Научный руководитель – к.п.н., доцент Агаева Альбина Владимировна
В литературе предлагаются различные варианты соотношения рассматриваемых понятий. В.Н. Гуляихин считает, что «правовая культура общества выражается в достигнутом уровне правосознания личности и в целом в правовом развитии граждан» [2, c. 618]. Н.И. Матузов и А.В. Малько также связывают уровень правосознания с правовой культурой общества, считая первый показателем второй наряду с иными маркерами «(полноценным законодательством, развитой правовой системой, эффективным независимым правосудием, состоянием законности, широким спектром прав и свобод гражданина, юридической грамотностью населения и др.)» [5, c. 410].
Подавляющая часть ученых вполне обоснованно, включают правосознание в объем понятия правовой культуры.
Правовая культура тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но, как считается, правовая культура шире правосознания, т.к. включает в себя не только идеологические и психологические элементы, но и юридически значимое поведение.
Правовая культура общества зависит, прежде всего, от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека и т.д., насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам и т.д.
Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован лишь в реальной правовой деятельности, в правовом поведении, которые имеют и самостоятельные характеристики. Поэтому элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности.
Существенно влияет на правовую культуру общества и правоприменение, т.е. властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации. Качество правоприменительной деятельности зависит от многих факторов как институционального, так и иного характера.
Правовая культура общества во многом определяется реальным правовым поведением граждан, деятельностью их по реализации права, тем, насколько они знают и своевременно исполняют свои обязанности, соблюдают запреты и насколько полноценно используют свои права.
Таким образом, можно выделить структуру правовой культуры. В ней обязательно наличие таких элементов как правовое сознание, право, правоотношения, законность, правопорядок, наличие правовых институтов, нормативно-правовых актов и фундаментальной юридической науки.
С учетом указанных компонентов правовой культуры она характеризуется как совокупность тех элементов, которые помогают реализовать социально правильную ориентацию людей в конкретно-историческом обществе.
«Правосознание» и «Правовая культура» – автономные, но взаимодополняющие друг друга основы права. В общественном мнении закрепилось, что культура имеет большее значение, чем правосознание. Однако люди в основном имеют разные ценности, в то время как закон для всех един, и те, кто нарушают его, в основном осознают свои действия, за которые обязаны понести ответственность. Именно правовая культура влияет на свободы и права человека, как члена общества, на конституционные права во всех сферах.
Правовая культура также воздействует на уровень информирования населения о правах, на отношение к закону и его справедливости, действенности. Однако правосознание не теряет свою важность. Именно оно формирует общественные интересы, тогда как их реализация лежит на правовой культуре.
Правосознание и правовая культура являются важнейшими направлениями в развитом обществе, определяя права, ценности и свободы каждого человека. Целью любого государства становится укрепление и поддержание моральных и культурных ценностей. Именно эти вещи сохраняют спокойствие в государстве, оберегая от разгула преступности и беспорядков.
Отечественная юриспруденция понимает правовую культуру в широком и узком смыслах. Широкий смысл в себя включает все правовые явления и институты, т.е. правовая культура связывается с правовой системой.
В узком смысле, понимание данного феномена связывается с характеристикой правовой деятельности, обусловливающей качество правовой жизни.
Правовая культура не может быть представлена без субъекта правовых отношений – человека и его деятельности, в отсутствии прогрессивной направленности данной деятельности и мышления. Она выступает в качестве социального явления, которое имеет ярко выраженную цель, охватывает важнейшие ценностные компоненты правовой реальности в ее фактическое функционирование и развитие.
Важнейший элемент правовой культуры представлен правосознанием.
Правосознание является результатом и процессом отражения права в сознании людей. Правовая культура, также, как и правосознание, понятие многоуровневое и многоаспектное. Можно выделить теоретический, профессиональный, обыденный уровни правовой культуры; правовую культуру общества, личности, различных социальных групп и слоев. Особый интерес в данном случае представляет структурные характеристики различных видов правовой культуры. Как правило, их рассмотрение в научной литературе строится на анализе содержательной стороны, тогда как структурный состав практически не раскрывается.
Таким образом, уровень правосознания общества является наиболее важным показателем правовой культуры конкретного общества. В учение о правосознании внес существенный вклад И.А. Ильин, в своих работах доказавший, что «правосознание – это еще более значительный феномен, чем право» [4, c. 435]. Правосознание понимается в этой трактовке в качестве естественного чувство права и правоты, особой духовной настроенности инстинкта, особого рода инстинктивного правочувствия. Правосознание представлено отношением людей к праву, которое основано на знаниях о праве и чувствах, т.е. субъективное восприятие правовых явлений. Представляя специфическую форму сознания, правосознание обладает особым предмет отражения и объектом воздействия.
Характеризуя процесс взаимодействия правовой культуры и правосознания, исследователи подчеркивают, что первая категория зависит от второй как целое от отдельных элементов.
В свою очередь, правосознание определяется конкретной исторической эпохой, в которой властные структуры пытаются максимально обеспечить не только целостность государства, но также и стабильность своего положения. В результате на протяжении почти всего развития человечества формирование и правосознания и правовой культуры имели классовый оттенок.
В то же время правящие круги и в прошлые периоды времени и в настоящее время понимают необходимость соблюдения баланса собственных интересов и защиты прав и свобод рядовых граждан. Игнорирование указанной позиции неоднократно приводило к революциям и бунтам, как на международной арене, так и в российском государстве.
Правосознание, как и правовая культура, является порождением определенного этапа развития и мирового сообщества в целом и отдельных его частей.
Таким образом, начало формирования общественной правовой культуры закладывается на уровне позиции отдельной личности, в сознании которой аккумулируются и правовые традиции эпохи, и основы системы права, опирающейся на национальную специфику и результаты процессов воспитания и самовоспитания, заложенные ближайшим окружением того или иного индивида.
Правовая культура, как фиксируют исследователи в области юриспруденции, формируется и развивается на фоне правосознания (индивидуального, группового или общественного). Правосознание, в свою очередь, определяется той исторической эпохой, в которой оно существует, поскольку его основное назначение заключается в обеспечении стабильности действующего государственного устройства. Таким образом, каждая из указанных категорий не является раз и навсегда установленными институтами общественной жизни, а склонны к модификациям в интересах, прежде всего, правящих кругов.
Взаимосвязь понятий «правосознание» и «правовая культура» обусловлена общностью:
- происхождения, социальной природы и функционирования;
- структурных элементов (правовой психологии и правовой идеологии);
- видов (индивидуального, группового, общественного);
- уровней (обыденного, профессионального, доктринального).
Различия правосознания и правовой культуры состоят в следующем:
- правосознание является понятием более узким по объему, чем понятие правовой культуры, которое охватывает все стороны правосознания и представляет собой явление более широкое и «качественно насыщенное» в единстве правовых знаний, оценок, поведения;
- воплощено правосознание в эмоционально-рациональной сфере сознания, а правовая культура находит свое выражение, как в самом правосознании, так и правозначимых действиях, явлениях, институтах. Если правосознание представляет собой духовную ценность, то правовая культура – материально-духовную (включающую юридические учреждения, их организацию, отношения;
- роль в обществе права, судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем, стиль их работы, отношений с гражданами, защиту их законных интересов, знание и соблюдение законных интересов в обществе), то есть практическое освоение права;
- по своей полярности правосознание подвержено негативному качественному изменению, деформации, тогда как правовая культура несет в себе позитивный заряд, не существует в негативном качестве. Правовая культура наделена свойствами противостояния правовому нигилизму, иным деструктивным изменениям правосознания;
- по динамике изменений правосознание может меняться довольно быстро, особенно на эмоциональном уровне, тогда, как правовая культура обладает большей степенью устойчивости и меняется медленно, поскольку ее состав включает субъективную и объективную стороны;
- по взаимодействию с другими явлениями правосознание является разновидностью общественного сознания и тесно переплетено с моральным, религиозным, политическим сознанием. Правовая культура, как часть общей культуры, не может существовать изолированно от других культурных областей (политической, научной, художественной).