Понятие «критическое мышление» и его характеристики
По поводу понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок: с одной стороны, оно ассоциируется как негативное, так как предполагает спор, конфликт; с другой – объединяет понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление» и т.д.
Хотя термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Бруннер, Л. С. Выготский, в профессиональном языке педагогов-практиков в России его стали употреблять сравнительно недавно.
Сегодня в различных научных исследованиях можно найти определение термина «критическое мышление». Дж. А. Браус и Д. Вуд определяют его «как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать». Критики пытаются понять и осознать свое собственное «Я», быть объективными, логическими, пытаются понять другие точки зрения. Критическое мышление, по их мнению, – это поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений.
Д. Халперн определяет критическое мышление в своей работе «Психология критического мышления» как направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.
В моем понимании критическое мышление – это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть его отличие от творческого мышления. Критическое мышление – отправная точка для развития творческого мышления, они развиваются в синтезе, взаимообусловлено.
Актуальность темы заключается в том, что целенаправленная работа над развитием мышления в среднем и старшем школьном возрасте редко проводится на практике. Нормально мышление развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созреть в полной мере. Распространённым явлением становится обращение к упражнениям тренировочного типа, основанным на подражании, не требующим усилий самостоятельно мыслить. В этих условиях остаются невостребованными такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются признаками его самостоятельности.
Цель данной работы: показать использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для обеспечения возможностей становления и развития личностных функций (искать во всем смысл, проявлять творчество, давать критическую оценку) учащихся общеобразовательной школы.
Этапы применения технологии
1. Стадия «вызова» (evocation stage).
Детям скучно слышать цели и задачи урока от учителя. Они почти всегда в пассивной роли объекта обучения. Применяя критическое мышление на уроке английского языка, учитель анализирует с детьми уже пройденный материал и дает возможность сформулировать личностно значимые цели. Таким образом, мотивация учеников на уроке возрастает, так как они видят интерес к их опыту.
Важно, чтобы дети имели возможность свободно выражать свою точку зрения, не боясь ошибиться. Рекомендуется сочетать индивидуальную и групповую работу, потому что самостоятельно ученик сможет лучше обдумать свои знания, а в группе – воспринять новые идеи. Учитель фиксирует результаты обсуждения в графической форме – в виде схемы, графика, рисунка и т.д.
В итоге дети вспоминают пройденное и ставят перед собой вопрос: Что еще нужно изучить и почему?
2. Стадия «осмысления содержания» (realization of meaning)
На этом этапе учитель предоставляет ученикам информацию для осмысления. Организация работы может быть различной, например, рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение, просмотр видеоматериала.
Ученики стараются получить материал для анализа поставленных вопросов, стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание и почему. Учителя дают возможность самостоятельно поработать, но снабжают учеников необходимыми приемами для вдумчивого анализа.
3. Стадия «рефлексии» (reflection)
В конце работы учитель и ученики сопоставляют новый материал с тем, что знали по данной теме раньше. Дети делают выводы по теме урока, систематизируют и оценивают новые знания. Во время дискуссии с одноклассниками они могут как подтвердить свои предположения, так и принять идеи других детей. Хорошо, если они поставят новые вопросы и обнаружат пробелы в своих знаниях, подготовив почву для следующей темы.
Для каждой из стадий урока применяются свои различные методические приемы. Вот некоторые из них:
Перед детьми стоит задача оценить свои знания по грамматическому или лексическому материалу на начало урока, разместить себя на «Blob’s tree» и объяснить свой выбор. Это позволит наметить цели обучения по изучению нового материала. При совместном обсуждении дети приходят к единому мнению, что необходимо повторить.
Интересный творческий прием, позволяющий ученикам выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту и т.п. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях.
Оно позволяет выразить мысли в нескольких значимых словах и емких выражениях. Синквейн придумывают индивидуально или в парах, очень редко – в группах. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии или как нетрадиционная форма на стадии вызова.
Учащиеся делают пометки на полях, а после этого заполняют таблицу, в которую тезисно вносят сведения из текста. Дети иногда не любят писать или говорить на уроке, во время устного обсуждения могут избегать активного участия. Графическая работа позволит вовлечь всех и сделать задание более занимательным. Порекомендуйте ребятам делать такие пометки и в дальнейшем во время прочтения новых книг.
Технология критического мышления дает учителю возможность создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества. Использовать систему эффективных методик, которые способствуют развитию самостоятельности. Помочь студентам стать одновременно практиками и аналитиками, которые одновременно умеют грамотно анализировать свою деятельность. Стать источником ценной информации для коллег. Если говорить об обучении иностранным языкам, то именно коммуникативные методы получили в последнее время новый импульс: Происходит поворот от усвоения различных аспектов языка (лексики, грамматики) к активному использованию иностранного языка в жизни. Иностранный язык становится с одной стороны, средством получения профессиональной или иной информации, а с другой стороны, средством осуществления коммуникации. Однако об эффективной коммуникации можно говорить лишь в том случае, если человек правильно воспринял или передал информацию.
Человек, обладающий критическим мышлением, отвечает всем требованиям современного общества. Он умеет видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению. Он обладает ясным, оригинальным, независимым мышлением, готов к самореализации и самовыражению.
Наиболее существенным достоинством работы по развитию критического мышления является то, что она позволяет сделать процесс обучения личностно-ориентированным, ставить и решать новые, нетрадиционные образовательные задачи (формирование и развитие исследовательских, информационных, коммуникативных и других умений учащихся, развитие их мышления и креативных способностей, формирование модельных представлений).
Работа по развитию критического мышления в процессе обучения английскому языку позволяет формировать у учащихся социально значимые, нравственно-ценностные мотивы поведения, повышать уровень социализации, развивать креативность и рефлексию, воспитывать инициативность, коммуникативность, динамизм – все, что значимо для формирования потребностно-мотивационной и операционно-технической сфер школьника.
Работа учителя по развитию критического мышления дает устойчивый положительный результат и положительную динамику развития речевых навыков и умений.
Подводя итог, скажем, что критическое мышление – это подход в обучении, ориентированный на развитие самостоятельной творчески мыслящей личности, на самореализацию «я» ученика, на развитие творческого потенциала ученика, чтобы он смог применить полученные знания в дальнейшей жизни и легко адаптировался в окружающем мире.