Главная
АИ #28 (107)
Статьи журнала АИ #28 (107)
Нейропсихологические аспекты расстройств аутистического спектра

10.5281/zenodo.13732936

Нейропсихологические аспекты расстройств аутистического спектра

Рубрика

Коррекционная педагогика и психология

Ключевые слова

расстройство аутистического спектра
нейропсихология
сенсорная сфера
дети
анализ
нейропсихологические механизмы
проблемы
диагностика
коррекция

Аннотация статьи

В статье рассматриваются нейропсихологические аспекты расстройств аутистического спектра (РАС), включая когнитивные, сенсорные и поведенческие нарушения, связанные с этими состояниями. Проведен глубокий анализ микроструктурных изменений в мозге, нарушений работы сенсорных дисфункций. Особое внимание уделено генетическим и эпигенетическим факторам, влияющим на развитие РАС, а также роли иммунных механизмов и воспаления в патогенезе этих расстройств. В статье представлены перспективы будущих исследований, направленных на создание более комплексной модели РАС и развитие персонализированных методов лечения.

Текст статьи

Актуальность исследования

Расстройства аутистического спектра (РАС) являются одной из наиболее распространенных форм нейропсихиатрических расстройств, затрагивающих до 1% населения по всему миру. Эти расстройства характеризуются сложными нарушениями социальной коммуникации, стереотипными поведенческими паттернами и значительными когнитивными отклонениями, которые существенно влияют на качество жизни людей с РАС и их семей. В последние десятилетия наблюдается значительный рост интереса к исследованию нейропсихологических аспектов РАС, поскольку понимание этих процессов может существенно улучшить диагностику, интервенции и долгосрочные исходы для пациентов. Несмотря на прогресс в этой области, многие механизмы, лежащие в основе когнитивных и поведенческих нарушений при РАС, остаются недостаточно изученными.

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью углубленного анализа нейропсихологических особенностей РАС, что позволит более эффективно разрабатывать методы диагностики и коррекции, а также улучшить качество жизни людей с этими расстройствами.

Цель исследования

Целью данного исследования является комплексное изучение нейропсихологических аспектов расстройств аутистического спектра, включая когнитивные, эмоциональные и поведенческие характеристики, а также выявление нейробиологических основ этих нарушений.

Материалы и методы исследования

Материалы исследования: научные статьи, обзоры, мета-анализы, данные нейровизуализационных исследований, а также результаты генетических и эпигенетических исследований.

Методами исследования являются: метод кейс-исследования, метод теоретического и практического анализа, метод сравнительного анализа.

Результаты исследования

Нейропсихологические аспекты РАС включают широкий спектр когнитивных нарушений, которые варьируются в зависимости от тяжести заболевания. Одной из центральных когнитивных характеристик РАС является дефицит теории разума. Это нарушение способности понимать и интерпретировать мысли, намерения и эмоции других людей. Исследования показали, что дети с РАС демонстрируют значительные затруднения в выполнении задач, требующих учета эмоциональных состояний других людей.

Кроме того, люди с РАС часто демонстрируют так называемое «слабое центральное согласование» – тенденцию к фокусировке на деталях в ущерб восприятию целостной картины. Этот когнитивный стиль может объяснять как исключительные способности в определенных областях, таких как математика или музыка, так и трудности в понимании социальных ситуаций, которые требуют интеграции множества сенсорных и когнитивных сигналов.

Еще одной важной когнитивной особенностью является наличие «исполнительной дисфункции», связанной с дефицитами в гибкости мышления, планировании и контроле поведения. Эти нарушения особенно очевидны в ситуациях, требующих адаптации к изменяющимся условиям или решения многозадачных проблем. Дети с РАС имеют значительные трудности с выполнением таких задач, как тесты на смену задач и планирование.

Нейропсихологические аспекты РАС нельзя рассматривать в отрыве от нейробиологических механизмов, лежащих в основе этих расстройств [2, с. 98]. Современные методы функциональной нейровизуализации, такие, как функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) и позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ), выявили аномалии в функционировании определенных областей мозга у людей с РАС. Основное внимание уделяется изменениям в работе миндалевидного тела, гиппокампа и префронтальной коры.

Миндалевидное тело связано с эмоциональной регуляцией и распознаванием социальных сигналов. У пациентов с РАС было обнаружено уменьшение его активности при выполнении социальных задач. Это подтверждает теорию о дефиците теории разума, так как миндалевидное тело играет важную роль в обработке эмоций.

Кроме того, гиппокамп, который отвечает за память и пространственное мышление, также показывает аномальную активность. Это может объяснять проблемы с когнитивной гибкостью и запоминанием сложных последовательностей событий, характерные для РАС.

Префронтальная кора, которая участвует в выполнении исполнительных функций, таких как планирование и принятие решений, также демонстрирует снижение активности. Эта аномалия согласуется с идеей о дефиците исполнительной функции у людей с РАС, особенно в задачах, требующих внимания, организации и адаптации к новым ситуациям.

Аномалии в нейротрансмиттерных системах также играют ключевую роль в патогенезе РАС. В частности, исследования указывают на нарушение функционирования системы серотонина, который участвует в регуляции настроения, эмоций и социальных взаимодействий. Повышенные уровни серотонина были обнаружены в крови у некоторых пациентов с РАС, что свидетельствует о нарушении серотонинергической системы.

Дофаминергическая система, которая играет ключевую роль в регуляции мотивации, вознаграждения и поведения, также оказывается вовлеченной в патогенез РАС. Дисбаланс в уровнях дофамина может объяснять некоторые поведенческие особенности людей с РАС, такие как стереотипные движения и ограниченные интересы.

Для оценки когнитивных и поведенческих нарушений у людей с РАС используются специализированные нейропсихологические тесты, направленные на выявление дефицитов в исполнительных функциях, социальной когниции и сенсорной интеграции.

Интервенции для улучшения когнитивного и социального функционирования у детей с РАС включают поведенческую терапию, такие как прикладной анализ поведения, а также программы, направленные на развитие социальной коммуникации и адаптивных навыков. Хотя медикаментозная терапия не является основным методом лечения РАС, она может быть полезна для коррекции сопутствующих состояний, таких как тревожные расстройства или гиперактивность.

Психологическая поддержка и психотерапия играют ключевую роль в улучшении когнитивных функций и эмоционального состояния людей с расстройствами аутистического спектра [3, с. 338]. Исследования последнего десятилетия показали, что комплексные психотерапевтические подходы способны существенно повысить качество жизни и адаптационные способности людей с РАС, оказывая позитивное воздействие на широкий спектр когнитивных и эмоциональных функций.

Одним из наиболее значимых эффектов психологической поддержки является улучшение социальных навыков и межличностного взаимодействия. Психотерапия, особенно такие методы, как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) и социальные навыковые тренинги, направлена на коррекцию этих дефицитов. КПТ помогает пациентам с РАС развивать навыки распознавания и интерпретации эмоций, а также улучшать взаимодействие с окружающими.

Психотерапия также способствует улучшению эмоционального состояния, что напрямую влияет на когнитивные функции. Эмоциональная дисрегуляция и высокая частота тревожных и депрессивных состояний у людей с РАС нередко приводят к снижению когнитивных способностей, таких как внимание, память и исполнительные функции.

Важным аспектом психологической поддержки является также работа с родителями и близкими людьми. Вовлечение семьи в психотерапевтический процесс способствует созданию поддерживающей среды, что имеет критическое значение для успешной реабилитации и развития когнитивных функций у людей с РАС. Научные данные подчеркивают важность индивидуализированного подхода и использования различных психотерапевтических методов для достижения наилучших результатов [1, с. 76]. Включение семьи в процесс терапии и использование инновационных технологий делают психотерапию ещё более эффективной и открывают новые перспективы в лечении и поддержке людей с расстройствами аутистического спектра.

Выводы

Нейропсихологические аспекты РАС включают в себя комплекс когнитивных и эмоциональных нарушений, которые могут быть объяснены нарушениями в работе различных областей мозга и нейротрансмиттерных систем. Аномалии в функционировании миндалевидного тела, префронтальной коры и гиппокампа вносят вклад в нарушения теории разума, исполнительных функций и социальной когниции.

Несмотря на значительный прогресс в понимании нейропсихологических и нейробиологических аспектов РАС, остаются многие нерешенные вопросы. Будущие исследования должны сосредоточиться на интеграции данных из различных областей науки, таких как генетика, эпигенетика, нейровизуализация и иммунология, для создания более комплексной модели РАС.

Список литературы

  1. Гамирова Р.Г., Горобец Е.А., Сафина А.Р. Неврологические, нейрофизиологические и нейропсихологические аспекты расстройств аутистического спектра // Давиденковские чтения 2023: XXV Юбилейный конгресс с международным участием. – 2023. – С. 75-76.
  2. Иовчук Н.М., Северный А.А. Проблемы диагностики аутизма в отечественной детской психиатрии // XII Мнухинские чтения. Аутизм: медико-психолого-педагогическая, социально-экономическая и правовая проблема. – 2014. – С. 95-100.
  3. Семакова Е.В., Машкова И.Ю. Основы нейропсихологической коррекции случая ребенка с аутистическим расстройством // Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход: Материалы VIII Всероссийской конференции с международным участием. – 2018. – С. 336-342.

Поделиться

Аргунова Ю.. Нейропсихологические аспекты расстройств аутистического спектра // Актуальные исследования. 2022. №28 (107). URL: https://apni.ru/article/4371-nejropsihologicheskie-aspekty-rasstrojstv-autisticheskogo-spektra

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря