Вопрос ориентировки в пространстве и формирования правильных пространственных представлений и понятий является одним из важнейших в области общей и дошкольной педагогики, так как правильно сформированная ориентировка в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека.
В философском смысле «пространство» – это фундаментальное (наряду с временем) понятие человеческого мышления, отображающее множественный характер существования мира, его неоднородность. Множество предметов, объектов, данных в человеческом восприятии одновременно, формирует сложный пространственный образ мира, являющийся необходимым условием любой человеческой деятельности.
Под пространственными представлениями понимается «представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении и т. д.». По мнению А.Р. Лурия, пространственные представления – это «деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов».
Известно, что у человека нет специального пространственного анализатора. Психофизиологический механизм восприятия пространства складывается как динамическая система взаимосвязанной деятельности зрения, слуха, кинестезии и статико-динамических ощущений (равновесия, ускорения). Деятельность одного анализатора всегда соотносится с деятельностью других анализаторов, участвующих в пространственной ориентировке, которые в своем взаимодействии образуют сложный системный организм. Особенно же важна роль двигательного анализатора и мышечного чувства как «дробного анализатора пространства». В процессе развития ориентировки в пространстве у детей все больше расширяется и обобщается его интермодальная ассоциативная структура, в которой основное значение приобретают зрительно-кинестетически-вестибулярные связи.
Пространственные представления начинают развиваться очень рано и поэтапно. Выделение данных этапов производится в той последовательности, в которой они формируются в онтогенезе. Также следует отметить, что в процессе развития этапы не просто «надстраиваются» друг на друга, а пересекаются во времени, «перекрывая» друг друга, связаны между собой самым тесным образом.
На первом этапе дети учатся ориентироваться «на себе»: определять различные части тела, лица, в том числе и симметричные; понимать их соотношение с различными сторонами собственного тела (вверху, внизу, сзади, спереди, справа, слева). Данный этап в норме начинает формироваться на самых ранних этапах развития – на первом году жизни. Разумеется, на данном возрастном периоде формирование пространственных представлений этого уровня происходит не с точки зрения языкового развития, а посредством врожденных когнитивных схем, дифференцируется и «корректируется» получением различного вида ощущений, идущих от собственного тела и в процессе взаимодействия со взрослым. Элементарное знание схемы собственного тела и, в частности, лица, дети демонстрируют уже к полутора годам в виде показа частей тела в ответ на вопросы взрослого: «Где у нас носик?» и т. д. Затем ребенок переносит эти знания о частях тела и лица на другого человека, куклу, также показывая их. Но при этом, разумеется, ребенок не вербализует, то есть не может назвать, где находится та или иная часть тела или лица: максимум, что он может сказать – это «тут», «вот». Таким образом, формирование представлений о собственном теле в онтогенезе, что совершенно естественно, опережает вербализацию этих представлений.
Сформированность умения ориентироваться «на себе» является основой для развития следующего этапа, который заключается в овладении ориентировкой на других объектах, умении ориентироваться в окружающем пространстве «от любого предмета».
На третьем этапе дети осваивают словесную систему отсчета по направлениям; изначально в импрессивном плане, а затем в экспрессивном (иногда параллельно) у ребенка возникает возможность вербализовать представления предыдущего (второго) уровня. Появление пространственных представлений на вербальном уровне сопоставимо с законами развития движения в онтогенезе (закон основной оси). Предлоги, обозначающие представления об относительном расположении объектов как по отношению к телу, так и по отношению друг к другу (в, над, под, за, перед и т. д.) появляются в речи позже, чем такие, как верх, низ, близко, далеко и т. д.
На четвертом этапе происходит активное применение освоенных ребенком навыков в окружающем пространстве, как в трехмерном, так и на плоскости (на листе бумаги, в тетради в клетку).
Развитие пространственных представлений подчиняется одному из главных законов развития – закону основной оси. Согласно ему представления ребенка совершенствуются в порядке начиная с плоскости, расположенной вдоль его основной оси, вдоль средней линии тела (позвоночника). То есть сначала формируются вертикальные представления, после – горизонтальные «от себя» вперед, затем – представления о правой и левой стороне. Последним формируется понятие «сзади». Итоговым результатом развития ребенка на данном этапе является целостная картина мира в перцепции пространственных взаимоотношений между объектом и собственным телом (структурно-топологические представления).
Итак, процесс формирования пространственных представлений в дошкольном детстве представляет собой четыре связанных между собой тесным образом уровней, низший из которых начинает формироваться в первые недели жизни и связан с представлениями о собственном теле. Далее у ребенка формируются представления о взаимосвязи собственного тела и предметов, окружающих его, после чего идет вербализация пространственных представлений, то есть перенос в речевую деятельность основных понятий ориентации в пространстве. На последнем этапе идет активное применение ранее полученных знаний и умений в практической деятельности.
Итак, ориентировка в пространстве представляет собой условнорефлекторный процесс, формирующийся благодаря тесной связи различных анализаторов внешней и внутренней среды, основным из которых является двигательно-кинестетический анализатор.