Введение
Легкоатлетические упражнения способствуют укреплению всех мышц тела, занятия ими стимулируют деятельность сердца, сосудов и органов дыхания, развивают координационные способности, а также: силу, быстроту, гибкость, выносливость, что является немаловажным для правильного формирования растущего организма школьника.
Легкая атлетика делится на пять разделов (ходьба, бег, прыжки, метания и многоборья), которые, в свою очередь, подразделяются на многие виды и разновидности. двигательный бег, кроссовый, физический.
Легкоатлетические упражнения оказывают весьма разностороннее влияние на организм человека. Они развивают силу, быстроту, выносливость, улучшают подвижность в суставах, позволяют приобрести широкий круг двигательных навыков, способствуют воспитанию волевых качеств. Такая разносторонняя физическая подготовка особенно необходима в юном возрасте. Широкое использование легкоатлетических упражнений в занятиях содействует повышению функциональных возможностей организма, обеспечивает высокую работоспособность.
Урок физической культуры является основной формой построения занятия легкой атлетикой в колледже. Он состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Структура и формы занятий легкой атлетикой в школе
В целом структуру занятий легкой атлетикой в школе можно представить в схеме:
Секционные занятия проводятся с целью подготовки к соревнованиям внутри школы, овладения техникой движений и развития физических качеств у слабых и отстающих учащихся. По структуре они также напоминают трехчастный урок, но только больше уделяется внимания подготовке организма к основной части, где продолжительность упражнений и нагрузка выше, чем на уроке. Соответственно, повышается время на относительное восстановление организма после большой нагрузки.
Самостоятельные занятия могут проводиться как в школе, так и вне. Они направлены на развитие физических качеств, изучение техники несложных элементов, выполнение заданий учителя.
Учебно-тренировочные занятия проводятся в основном в спортзале или на спорт площадке. Направлены они на подготовку занимающихся к соревнованиям по легкой атлетике и повышению спортивного мастерства. На этих занятиях учащиеся овладевают техникой легкоатлетических видов, развивают до оптимальных возможностей физические качества, необходимые для конкретного вида легкой атлетики. По своей структуре занятия также напоминают трехчастный урок. Больше времени уделяется подготовке организма к основной части, так как в ней выполняются большие нагрузки и по объему, и по интенсивности. В основной части много разнообразных упражнений различной направленности. Усиливается роль заключительной, здесь в большем объеме выполняются упражнения на расслабление, восстановление дыхания и сердечного ритма и т.д.
Соревнования как форма занятий легкой атлетикой являются венцом всевозможных занятий. Здесь занимающийся проявляет свои возможности, способности, получает соревновательный опыт, показывает, чего он достиг за время подготовки к ним. В связи с тем, что соревнования несут в себе высокую физическую нагрузку, высокую психическую напряженность, то они приближаются к действиям в экстремальных условиях, оказывая тренировочный эффект на организм спортсмена.
Эпизодические формы занятий могут быть однократными (например, пробежки и походы в лесу или в парке для улучшения восстановительных процессов организма при перетренировке) и систематическими (утренняя зарядка, гигиенические прогулки). Эти формы занятий могут быть индивидуальными и групповыми.
Образовательное значение легкой атлетики в процессе занятий очевиден: учащиеся приобретают полезные знания и навыки о режиме дня, питании, планировании тренировок и т.д.
Занятия по легкой атлетике направлены на освоение бега на короткие, средние, длинные дистанции, эстафетного бега, прыжков в длину и в высоту с места и с разбега, метаний в цель и на дальность и совершенствование техники в этих видах
Комплекс общеразвивающих упражнений
ОРУ № 1
- Ходьба на месте (до 1 мин), спортивная ходьба или короткая пробежка (2 мин).
- Развести руки в стороны, потянуться, поднимаясь на носки, и отвести плечи назад (5–8 раз).
- Согнутыми руками в локтях ритмично и с ускорением выполнять круговые движения наружу и внутрь (30–40 с).
- Наклонить туловище вперед, руки в стороны. Выполнять повороты туловища и головы вправо и влево (8–10 раз). После паузы повторить.
- Движения руками как при беге, начинать плавно, затем увеличить темп. Выполнять 3–5 раз по 5–10 секунд.
- Принять положение «ласточка» (2–3 с); после паузы, низко приседая, опуская голову (руки за головой), сгруппироваться (8–12 раз).
- В упоре лежа сгибать и разгибать руки (5–6 раз); то же, с подниманием ноги (4–5 раз).
- Приседания на обеих ногах (10–12 раз), на одной ноге (3–5 раз).
- Подскоки на одной ноге с расслаблением рук, плечевого пояса (20–30 с).
- Поднять руки вверх, потянуться, наклонить туловище вниз, касаясь пола ладонями (10–12 раз).
- Палка на плечах; поднимаясь на носки, вытягивать руки с палкой, слегка прогибаясь. Опуская палку на плечи, сводить лопатки вместе и приседать (10–12 раз).
- Передвигать палку пальцами руки вверх и вниз (2–3 раза), правой и левой рукой. Затем встряхнуть и расслабить мышцы рук.
- Подбросить палку вверх и поймать за другой конец. Отпустить палку и поймать за другой конец. Выполнять правой и левой рукой (15–20 раз).
- Стоя или сидя выполнять круговые вращения головой в среднем темпе в обе стороны по 5–8 раз.
- Упражнения в прыжках со скакалкой (2–3 мин).
- Спокойная ходьба (1–2 мин).
- Водные процедуры.