой они формируются в онтогенезе. Также следует отметить, что в процессе развития этапы не просто «надстраиваются» друг на друга, а пересекаются во времени, «перекрывая» друг друга, связаны между собой самым тесным образом.

На первом этапе дети учатся ориентироваться «на себе»: определять различные части тела, лица, в том числе и симметричные; понимать их соотношение с различными сторонами собственного тела (вверху, внизу, сзади, спереди, справа, слева). Данный этап в норме начинает формироваться на самых ранних этапах развития – на первом году жизни. Разумеется, на данном возрастном периоде формирование пространственных представлений этого уровня происходит не с точки зрения языкового развития, а посредством врожденных когнитивных схем, дифференцируется и «корректируется» получением различного вида ощущений, идущих от собственного тела и в процессе взаимодействия со взрослым. Элементарное знание схемы собственного тела и, в частности, лица, дети демонстрируют уже к полутора годам в виде показа частей тела в ответ на вопросы взрослого: «Где у нас носик?» и т. д. Затем ребенок переносит эти знания о частях тела и лица на другого человека, куклу, также показывая их. Но при этом, разумеется, ребенок не вербализует, то есть не может назвать, где находится та или иная часть тела или лица: максимум, что он может сказать – это «тут», «вот». Таким образом, формирование представлений о собственном теле в онтогенезе, что совершенно естественно, опережает вербализацию этих представлений.

Сформированность умения ориентироваться «на себе» является основой для развития следующего этапа, который заключается в овладении ориентировкой на других объектах, умении ориентироваться в окружающем пространстве «от любого предмета».

На третьем этапе дети осваивают словесную систему отсчета по направлениям; изначально в импрессивном плане, а затем в экспрессивном (иногда параллельно) у ребенка возникает возможность вербализовать представления предыдущего (второго) уровня. Появление пространственных представлений на вербальном уровне сопоставимо с законами развития движения в онтогенезе (закон основной оси). Предлоги, обозначающие представления об относительном расположении объектов как по отношению к телу, так и по отношению друг к другу (в, над, под, за, перед и т. д.) появляются в речи позже, чем такие, как верх, низ, близко, далеко и т. д.

На четвертом этапе происходит активное применение освоенных ребенком навыков в окружающем пространстве, как в трехмерном, так и на плоскости (на листе бумаги, в тетради в клетку).

Развитие пространственных представлений подчиняется одному из главных законов развития – закону основной оси. Согласно ему представления ребенка совершенствуются в порядке начиная с плоскости, расположенной вдоль его основной оси, вдоль средней линии тела (позвоночника). То есть сначала формируются вертикальные представления, после – горизонтальные «от себя» вперед, затем – представления о правой и левой стороне. Последним формируется понятие «сзади». Итоговым результатом развития ребенка на данном этапе является целостная картина мира в перцепции пространственных взаимоотношений между объектом и собственным телом (структурно-топологические представления).

Итак, процесс формирования пространственных представлений в дошкольном детстве представляет собой четыре связанных между собой тесным образом уровней, низший из которых начинает формироваться в первые недели жизни и связан с представлениями о собственном теле. Далее у ребенка формируются представления о взаимосвязи собственного тела и предметов, окружающих его, после чего идет вербализация пространственных представлений, то есть перенос в речевую деятельность основных понятий ориентации в пространстве. На последнем этапе идет активное применение ранее полученных знаний и умений в практической деятельности.

Итак, ориентировка в пространстве представляет собой условно­рефлекторный процесс, формирующийся благодаря тесной связи различных анализаторов внешней и внутренней среды, основным из которых является двигательно-кинестетический анализатор.

Список литературы

  1. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учеб. Пособие. - СПб. : Издательство "Питер", 2000, - 720 с.
  3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М. : АРКТИ, 2000 - 207 с.
  4. Сергиенко Е.А. Когнитивная природа речевого «взрыва» // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2008. - №1. - Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/3/83.html.
  5. Трубайчук Л.В. Интеграция как средство организации образовательного процесса / Л.В. Трубайчук // Начальная школа Плюс До и После. - 2011. - № 10. - С. 1-7.
  6. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губского и др. - М. : ИНФРА-М, 2006. - 574 с.

Поделиться

2105

Азанович А. А., Кузнецова В. С., Томаровская Е. Ю. Особенности формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста // Гуманитарные и естественнонаучные исследования как фактор научно-технического прогресса : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 июня 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 48-50. URL: https://apni.ru/article/4239-osobennosti-formirovaniya-prostranstvennikh

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря