научный журнал «Актуальные исследования» #27 (106), июль '22

Принципы взаимодействия с семьёй по ФГОС ДО

Данная статья определяет новые формы взаимодействия с родителями, базовые позиции позволяют организовать сотрудничество родителей и учреждения в интересах всестороннего развития ребёнка как личности.

Аннотация статьи
семья
родители
ребенок
интересы ребёнка
взаимодействие семьи и дошкольных организаций
Ключевые слова

В связи с введением ФГОС ДО – «…сотрудничество в интересах семьи…», воспитатель в работе с семьями должен пересмотреть своё отношение к работе с родителями. Это должна быть не формальная обязанность, а сотрудничество с учётом мнения родителей.

С учётом новых требований выделяют три принципа взаимодействия с родителями.

Первый принцип. Считать семью главным элементом в жизни ребёнка и поэтому учитывать мнение родителей в обеспечении качества образования и воспитания.

Второй принцип. Семья является представителем интересов ребёнка и все решения связанные со стратегией образования находятся под ответственностью основных членов образовательной практики – родителей, и поэтому воспитатель должен поддерживать, стимулировать и уважать интересы членов семьи.

Третий принцип индивидуализации. Проявлять гибкость и чуткость в воспитании детей с учётом интересов и культурных особенностей семьи. Этот принцип предусматривает:

1. Регулярное общение с родителями:

  • Больше спрашиваем и интересуемся, чем даём советы;
  • Часто рассказываем об успехах ребёнка, его достижениях;
  • Интересуемся, чего хотят родители для обучения и развития;
  • Регулярно интересуемся о достигаемых результатах, эффективностью выбранных стратегий и вносим при необходимости корректировки с учётом мнения родителей.

2. У каждой семьи есть сильные стороны и положительные черты. Воспитатель должен использовать их:

  • Воспитатель обладает уникальной информацией для родителей, как проявляет ребёнок в течение дня, его достижения и трудности. Сообщаем родителям о результатах в той или иной деятельности воспитанника.
  • Интересуемся у родителей о целях и поставленных задачах развития ребёнка;
  • Признаём вклад и компетентность родителей в развитие ребёнка;
  • Предлагаем объединить усилия для развития сильных сторон личности ребёнка.

3. Уважение уникальности принципов семей. Уважаем и принимаем мнение и чувство родителей даже если они идут вразрез с нашими личными.

4. Воспитатель должен приложить все усилия и компетентность для установления дружелюбного партнёрства между детски садом и семьёй:

  • Создавая комфортные условия вовлекаем родителей для участия в жизни группы;
  • Проводим мероприятия, в том числе и совместные, при этом привлекаем родителей для принятия решений. Совместные мероприятия проводим с учётом пожеланий родителей (тип мероприятия, форма проведения, тема), для этого проводим всевозможные опросы, анкетирование.
  • Выражаем готовность принимать родителей в течение всего дня;
  • Помогаем родителям в поисках других услуг, в которых они нуждаются.

Используя свой педагогический опыт и заинтересованность родителей в индивидуальном подходе к своему ребёнку, воспитатель наблюдает и выделять существенные положительные проявления в поведении ребёнка. И имея эти ценные знания о воспитаннике, педагог направляет свою работу на партнёрское взаимодействие с семьёй, что способствует развитию ребёнка на основе принципов демократического образования, обеспечивает личностно-ориентированный подход к его развитию.

Текст статьи
  1. Доронова Т. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание, 2004, № 1. С. 60-70.
  2. Михайлова-Свирская Л.В. Работа с родителями. – М.: Просвещение, 2015. – С. 128.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
Список литературы