Главная
АИ #28 (107)
Статьи журнала АИ #28 (107)
Система и структура органов исполнительной власти

Система и структура органов исполнительной власти

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

исполнительная власть
правительство
федеральные министерства
государственная власть

Аннотация статьи

Предметом рассмотрения данной статьи является определение системы и структуры органов исполнительной власти. Предполагается сравнение нескольких правовых систем, для наиболее правильного решения дискуссионных вопросов. В рамках настоящей статьи автор полагается на общую теорию административного права.

Текст статьи

В России, как в других федеративных государствах, исполнительная власть осуществляется на двух уровнях и состоит из федеральных и региональных органов [1]. Свое воплощение исполнительная власть находит в работе отдельных субъектов, которые в свою очередь обладают специальными полномочиями. Органы исполнительной власти наделены особым правовым статусом, благодаря которому их можно идентифицировать среди органов других ветвей власти. Непрекращающаяся активная деятельность органов исполнительной власти является залогом динамичного развития данной ветви власти.

К федеральным органам исполнительной власти относятся:

  1. Правительство Российской Федерации, являющееся высшим органом государственной власти Российской Федерации, осуществляющим исполнительную власть в Российской Федерации. Исходя из своего правового статуса, Правительство определяется как коллегиальный орган исполнительной власти общей компетенции, стоящий во главе всей системы исполнительной власти в Российской Федерации.
  2. Федеральное министерство – это такой федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет полномочия в части выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в установленной сфере. Возглавляет данный орган министр Российской Федерации, являющимся членом Правительства.
  3. Федеральная служба – федеральный орган исполнительной власти, реализующий функции в части контролирования и надзора в определенной области, а кроме того обладающий особыми функциями в сфере обороны, общегосударственной защищенности, охраны и защиты государственных рубежей Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. В качестве главы органа выступает руководитель (директор) федеральной службы.
  4. Федеральное агентство – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Во главе – руководитель (директор) федерального агентства.

Стоит отметить, что федеральные органы исполнительной власти могут быть подведомственны Президенту Российской Федерации или Правительству Российской Федерации, а федеральные службы и агентства – профильному федеральному министерству. Кроме рассмотренных федеральных органов в систему исполнительной власти, как уже было сказано, также входят органы исполнительной власти субъектов Федерации. Примечательно, что деятельность и тех, и других органов разворачивается на одном горизонтальном уровне системы. Целостность этой концепции подразумевает введения в нее высших официальных должностей – глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Они координационно подчинены управляющим органам федеральной исполнительной власти, а непосредственно – Президенту и Правительству Российской Федерации по части вопросов ведения Федерацией и ее субъектами.

Подтверждением взаимодействия на практике можно считать правовой механизм заключения соглашений о передаче полномочий между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации.

Немаловажное место в отношениях между Российской Федерацией и субъектов Российской Федерации занимает высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, который в соответствии с п. 1 «д» ч. 7 ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 22 сентября 1999 г. обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Федерации с иными органами государственной власти субъекта Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Федерации с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями.

Непосредственно руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации отвечает за надлежащую работу абсолютно всех органов исполнительной власти, располагающихся в пределах субъекта Федерации. Таким образом, взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации реализуется в целях совместного выполнения государственных функций и призвано гарантировать наиболее полную реализацию прав граждан, как на территории субъекта Федерации, так и в целом во всей Российской Федерации.

Исполнительную власть в субъектах также осуществляют органы местного самоуправления. Основы местного самоуправления определены в Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2]. Согласно указанному закону в структуру органов местного самоуправления в качестве исполнительно-распорядительного органа муниципального образования входит местная администрация.

Она обладает уставом муниципального образования, а также такими основополагающими полномочиями как исполнение постановлений законодательного органа и главы муниципального образования, образование и проведение местного бюджета, ведение муниципальной собственности, урегулирование хозяйственных и оперативных вопросов на территории муниципального образования. Муниципальные образования имеют право определять полномочия администрации, однако в общей сложности их должно быть не меньше тех, которые названы в федеральном законодательстве Российской Федерации.

Резюмируя выше сказанное, стоит еще раз отметить, что исполнительная власть в Российской Федерации осуществляется на различных уровнях. Согласно Конституции Российской Федерации, исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации, деятельность которого регламентирована Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». Федеральные органы исполнительной власти имеют право организовывать свои территориальные органы в субъектах Федерации. Кроме них на региональном уровне осуществляет свою деятельность система органов исполнительной власти субъекта во главе с высшим исполнительным органом, руководствующиеся Федеральным законом № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [3]. За функционирование исполнительной власти на муниципальном уровне ответственна местная администрация на правах исполнительно-распорядительного органа, закрепленного в Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Рецензент – Эйтсма О. Н.

Список литературы

  1. Безруков А.В. Правительство России и федеральные органы исполнительной власти в механизме обеспечения порядка // Вестник Московского университета МВД России. – 2016. – № 1. – С. 33.
  2. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/
  3. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14058/

Поделиться

4217

Гарибов Т. С. Система и структура органов исполнительной власти // Актуальные исследования. 2022. №28 (107). С. 23-25. URL: https://apni.ru/article/4371-sistema-i-struktura-organov-ispolnitelnoj-vla

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января