научный журнал «Актуальные исследования» #27 (106), июль '22

Правосознание и правовая культура: соотношение и взаимосвязь

Общепринято считать понятие «правосознание» одной из важнейших категорий в осмыслении феномена права. «Правосознание» и «Правовая культура» – автономные, но взаимодополняющие друг друга основы права. Исследователи приходят к выводу, что правовая культура формируется и развивается на фоне правосознания. Основное назначение правосознания заключается в обеспечении стабильности действующего государственного устройства. Таким образом, правосознание, как и правовая культура, является порождением определенного этапа развития и мирового сообщества в целом и отдельных его частей. Процесс взаимосвязи и взаимозависимости между ними раскрывается в представленной публикации.

Аннотация статьи
правовая культура
правосознание
общественное сознание
формирование правовой культуры
развитие правового сознания
Ключевые слова

Научный руководитель – к.п.н., доцент Агаева Альбина Владимировна

В литературе предлагаются различные варианты соотношения рассматриваемых понятий. В.Н. Гуляихин считает, что «правовая культура общества выражается в достигнутом уровне правосознания личности и в целом в правовом развитии граждан» [2, c. 618]. Н.И. Матузов и А.В. Малько также связывают уровень правосознания с правовой культурой общества, считая первый показателем второй наряду с иными маркерами «(полноценным законодательством, развитой правовой системой, эффективным независимым правосудием, состоянием законности, широким спектром прав и свобод гражданина, юридической грамотностью населения и др.)» [5, c. 410].

Подавляющая часть ученых вполне обоснованно, включают правосознание в объем понятия правовой культуры.

Правовая культура тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но, как считается, правовая культура шире правосознания, т.к. включает в себя не только идеологические и психологические элементы, но и юридически значимое поведение.

Правовая культура общества зависит, прежде всего, от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека и т.д., насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам и т.д.

Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован лишь в реальной правовой деятельности, в правовом поведении, которые имеют и самостоятельные характеристики. Поэтому элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности.

Существенно влияет на правовую культуру общества и правоприменение, т.е. властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации. Качество правоприменительной деятельности зависит от многих факторов как институционального, так и иного характера.

Правовая культура общества во многом определяется реальным правовым поведением граждан, деятельностью их по реализации права, тем, насколько они знают и своевременно исполняют свои обязанности, соблюдают запреты и насколько полноценно используют свои права.

Таким образом, можно выделить структуру правовой культуры. В ней обязательно наличие таких элементов как правовое сознание, право, правоотношения, законность, правопорядок, наличие правовых институтов, нормативно-правовых актов и фундаментальной юридической науки.

С учетом указанных компонентов правовой культуры она характеризуется как совокупность тех элементов, которые помогают реализовать социально правильную ориентацию людей в конкретно-историческом обществе.

«Правосознание» и «Правовая культура» – автономные, но взаимодополняющие друг друга основы права. В общественном мнении закрепилось, что культура имеет большее значение, чем правосознание. Однако люди в основном имеют разные ценности, в то время как закон для всех един, и те, кто нарушают его, в основном осознают свои действия, за которые обязаны понести ответственность. Именно правовая культура влияет на свободы и права человека, как члена общества, на конституционные права во всех сферах.

Правовая культура также воздействует на уровень информирования населения о правах, на отношение к закону и его справедливости, действенности. Однако правосознание не теряет свою важность. Именно оно формирует общественные интересы, тогда как их реализация лежит на правовой культуре.

Правосознание и правовая культура являются важнейшими направлениями в развитом обществе, определяя права, ценности и свободы каждого человека. Целью любого государства становится укрепление и поддержание моральных и культурных ценностей. Именно эти вещи сохраняют спокойствие в государстве, оберегая от разгула преступности и беспорядков.

Отечественная юриспруденция понимает правовую культуру в широком и узком смыслах. Широкий смысл в себя включает все правовые явления и институты, т.е. правовая культура связывается с правовой системой.

В узком смысле, понимание данного феномена связывается с характеристикой правовой деятельности, обусловливающей качество правовой жизни.

Правовая культура не может быть представлена без субъекта правовых отношений – человека и его деятельности, в отсутствии прогрессивной направленности данной деятельности и мышления. Она выступает в качестве социального явления, которое имеет ярко выраженную цель, охватывает важнейшие ценностные компоненты правовой реальности в ее фактическое функционирование и развитие.

Важнейший элемент правовой культуры представлен правосознанием.

Правосознание является результатом и процессом отражения права в сознании людей. Правовая культура, также, как и правосознание, понятие многоуровневое и многоаспектное. Можно выделить теоретический, профессиональный, обыденный уровни правовой культуры; правовую культуру общества, личности, различных социальных групп и слоев. Особый интерес в данном случае представ­ляет структурные характеристики различных видов правовой культуры. Как правило, их рассмотрение в научной литературе строится на анализе содержательной стороны, тогда как структурный состав практически не раскрывается.

Таким образом, уровень правосознания общества является наиболее важным показателем правовой культуры конкретного общества. В учение о правосознании внес существенный вклад И.А. Ильин, в своих работах доказавший, что «правосознание – это еще более значительный феномен, чем право» [4, c. 435]. Правосознание понимается в этой трактовке в качестве естественного чувство права и правоты, особой духовной настроенности инстинкта, особого рода инстинктивного правочувствия. Правосознание представлено отношением людей к праву, которое основано на знаниях о праве и чувствах, т.е. субъективное восприятие правовых явлений. Представляя специфическую форму сознания, правосознание обладает особым предмет отражения и объектом воздействия.

Характеризуя процесс взаимодействия правовой культуры и правосознания, исследователи подчеркивают, что первая категория зависит от второй как целое от отдельных элементов.

В свою очередь, правосознание определяется конкретной исторической эпохой, в которой властные структуры пытаются максимально обеспечить не только целостность государства, но также и стабильность своего положения. В результате на протяжении почти всего развития человечества формирование и правосознания и правовой культуры имели классовый оттенок.

В то же время правящие круги и в прошлые периоды времени и в настоящее время понимают необходимость соблюдения баланса собственных интересов и защиты прав и свобод рядовых граждан. Игнорирование указанной позиции неоднократно приводило к революциям и бунтам, как на международной арене, так и в российском государстве.

Правосознание, как и правовая культура, является порождением определенного этапа развития и мирового сообщества в целом и отдельных его частей.

Таким образом, начало формирования общественной правовой культуры закладывается на уровне позиции отдельной личности, в сознании которой аккумулируются и правовые традиции эпохи, и основы системы права, опирающейся на национальную специфику и результаты процессов воспитания и самовоспитания, заложенные ближайшим окружением того или иного индивида.

Правовая культура, как фиксируют исследователи в области юриспруденции, формируется и развивается на фоне правосознания (индивидуального, группового или общественного). Правосознание, в свою очередь, определяется той исторической эпохой, в которой оно существует, поскольку его основное назначение заключается в обеспечении стабильности действующего государственного устройства. Таким образом, каждая из указанных категорий не является раз и навсегда установленными институтами общественной жизни, а склонны к модификациям в интересах, прежде всего, правящих кругов.

Взаимосвязь понятий «правосознание» и «правовая культура» обусловлена общностью:

  • происхождения, социальной природы и функционирования;
  • структурных элементов (правовой психологии и правовой идеологии);
  • видов (индивидуального, группового, общественного);
  • уровней (обыденного, профессионального, доктринального).

Различия правосознания и правовой культуры состоят в следующем:

  • правосознание является понятием более узким по объему, чем понятие правовой культуры, которое охватывает все стороны правосознания и представляет собой явление более широкое и «качественно насыщенное» в единстве правовых знаний, оценок, поведения;
  • воплощено правосознание в эмоционально-рациональной сфере сознания, а правовая культура находит свое выражение, как в самом правосознании, так и правозначимых действиях, явлениях, институтах. Если правосознание представляет собой духовную ценность, то правовая культура – материально-духовную (включающую юридические учреждения, их организацию, отношения;
  • роль в обществе права, судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем, стиль их работы, отношений с гражданами, защиту их законных интересов, знание и соблюдение законных интересов в обществе), то есть практическое освоение права;
  • по своей полярности правосознание подвержено негативному качественному изменению, деформации, тогда как правовая культура несет в себе позитивный заряд, не существует в негативном качестве. Правовая культура наделена свойствами противостояния правовому нигилизму, иным деструктивным изменениям правосознания;
  • по динамике изменений правосознание может меняться довольно быстро, особенно на эмоциональном уровне, тогда, как правовая культура обладает большей степенью устойчивости и меняется медленно, поскольку ее состав включает субъективную и объективную стороны;
  • по взаимодействию с другими явлениями правосознание является разновидностью общественного сознания и тесно переплетено с моральным, религиозным, политическим сознанием. Правовая культура, как часть общей культуры, не может существовать изолированно от других культурных областей (политической, научной, художественной).
Текст статьи
  1. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и испр. - Москва: Проспект, 2019. - 416с.
  2. Гуляихин В.Н. Правовая культура: понятие и структура: сборник научных статей. Волгоград, 2018. Вып. 7, 8. - 618 с.
  3. Гусенко, В. Э. Взаимосвязь правосознания и правовой культуры в рамках правовой социализации / В. Э. Гусенко. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 20 (258). – С. 303-305.
  4. Клишаса А. А. Теория государства и права: учебник / Российский университет дружбы народов, Юридический институт; – М.: Статут, 2019. – 435 с.
  5. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М., 2019. 410 с.
  6. Осипов Р.А. Правовая культура, правосознание, правовая информированность: вопросы соотношения / [Электронный ресурс] /URL: cyber-leninka.ru.
  7. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. - М., 2017. - № 3. – 142 с.
  8. Працко Г.С. Естественное право и правовые законы как фактор развития правосознания и правовой культуры личности // Философия права. 2014. № 3 (64). С. 20.
  9. Сорокин В.В. Правосознание в переходный период общественного развития. - М., 2018. – 241 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 13 августа по 19 августа
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
23 августа
Загрузка в eLibrary
23 августа
Рассылка печатных экземпляров
02 сентября