Пришкольная территория является неотъемлемой частью общего образа школы. Качественно выполненное озеленение и благоустройство способствует психологической и эмоциональной разгрузке школьников после учебного времени.
Нами был проведен предпроектный анализ на территории МБОУ Ново-Павловской ООШ с. Новопавловка Кашарского района Ростовской области.
Климат Кашарского района Ростовской области умеренно-континентальный. Он формируется под влиянием Азовского и Черного морей, а также сухих ветров восточного и влажных ветров западного направлений. Самым холодным месяцем является январь, самим жарким – июль. Зима умеренная. Лето жаркое. Абсолютный минимум температуры наблюдается в декабре и составляет – 20 °С. Среднемесячная температура в июле + 26,5 °С, а максимум +40,1 °С. Наибольшее количество осадков выпадает в декабре – 86 мм, а также в летнее время в июне – 61 мм. Наименьшее их количество в октябре – 28 мм. Наибольшая влажность воздуха в декабре – 88%. Среднегодовое количество осадков составляет 633 мм [1].
Объект проектирования расположен северной части с.Новопавловка. С северной и южной стороны территория граничит с жилыми застройками, а с западной и восточной стороны школы с проезжей частью (рис.1). Кадастровый номер: 61:16:0010302:114. Категория земель: Земли населенных пунктов [2].
На территории школы располагается 1 капитальное строение, в котором находятся: библиотека, столовая, классы для аудиторных занятий, туалет.
Рис. 1. Генеральный план
В процессе инвентаризации зелёных насаждений на территории школы нами были определены: вид, таксационные показатели и категория санитарного состояния 48 деревьев. Насаждения на территории школы представлены следующими видами: 25 яблонь лесных (Malus domestica), 8 клёнов остролистных (Acer platanoides), 10 берёз повислых (Betula pendula), 4 ели голубых (Picea pungens). Примерный возраст насаждений от 25 до 40 лет.
Нами был проведен анализ инсоляционного режима территории объекта проектирования с целью выявления зон с избыточным по времени присутствием тени от различных сооружений, жилой застройки, который влияет на выбор ассортимента древесной и травянистой растительности (рис.2).
Рис. 2. Инсоляционный режим территории школы
Таблица
Площади теней на озеленяемой территории
Тип наложения теней |
Площадь, м2 |
Соотношение площадей, % |
---|---|---|
Одинарное наложение |
760 |
10 |
Двойное наложение |
152 |
2 |
Тройное наложение |
228 |
3 |
Территория без наложения |
6156 |
81 |
Территория общая |
7600 |
100 |
Данные таблицы говорят, что большую площадь объекта проектирования занимает территория без наложения 6156 м2 (81%) [3, c. 13]. Проведенный анализ позволил правильно подобрать ассортимент древесных декоративных растений и разместить площадки различного целевого назначения.
На территории объекта проектирования имеются следующие виды подземных инженерных сооружений и коммуникаций (водопровод; канализация; газопровод, водопровод, ливневая система водоотвода) и надземные - линии электропередач.
Нами были определены защитные зоны инженерных коммуникаций, что позволило нам запроектировать посадку зеленых насаждений в соответствии со строительными нормами и правилами (по СП 42.13330.2011) [3, c. 17].
Функциональное зонирование – неотъемлемая часть проектирования. Нами выделены следующие зоны: входная, учебная, спортивная, рекреационная и хозяйственная (рис.3).
Рис. 3. Функциональное зонирование
- Парадная зона – территория перед крыльцом школы, где проводятся торжественные линейки;
- Учебно-опытная зона – в неё входят территории учебного сада, учебно-опытного участка и метеорогическая площадка;
- Зона отдыха;
- Спортивная зона сюда входят: футбольное поле, беговая дорожка, гимнастическая площадка, сектор для метания ядра и диска, сектор для прыжков в высоту и длину;
- Хозяйственная зона – площадки под контейнеры ТБО;
- Зона застройки – здание школы [4, c. 1].
Благоустройство территории школы находится в удовлетворительном состоянии.
Дорожно-тропиночная сеть представлена дорожками асфальтным покрытием общей площадью 3830 м2. Покрытие дорожек находится в неудовлетворительном состоянии.
Малые архитектурные формы представлены как утилитарного, так и декоративного характера. На территории школы за основным учебным зданием расположен стадион, на котором имеется спортивный инвентарь, нуждающийся в замене.
Проанализировав результаты предпроектного анализа, разработаем концепцию проекта, направленную на создание приближенной к естественной природе зоны для отдыха, занятий спортом и воспитания школьников.