В экономике Казахстана, в соответствии с общемировыми тенденциями, взят курс на модернизацию и инновационное развитие, в первую очередь – промышленности, предусматривающий, помимо прочего, формирование новых моделей экономического взаимодействия в обществе, в том числе и в образовании – главном источнике распространения новых знаний и идей. В современных условиях возрастают требования к учебным заведениям системы технического и профессионального образования как основной базы подготовки высококвалифицированных кадров для экономики страны и регионов. Формирование инновационной профессионального образования, в которой сочетаются лучшие традиции казахстанской и мировой образовательной систем, является объективной необходимостью современного образования.
В современных условиях сложившегося рынка труда возникла острая необходимость в системе специалистов, которые могли бы быстро и адекватно реагировать на быстрые изменения, происходящие при создании новых видов производств и технологий. Остро ощущается нехватка работников новых профессий, а также специалистов, обладающих обновленными знаниями и умениями в рамках существующих профессий.
Модернизация технического и профессионального образования вызвана необходимостью качественного прорыва в подготовке кадров технического и обслуживающего труда в связи с ростом масштаба и сложности задач индустриально-инновационного развития Республики Казахстан в условиях глобализации и перехода к экономике знаний с всепроникающим влиянием информационных технологий и растущей конкуренцией на внутреннем и внешнем рынках труда [1].
Следует отметить, что стабильный экономический рост Казахстана вызвал значительные изменения в структуре рынка труда, а также естественное увеличение спроса на квалифицированных работников. Государство испытывает возрастающую потребность в адекватном кадровом обеспечении базовых отраслей экономики (горнодобывающая промышленность, нефтегазовая промышленность, строительство), обрабатывающей промышленности (машиностроение, нефтехимическая промышленность, производство строительных материалов), а также в сервисном секторе (туризм, социальное обеспечение, обслуживание).
Несмотря на принимаемые меры по развитию системы технического и профессионального образования, быстрорастущий спрос на квалифицированные кадры не удовлетворяется за счет отечественных трудовых ресурсов, что ведет к росту численности иностранных специалистов, привлеченных на работу в Казахстан значительную долю которой составляет технический и обслуживающий персонал. Потребность рынка труда в квалифицированных специалистах удовлетворяется за счет выпускников учебных заведений технического и профессионального образования лишь на 50-60%.
Экономическое развитие страны невозможно без соответствующих высококвалифицированных кадров. В связи с этим в Казахстане внедрено более двадцати новых программ в системе образования и подготовки кадров в техпрофобучении (ТиПО) по международным стандартам WorldSkills. Для обеспечения производительной занятости и повышения эффективности рынка труда разработаны модульные программы краткосрочного обучения по востребованным профессиям. Основам предпринимательства обучены 13 тысяч человек. Разработаны более 140 модульных образовательных программ ТиПО. На дуальную технологию обучения перешло более 440 колледжей [2].
Мангистауская область расположена на юго-западе Казахстана, граничит на северо-востоке с Атырауской и Актюбинской областями, на западе – по морю с Российской Федерацией, Азербайджаном и Ираном, на юге – с Туркменией и на востоке – с Узбекистаном. Территория Мангистауской области составляет 165,6 тыс. кв. км. В области расположены 2 города (Актау, Жанаозен), один малый город районного значения, 5 районов и 58 сельских населенных пунктов.
Регион является промышленным, здесь добывают 25% нефти Казахстана.
Экономическое развитие Мангистауской области за последние три года увеличилось на 3,7%, объем промышленного производства увеличился на 2,4 трлн. тенге. Это 10% продукции страны. Горнодобывающая промышленность составляет 90% промышленности региона. Объем добычи нефти составляет 15 млн. тонн.
В области выстроена система поэтапной модернизации образования: активно внедряются современные образовательные методики и создаются комфортные условия для развития образовательной системы в целом.
В настоящее время в регионе функционируют 310 дошкольных образовательных учреждений, 139 дневных общеобразовательных школ, 16 специальных учебных заведений, 14 организаций дополнительного образования и 27 колледжей.
В рамках реализации первого направления «Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы», и по внедрению нового проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование (БПТО) для всех» с 2017 года Управлением образования Мангистауской области запланирован план приема по подготовке кадров с техническим и профессиональным образованием по государственному образовательному заказу молодежи [3]. Перечень приоритетных специальностей для подготовки рабочих кадров (сервиса и обслуживания, технические, технологические, сельскохозяйственные) и учебных заведений технического и профессионального образования согласован Региональной комиссией и государственными органами области, а также направлен в районные/городские акиматы для формирования претендентов на обучение по БПТО.
Таким образом, модернизация технического и профессионального образования является одним из основных факторов обеспечения устойчивого экономического роста страны, социальной стабильности казахстанского общества, механизмом поддержания устойчивой занятости молодежи.