Согласно требованиям ст. 56 УПК РФ свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и хода уголовного процесса, а также которое вызвано для дачи показаний.
Правовой статус свидетеля в уголовном судопроизводстве, исходя из цели получения от него необходимых показаний, состоит из взаимосвязанных элементов в виде его прав и интересов, обязанностей и ответственности за их невыполнение. Указанные категории возможно воспринимать только в их совокупности, поскольку именно они позволяют рассматривать свидетеля как полноценного участника уголовного процесса, имеющего общие интересы, права и обязанности с органами следствия и суда.
Правовой статус и правовая субъектность свидетеля – это разные и самостоятельные термины. Правовой статус очерчивает границы возможного и необходимого поведения личности, определяет меру четких прав, свобод, обязанностей и законных интересов в уголовно-процессуальных правоотношениях. Правая субъектность лица, являющегося свидетелем, показывает способность к сознательному поведению в границах его правового статуса, определенного в УПК РФ, как, например, являться по вызовам следователя, правдиво давать показания, в случае необходимости просить участия переводчика, делать заявления и замечания после проведения допроса свидетеля и так далее.
Допрос свидетеля можно определять с разных сторон, среди которых существенными является его уголовно-процессуальное регулирование: 1) допрос как способ получения доказательств и средств защиты; 2) как специфический акт общения, в котором каждая из сторон является и объектом, и субъектом познания; 3) с изучением его как процесса – взаимосвязь ситуаций допроса с комбинацией тактических приемов [5, с.141].
Свидетельские показания в силу их нахождения в орбите уголовного судопроизводства требуют четкого учета объективных и субъективных факторов, на основе которых они формируются. Важную роль при этом играют субъективные условия, определяющие внутреннюю природу личности свидетеля, находящегося в экстремальной ситуации восприятия и запоминания наблюдаемых событий, которые затем необходимо воспроизвести. Не меньшую важность имеют и объективные обстоятельства дела, первоначальным из которых выступает факт преступления в виде его объективной картины, а также другие обстоятельства, подлежащие доказыванию. Содержание таких показаний, с одной стороны, строится на эмоциональном эффекте, являющимся следствием ранее воспринятой картины общественно опасного деяния, в результате которого наступили криминальные последствия. С другой стороны, степень самого восприятия, его точность, целостность, адекватность объективной картины преступления зависят от личности свидетеля, его интеллектуально-волевой сферы, внутреннего отношения к преступлению и лицам, в нем участвующим.
Законные интересы свидетеля касаются только тех сфер жизни, которые регулируются правом. На основе законных интересов свидетеля реализуются предусмотренные уголовно-процессуальным законом его права и обязанности. Они могут не охватывать конкретными нормами все интересы свидетеля, однако исходя из общих принципов уголовного судопроизводства всегда соблюдаются и подлежат правовой охране, например, в качестве ситуативных прав. В то же время речь идет об удовлетворении законных интересов свидетеля, не противоречащих тем интересам, которые охраняются законами государства, либо не отрицающих или не снижающих другие общепризнанные права и свободы человека и гражданина (ст. 55 Конституции РФ), т.е. когда интересы одних не могут противоречить интересам других [1, с.71].
Основания поведения свидетелей, определяющие на дачу ложных показаний и отказ от дачи показаний, весьма многогранны и зависят от множественных факторов – социальных, нравственных, которые имеют объективные и субъективные составляющие. В то же время практически всегда преобладает один из мотивов, вызванный обстоятельствами расследуемого уголовного дела либо личностью свидетеля, который "собирает" вокруг себя другие мотивы, укрепляющие и усиливающие его. К системе действий следователя, позволяющих изменить отрицательную установку свидетеля на дачу заведомо ложных показаний либо отказ от дачи показаний, относятся такие факторы, как характер расследуемого преступления и следственной ситуации, личность свидетеля и следователя, чувство определенности и защищенности свидетеля, его понятий о справедливости и т.д. Выбор этих направлений возможен только в сложнейшей системе и должен исходить в первую очередь из личности свидетеля и накладываемых на это обстоятельств уголовного дела, а также иных процессуальных и непроцессуальных факторов. Тактика допроса свидетелей изначально должна исходить из бесконфликтности допроса, установления психологического контакта на основе данных о его личности, отношения к совершенному преступлению, продлив наблюдения за его поведением.
Охрана прав свидетеля включает в себя комплекс различных направлений, мер и способов, позволяющих эффективно соблюдать правовые нормы, посвященные механизму охранительных правоотношений в уголовном судопроизводстве, в том числе в отношении прав свидетеля. С точки зрения психологии следует отметить, что реально разработанный механизм охраны прав свидетеля сам по себе влияет на правосознание и правовое поведение как самого свидетеля, так и иных участников уголовного судопроизводства [3, с.200]. Такой механизм дает свидетелю возможность максимально использовать все свои права, а следователю вменяет в обязанность их охрану путем соблюдения соответствующих положений УПК РФ.
Охрана и обеспечение защиты прав свидетеля в уголовном процессе составляют единую систему норм, позволяющих действенно соблюдать их права и интересы, а также интересы членов семьи и близких им лиц. Меры охраны свидетеля определяют положения, нарушение которых включает правовой механизм защиты, то есть начало определенных мероприятий, связанных с сохранением и восстановлением нарушенных прав, а также наказанием лиц, совершивших в отношении свидетеля противоправные действия [2, с.5]. Данный порядок, имея положительное значение в целом для правового статуса личности в уголовном судопроизводстве, в то же время содействует процессу доказывания обстоятельств по уголовному делу, обеспечивая возможность выявления и проведения необходимых следственных действий со всеми свидетелями в законном порядке [7, с.305].
Подводя итоги, можно говорить о том, что основываясь на результатах проведенных исследований установлено, что правовой статус свидетеля в уголовном судопроизводстве, исходя из цели получения от него необходимых показаний, состоит из координированных элементов в виде его прав и интересов, обязанностей и ответственности за их невыполнение. Указанные категории возможно воспринимать только в их совокупности, поскольку они позволяют рассматривать свидетеля как полноправного участника уголовного судопроизводства, имеющего взаимные интересы, права и обязанности с органами следствия и суда.