Правильная речь – важное условие всестороннего и полноценного развития ребенка. Ведь чем правильнее и богаче речь, тем ребенку проще высказать свои мысли, тем значительно больше возможности в изучении окружающей действительности, разнообразнее отношения со сверстниками и взрослым и тем активнее осуществляется развитие ребенка в целом. Особенно актуально это в условиях внедрения федерального государственного стандарта дошкольных организаций, где одной из основных прописана цель – обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, его индивидуализация, социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья [4, с.3].
Построение коррекционно-развивающей деятельности в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в дошкольной образовательной организации осуществляется с целью коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нормальным слухом и интеллектом, имеющих нарушения в речевом развитии и с целью обеспечения специализированной консультативной, коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с нарушениями речи.
Взаимодействие участников образовательных отношений является основным условием эффективной коррекционно-развивающей деятельности в группах компенсирующей направленности. В настоящее время в дошкольных образовательных организациях вопросу взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателя уделяется большое внимание. Ведь только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития [1, с.12].
Успех работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи определяется строгой, продуманной системой, которая решает следующие основные задачи:
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие лексико-грамматических средств речи;
- развитие фонематических процессов и навыком звукобуквенного анализа;
- развитие связной речи в соответствии с возрастной нормой;
- подготовка к обучению грамоте.
Совершенно очевидно, что решение такого комплекса задач возможно только при тесном взаимодействии учителя-логопеда и воспитателя, который ежедневно и, достаточно продолжительно общается с детьми, знает их привычки, интересы и, следовательно, может определить наиболее эффективные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности [3, с.7].
Проводимая воспитателями грамотная работа с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии, имеет большое значение в эффективности коррекционного процесса. Однако нередко в силу разных объективных и субъективных причин (отсутствие у воспитателей достаточного объема коррекционно-педагогических знаний, должного осознания и адекватной оценки своей роли в преодолении недостатков речевого развития) организовать ее на оптимальном уровне довольно сложно. Кроме того, следует учитывать, что воспитатели работают по всем разделам программы и часто испытывают трудности при планировании, организации и проведении коррекционных занятий с детьми. Вот почему так важна координация работы учителя-логопеда и воспитателя [2, с.37].
При построении коррекционно-развивающей деятельности в группах компенсирующей направленности в рамках взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя решаются следующие основные задачи:
- своевременное выявление детей с речевыми нарушениями;
- выработка общей стратегии построения коррекционно-развивающей деятельности, согласование планов работы;
- оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и воспитателей;
- организации в группах коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка;
- повышение профессионального уровня педагогов, работающих в группах компенсирующей направленности.
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя осуществляется по трём направлениям (рис.).
Рис. Основные направления взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя
В рамках диагностического направления, после комплексного логопедического обследования детей, учитель-логопед заполняет речевые карты и определяет уровень речевого развития ребенка, воспитатель проводит обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе и заполняет протокол обследования ППк. После проведенного логопедического обследования учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами обследования и планом коррекционной работы на предстоящий учебный год.
В рамках практического взаимодействия при построении коррекционно-развивающей деятельности функции учителя-логопеда и воспитателя так же разграничиваются.
Так, например, работа воспитателя и учителя-логопеда по формированию звукопроизношения заключается в том, что на подготовительном этапе учитель-логопед вырабатывает и тренирует движения артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали, а воспитатель по заданию учителя-логопеда в игровой форме закрепляет у детей положения и движения органов артикуляционного аппарата.
Затем учитель-логопед ставит звуки, используя специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата, а воспитатель закрепляет произнесение поставленного учителем-логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания.
Далее учитель-логопед автоматизирует поставленные звуки, дифференцирует их на слух и в произношении, последовательно вводит их в речь (в слог, слово, предложение, связную речь), а воспитатель по заданию учителя-логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный учителем-логопедом звук, дифференцирует со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый учителем-логопедом.
Консультативно-просветительская работа в рамках взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности отражена в годовом плане работы учителя-логопеда и проводится с целью повышения эффективности коррекционно-развивающей деятельности. Данная работа предполагает организацию следующих форм взаимодействия:
- 5-минутки (1 раз в неделю или по необходимости),
- консультации для воспитателей (2 раза в месяц),
- показ практической деятельности (по запросу или по необходимости),
- изготовление памяток и буклетов (1 раз в месяц),
- семинары-практикумы (2 раза в год).
Таким образом, и учитель-логопед, и воспитатель должны ясно представлять характер и особенности своей работы, чтобы помогая друг другу, достигнуть основных целей – коррекции нарушений речевого развития и формирования у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Представленная система взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающей деятельности с воспитанниками, имеющими ТНР.