научный журнал «Актуальные исследования» #29 (108), август '22

Предупреждение оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях группы компенсирующей направленности

В статье предупреждение оптической дисграфии рассматриваются основные направления и содержание игровой деятельности по преодолению предпосылок оптической дисграфии.

Аннотация статьи
игровая деятельность
оптическая дисграфия
система работы
дошкольный возраст
Ключевые слова

С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Таким детям трудно овладевать учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку и чтению. Исходя из этого, чем раньше начнется коррекционная работа с детьми с нарушениями речи, тем успешнее они будут учиться в школе.

 Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющихся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Оптическая дисграфия [от греч. optikos] – дисграфия, которая связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений. Оптическая дисграфия может быть вербальная, при которой изолированные буквы воспроизводятся правильно, а при написании слова имеют место искажения, замена букв; может быть литеральная, при которой наблюдается нарушение воспроизведения изолированных букв. К оптической дисграфии относят также и зеркальное письмо [5, с.104]. Этот вид специфических нарушений письма, в отличие от остальных, не связан с состоянием устной речи. В этих случаях ребенок, имеющий достаточную остроту зрения, не видит разницы в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв. Специалисты, изучающие детей с общим недоразвитием речи (Р. Е. Левина, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева [6, с.93]), отмечают у них плохую координацию, неточное выполнение сложных движений, снижение скорости и ловкости, недостаточность самоконтроля, пространственно-временной ориентировки. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания у детей с дизартрией и общим недоразвитием речи может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. В ряде случаев несформированность зрительного восприятия служит причиной оптической дисграфии.

Актуальность данного направления очевидна, поскольку анализ литературы по рассматриваемой проблеме (Г. Г. Мисаренко [2], Л. Г. Парамоновой [4], Н. В. Нищевой [3], Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной [6]) приводит к выводу о необходимости развивать у дошкольников зрительного гнозиса, пространственного восприятия и пространственных представлений, способствующих предупреждению оптической дисграфии.

Оптическая дисграфия стоит как бы особняком среди других ее видов. Все виды дисграфии, а также аграмматическая дисграфия, связаны с речевым недоразвитием ребенка, которое может выражаться как в недостаточно дифференцированном восприятии им речи окружающих, так и в несовершенстве его собственной устной речи. Оптическая же дисграфия не зависит от состояния устной речи и может иметь место у детей даже с самым высоким уровнем ее развития. В основе этого вида дисграфии лежит совершенно иное «слабое звено»: недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению друг к другу) и зрительного анализа и синтеза. Именно эту несформированность и следует рассматривать как явную предпосылку оптической дисграфии.

При психолого-педагогическом обследовании видно, что у детей с оптической дисграфией ведущим является нарушение в рече-зрительном анализаторе: они могут не производить тонкие зрительные дифференцировки (путать чайник и чашку, клубнику и малину), а также демонстрировать грубые нарушения пространственного восприятия при хорошем словарном запасе и сохранном фонемном и языковом анализе. В связи с этим при обнаружении у ребёнка ошибок, характерных для оптической дисграфии, необходимо проведение комплексного нейропсихологического обследования в целях дифференциальной диагностики.

Динамика коррекции нарушения при оптической дисграфии во многом зависит от своевременности начала занятий по ее устранению и профилактике. Эффективность работы также напрямую связана с правильно подобранным программно-методическим комплексом и систематичностью проведения занятий, целесообразностью используемых методик, направленных на формирование пространственно-временных представлений, развитие рече-зрительных функций и графомоторных навыков. Наиболее быстрых положительных результатов можно достигнуть при постоянном взаимодействии учителя-логопеда, воспитателей и родителей (законных представителей).

Для преодоления оптической дисграфии необходимо проведение последовательной, систематической коррекционно-логопедической работы по следующим направлениям:

  1. Развитие зрительно восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса).
  2. Расширение объема зрительной памяти.
  3. Формирование пространственных и временных представлений.
  4. Развитие зрительного и слухового анализа и синтеза.
  5. Развитие графомоторных навыков, овладение графической символизацией.
  6. Дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство.

В ходе коррекционной работы необходимо развивать зрительно-пространственные функции, что позволит в дальнейшем сформировать четкие зрительные образы букв и навык быстрого различения графически сходных букв. В процессе логопедической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений необходимо учитывать особенности последовательности формирования пространственных представлений в онтогенезе, психологическую структуру зрительно-пространственного восприятия и пространственных представлений у детей с оптической дисграфией.

Опыт показывает, что ряд трудностей может быть преодолен с помощью применения игры и отдельных игровых действий в ходе занятий. Игровая деятельность является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте и хорошо знакома дошкольнику, она стимулирует появление мотивов участия в выполнении разнообразных заданий, в игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и полнее раскрывают свои когнитивные возможности. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии, характерных для детей с нарушениями речи. Необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребенка. Проблемные дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.

Игровые задания для предупреждения оптической дисграфии.

1. «Найди и обведи». Дошкольнику выдается карточка с разными изображениями. Ему нужно найти и обвести в кружок определенный символ (рис. 1):

Рис. 1. Найди и обведи

2. «Повторяй за мной». Взрослый стоит напротив ребенка. Сначала он называет, а затем показывает простые движения: поднимаем правую руку вверх, левую руку вперед, правой рукой потрогать правое ухо, левой рукой погладить живот, правую ногу поставить на пятку. Ребенок повторяет. Перед началом занятия нужно объяснить, где находится право и где лево у него и у ведущего и как правильно повторять движения.

3. «Клад». Взрослый прячет игрушку в комнате и дает звуковую карту. Например, ты найдешь клад, если станешь спиной к двери, сделаешь 3 шага влево, 2 шага вперед и 1 шаг направо.

4. «Что здесь спрятано?». Нужно вглядеться в рисунок и назвать все предметы (рис.2).

Рис. 2. Что здесь спрятано?

5. «Выложи из спичек». Дошкольнику выдаются карточки с буквами и спички, которые нужно выложить сверху букв. На следующем занятии буквы из спичек следует сложить рядом с рисунком. В раннем возрасте вместо карточек с буквами можно использовать карточки с рисунками (рис.3).

Рис. 3. Выложи из спичек

6. «Дорисуй». Ребенку выдается картинка с половиной рисунка. Аналогично этой половине нужно нарисовать вторую часть (рис.4).

Рис. 4. Дорисуй

Проблема предупреждения предпосылок оптической дисграфии по-прежнему остается актуальной. Специально организованная система игровой деятельности по формированию пространственных, зрительно-пространственных представлений, зрительного гнозиса у дошкольников с общим недоразвитием речи будет способствовать предупреждению оптической дисграфии. Работа строится комплексно, развивая все психические функции и различные стороны у дошкольников: развитие зрительного анализа и синтеза, пространственных, зрительно-пространственных представлений, зрительного гнозиса. Все приемы эффективнее использовать в игровой форме, чтобы занятие не проходило в форме натаскивания и повторяющихся упражнений. Использование игровой формы разнообразит выполняемую работу, способствует лучшему усвоению материала. В этом случае будет более эффективный результат по предупреждению предпосылок оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Предложенные упражнения и игры способствуют развитию зрительного гнозиса, формированию пространственных представлений. Одной из приоритетных задач учителей-логопедов и педагогов является своевременное выявление, профилактики и коррекции оптической дисграфии, что не позволит допустить перехода ошибок в начальное звено школы.

Текст статьи
  1. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 1998.
  2. Мисаренко Г. Г. Типологические трудности овладения письменной речью // Логопед, № 5, 2005. – С. 8-12.
  3. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: Детство-пресс, 2005. – 528 с.
  4. Парамонова Л. Г. Предупреждение дисграфии у детей. СПб.: Союз, 2001. – 240 с.
  5. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под. ред В. И. Селиверстова. – М.: Академический проект, 2004. – 480 с.
  6. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – 3-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 224 с.
Список литературы