Главная
АИ #27 (106)
Статьи журнала АИ #27 (106)
Применение трансактного анализа в разрешении конфликтов

Применение трансактного анализа в разрешении конфликтов

Рубрика

Психология

Ключевые слова

конфликт
трансактный анализ
эго-состояние
жизненный сценарий

Аннотация статьи

В статье трансактный анализ рассматривается в качестве одного из наиболее эффективных способов разрешения различного рода конфликтов.

Текст статьи

Каждая личность является многогранной и, в зависимости от жизненной ситуации, испытывает широкий спектр чувств, побуждающий к определенному поведению и взаимодействию с другими людьми. Развитие и характер коммуникации зависит от текущего состояния личности, используемого в трансакциях, а также их комбинациях. И это взаимодействие, или обмен трансакциями, очень часто становится конфликтным. Именно этот аспект исследуется в трансактной модели человеческих отношений.

С самого начала Эрик Берн рассматривал трансактный анализ, как метод для работы с группами. В этом плане трансактный анализ может эффективно использоваться практически в любой области, в которой люди взаимодействуют друг с другом, что делает ее потенциально конфликтной. Вне терапевтической области трансактный анализ применяется в системе образования, помогая преподавателям и учащимся плодотворно общаться и избегать ненужных конфликтов, является мощным инструментом при подготовке управленческих кадров и в коммуникационном тренинге, а также при анализе организаций и систем. Зная модели эго-состояний, можно улучшить коммуникацию и взаимодействие между сотрудниками организации. В числе многих других областей трансактный анализ используется социальными работниками, религиозными деятелями, полицией, в исправительных учреждениях.

Сам по себе конфликт как факт различия мнений, интересов, стремлений людей не может быть ни плох, ни хорош, и рассматривать его следует, отбросив этические предрассудки. Также, конфликт – это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон [1, с. 535]. Именно во взаимодействии участников конфликта выявляются личностные особенности, в частности, камни преткновения и то, с чем необходимо работать.

К.Штайнер называет 3 базовых особенности идеологии трансактного анализа:

  1. Люди от рождения являются душевно здоровыми.
  2. Даже переживая эмоциональные затруднения, люди тем не менее остаются разумными, полноценными человеческими существами. Они способны понять суть своей проблемы и при наличии адекватной помощи решить ее.
  3. Любые эмоциональные затруднения разрешимы при условии применения верного подхода и адекватного знания [5, с. 9].

Глубоко понимая эти положения, можно приступать к эффективному разрешению конфликта любого уровня.

Э.Берн выделяет три наблюдаемые формы функционирования Я: Родитель, Взрослый и Ребенок. Зная модели эго-состояний, можно улучшить коммуникацию и взаимодействие между людьми. Соответственно, когда встречаются два человека, во взаимодействие включаются шесть состояний их Я. Я могу обратиться к Вам из одного из моих трех эго-состояний. В свою очередь, Вы можете ответить мне из одного из ваших эго-состояний. Подобный обмен коммуникациями называется трансакцией, которая включает в себя трансактный стимул от одного человека и некий трансактный ответ от другого.

Я. Стюарт и Р. Джойнс определяют Эго-состояние как «совокупность связанных друг с другом поведений, мыслей и чувств, как способ проявления нашей личности в данный момент» [3, с. 8]. Так, если один участник общения обращается от своего Взрослого к Взрослому другого, а тот отвечает от своего Ребенка Родителю собеседника, то возникает несоответствие, и разгорается конфликт (рис. 1).

Рис. 1. Пересекающаяся трансакция первого типа

Например, директор компании может осознать, что он ведет себя, как контролирующий Родитель, а его подчиненные реагируют на него из естественного или приспособившегося Ребенка, сопротивляясь или во всем с ним соглашаясь. В этом случае для того, чтобы поднять эффективность, директору и подчиненным необходимо активизировать и больше использовать своего Взрослого.

Н.В.Гришина выделяет три главных способа урегулирования конфликтных ситуаций:

  1. Доминирование как победа одной стороны над другой.
  2. Компромисс, который означает уступки с обеих сторон и который потому для них обеих нежелателен.
  3. Интеграция, когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует [2, с. 346].

Именно третий способ выявляет новые возможности конфликта, однако урегулирование конфликтов интегративным особом зачастую осложняется затруднениями в поисках принципиально новых решений в силу отсутствия необходимой для этого креативности, приоритетностью победы одной стороны над другой, а не поиска взаимоприемлемых решений, а также банальным отсутствием опыта.

Например, семейные конфликты чаще всего включают в себя партнерские и детско-родительские конфликты, которые отличаются глубиной эмоциональных переживаний участников, что делает подобные ситуации трудноразрешимыми. Однако трансактный анализ позволяет эффективно разрешать подобные межличностные конфликты.

Итак, рассмотрим пример супружеского конфликта и некоторые особенности его разрешения способом трансактного анализа. В качестве кейса приведем следующую ситуацию: «Молодая супружеская пара работает в одном и том же издательском доме. Её должность – арт-директор, а его – фоторедактор. У пары происходит постоянная смена ролей: дома – мы семья, на работе – мы коллеги. Анна находится в положении руководителя, а Руслан – подчиненного. Соответственно, когда происходят конфликты дома, это отражается на требовательности жены-руководителя. Однажды муж не выполнил необходимую работу в срок и ожидал от жены снисходительности, однако из-за ссоры дома жена лишила премии мужа и нагрузила сверхурочной работой».

Между супругами происходит следующий диалог:

Муж: – Почему ты не могла сделать мне поблажку? Я все-таки тебе не чужой человек!

Жена: – Но мы ведь договаривались не смешивать личную жизнь и работу! Пользоваться служебным положением несправедливо по отношению к другим сотрудникам!

Муж: – В таком случае не жди от меня помощи по дому!

Жена: – Почему ты всегда ведешь себя как ребенок?

Во-первых, проведем структурный анализ эго-состояний участников конфликта. Взрослый у Анны очень сильный, она, словно безэмоциональный компьютер, прогнозирует ситуацию и осознает все риски ситуации. Безусловно, она ответственно подходит к рабочим вопросам. Однако ее контролирующий Родитель так или иначе распространяет свое недовольство относительно работы мужа и на семейную жизнь. Стратегия поведения Руслана ­– противоборство – в данном случае говорит о незрелости его реакций, некотором инфантильном поведении и неспособности выразить свои потребности на взрослом уровне. Таким образом, Руслану трудно отстаивать свою позицию конструктивным способом. Он выходит из диалога с супругой, так и не удовлетворив свои потребности и не разрешив конфликтной ситуации.

Что касается анализа коммуникаций, то диалог, представленный в описании конфликтной ситуации между супругами, можно представить в виде пересекающейся трансакции первого типа (рис.2). Анна занимает Взрослую позицию и обращается к мужу, как к Взрослому, аргументируя свой ответ. Руслан выступает из позиции Бунтующего Ребенка, который хочет добиться своего, манипулирует и не хочет уступать.

Рис. 2. Диаграмма трансакций

Существуют различные способы оставаться в рамках состояния Взрослого во избежание пересекающейся трансакции, то есть в нашем случае конфликтной ситуации. Стоит уточнить, что Взрослый, преодолевая огромные трудности, формируется позже, чем Родитель и Дитя, которым принадлежат основные сферы влияния и которые имеют тенденцию автоматически реагировать на стимулы.

В связи с этим, Томас Харрис выделяет несколько шагов к усилению и независимости Взрослого [4, с. 87]. Первый шаг заключается в повышенной чувствительности и внимательности к сигналам Родителя и Ребенка. Необходимо понимать собственное Дитя, чувствовать, когда активизируется ощущение внутреннего конфликта. Если предостеречь себя – "Во мне говорит Бунтующий Ребенок" – то становится возможным удержаться от проявления разрушительных чувств в действии. В стрессовой ситуации человек может почувствовать немедленное облегчение, просто спросив: "Кто реагирует?" Это действие требует времени. «Сосчитать до десяти – хороший способ задержать автоматическую реакцию, чтобы дать возможность Взрослому взять транзакцию под свой контроль», – уверяет Т.Харрис.

Научившись распознавать свое Дитя, человек становится более внимателен к проявлениям этого компонента у других людей. В других людях мы отвергаем Родителя, но их Дитя мы можем полюбить. В затруднительной транзакции полезно бывает увидеть в другом человеке маленького мальчика или маленькую девочку, и поговорить с этим мальчиком или девочкой, причем не угнетая, а любя.

Еще один путь укрепления позиций Взрослого заключается в построении системы ценностей, которая будет определять не только семейные, но и любые другие отношения. В отличие от Дитя, Взрослый умеет оценивать последствия. А вот в отличие от Родителя, он более заинтересован в сохранении личности, а не установленных норм.

Проанализировав структуру собственной личности, мы можем управлять проявлением черт, которые ведут к конфликтному взаимодействию. Это и есть эффективный способ как профилактики, так и разрешения конфликтов.

Список литературы

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – Москва: ЮНИТИ, 2000. – 551 с.
  2. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 544 с.
  3. Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. – Санкт-Петербург: Социально-психологический центр, 1996. – 335 с.
  4. Харрис Т. Я – окей, ты – окей. – Москва: Академический проект, 2006. – 255 с.
  5. Штайнер К. Сценарии жизни людей. – Санкт-Петербург: Питер, 2003. – 347 с.

Поделиться

4030

Егорова М. М. Применение трансактного анализа в разрешении конфликтов // Актуальные исследования. 2022. №27 (106). С. 53-56. URL: https://apni.ru/article/4364-primenenie-transaktnogo-analiza-v-razreshenii

Похожие статьи

Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа