Конгрессно-выставочный туризм – понятие, которое появилось относительно недавно, не всегда его правильно раскрывают. Высокую доходность, перспективность и актуальность данный вид туризма приобрёл в конце 1980-х годов. В настоящее время туризм с деловыми целями – основное понятие для руководства крупнейших предприятий и организаций, один из самых эффективных методов стимулирования сотрудников, это не только интересное времяпрепровождение, а также благоприятное для бизнеса вложение средств. Ведь именно в конгрессном туризме можно не только познакомиться с городом, страной, но и обменяться опытом, найти новые контакты и возможности для сотрудничества [3].
Исследуя управление конгрессным туризмом в мегаполисе, важно отметить, что здесь сосредоточены все условия для проведения мероприятия. Транспортная инфраструктура, отели, рестораны, конгрессно-выставочные комплексы, крупнейшие Высшие учебные заведения. Сегодня в качестве площадок выступают дворцы, а также музеи. Для определения механизмов системного управления конгрессным туризмом необходимо рассмотреть существующие условия функционирования, в рамках которых осуществляется данная деятельность в городе.
Рассмотрим каждую категорию на примере города Санкт-Петербург. Город имеет развитую транспортную инфраструктуру: два терминала в аэропорту «Пулково», что даёт преимущество тем, у кого имеется личный самолёт. Для водного транспорта имеются оборудованные морской и речной вокзалы.
В Санкт-Петербурге 5 железнодорожных вокзалов: Московский, Ладожский, Витебский, Финляндский и Балтийский. Все вокзалы Санкт-Петербурга имеют удобное транспортное сообщение и все, кроме Ладожского, расположены рядом с центром города. Большинство междугородних поездов приходят на Московский вокзал. Этот вокзал имеет преимущество для деловых туристов, так как расположен в центре города. Отсюда можно в самый краткий срок прибыть во многие бизнес-отели города. Также именно сюда прибывает первый в России скоростной поезд Сапсан, который связывает два мегаполиса между собой Москву и Санкт-Петербург.
В городе, в том числе имеется три автовокзала, которые обслуживают пригородные, междугородние и международные направления. С центрального вокзала, который находится на обводном канале, отправляются международные автобусные рейсы Ecolines и Lux Express.
Благодаря этому мегаполис связан не только внутри страны с регионами, но и с другими государствами. Из Санкт-Петербурга по речным каналам можно совершить путешествие по Волго-Балтийской водной системе, помимо этого возможно организация посещения древних российских культурно-исторических центров Кижи, Валаам и многие другие. Всё это можно включить в культурную программу делового туризма. Город занимает достойное место среди других портовых городов Балтийского моря.
В Санкт-Петербурге зарегистрировано 161 предприятие по виду деятельности «гостиничное хозяйство». Анализ деятельности гостиничного сектора города основан на данных, которые предоставляют средства размещения в ежегодной отчётности [4].
Из общего количества средств размещения 67 объектов относятся непосредственно к гостиницам. Из них четыре относятся к Первому классу («Англетер», «Астория», «Паллас», гранд-отель «Европа») с общим количеством номеров 1012 на 2014 мест. Именно гостиницы высшего класса позволят разместить здесь самых важных гостей мероприятия конгрессного типа. Также здесь имеются бизнес-отели, которые располагают всеми удобствами для деловых мероприятий. В них располагаются просторные конференц-залы, помимо этого они предоставляют услуги по организации мероприятий. Также в самих номерах имеется необходимая техника для бизнесменов.
Обязательным для делового туриста являются и объекты питания. В Санкт-Петербурге имеется обширная сеть кафе и ресторанов, многие из которых выходят за рамки стандартного заведения, здесь смогут принять участников делового мероприятия любого уровня, организовав для этого всё на высоком уровне сервиса. Живая музыка будет способствовать продуктивным переговорам.
Конгрессно-выставочные комплексы – именно здесь проходит большая часть мероприятий, имеющих отношение к конгрессному туризму. В городе сразу 7 площадок готовы принять участников [2]. Здесь имеются очевидные преимущества мероприятий: популярность, посещаемость, деловой подход. Популярность – мероприятия, организуемые в павильонах центров, занимают первые позиции в средствах массовой информации, их формат B2B, B2C, а тематика варьируется от спортивных мероприятий до мероприятий по освоению космоса. Посещаемость – многообразие направлений конгрессной деятельности позволяет привлечь ещё более широкую аудиторию. Здесь присутствуют главы регионов, стран, руководители крупных компаний, отраслевые специалисты, также студенты и многие другие. Деловой подход – все конгрессно-выставочные комплексы имеют оборудованные на современном уровне конференц-залы, в которых может присутствовать от 80 до нескольких тысяч человек.
Высшие учебные заведения Санкт-Петербурга особенно популярны для проведения отечественных и международных мероприятий. Согласно статистике конгрессно-выставочного бюро Санкт-Петербурга за 2019, доковидный год, было проведено 109 мероприятий на территории ВУЗов города. Ключевые конференции собирают инженеров, преподавателей, медиков, экономистов и юристов со всего мира [1].
Дворцы города также предлагают услуги по аренде конференц-залов и проведению мероприятий. Для участников мероприятий здесь могут организовать: фуршеты, банкеты, кофе-брейки и бизнес-ланчи.
Для эффективного управления данными объектами конгрессного туризма необходимо взаимодействие между государством бизнесом, важно наличие высококвалифицированных кадров.
В условиях постиндустриального общества в развитии мегаполиса конгрессный туризм является ключевым, а также одним из наиболее динамично развивающихся видов туризма, занимая важное место в системе услуг современного общества. Также он активно содействует интеграции экономики в мировой рынок. Поэтому важно уделять особое внимание развитию управлением конгрессным туризмом.