В настоящее время современная экономика в условиях глобализации, развития информационных технологий, а также жёсткой конкуренции в сфере конгрессного туризма требует качественного управления, исследования и продвижения новых методов и форм работы. Эта деятельность должна зависеть не только от субъективного мнения руководства, но и от актуальных достижений науки в области управления. Необходимо понимать, что без использования эффективных систем, средств и способов управления отраслью, участникам рынка конгрессного туризма будет трудно выстраивать свою политику в области организации и проведения мероприятия.
Цель управления конгрессной индустрией состоит не только в том, чтобы найти общие тенденции и закономерности его развития, но и в том, чтобы определить отличительные черты [1].
Нам необходимо определить, насколько глубоко и в каком направлении должен развиваться управленческий механизм для решения проблем, которые характерны для рынка конгрессной индустрии. Важно найти отличительные свойства данной отрасли, так как именно они становятся следствием особенностей услуг, предоставляемых организациями, которые задействованы в конгрессном туризме:
- Отличительной характеристикой конгрессного туризма является его взаимодействие со смежными отраслями, появляется сложная взаимосвязь между элементами рынка. Все участники должны входить в единую систему управления, которая позволит не только осуществить контроль над деятельностью организаций, но и привлечь дополнительный поток деловых туристов в город.
- Вторая особенность рынка конгрессного туризма как объекта управления заключается в том, что все участники не могут вести себя одинаково, исходя из этого, появляются недопонимания и противоречия между местными жителями, туристами и компаниями, осуществляющими деятельность в области конгрессного туризма.
- Третья отличительная черта заключается в том, что туристский продукт в области конгрессной индустрии неоднороден из-за некоторых фактов. Первое – несохраняемость и неосязаемость продукта. Множество деловых туристов, участников мероприятий, также не позволяет сделать однородный спрос на рынке конгрессного туризма. Также все мероприятия зависят от политической, экономической, экологической обстановки не только в Санкт-Петербурге, но и в мире в целом.
- Специфика конгрессного туризма заключается в том, что ему не обязательно быть привязанным к сезонности, все мероприятия зависят только от того, есть ли свободное время у конкретной площадки.
- И последней особенностью является то, что туристический продукт на рынке конгрессного туризма выражается в совокупности услуг, предоставляемых участнику мероприятия. Ведь в него входит не только само мероприятие, но и трансфер, культурная программа, проживание в отеле и т.д. Исходя из этого, можно сделать вывод, что продукт для участника мероприятия складывается как из материальных, так и из нематериальных услуг.
В управлении конгрессной индустрии важно определить цели и задачи, рынок потребителей и существующие ресурсы. Между целями и задачами конгрессного туризма не должно быть противоречий, а также между рынком конгрессной индустрии и целями общества.
Под управлением конгрессной деятельностью следует понимать специально осуществляемую деятельность, которая направлена на улучшение её функционирования и стандартизацию протекающих в ней процессов: технологических, психологических, финансовых [2].
В настоящее время управление конгрессной индустрией опирается на достижение максимально возможных результатов деятельности, рассмотрение организации в совокупности с внутренней и внешней средой, альтернативу решения проблем.
Стандартных рекомендаций по построению управления в области конгрессного туризма не существует. Методы управления могут изменяться неоднократно, в зависимости от ситуации, но все они должны быть ориентированы на главную цель конгрессного туризма – организацию и проведение мероприятия.
Недостатки текущих организационных структур управления демонстрируют недооценку проблемных элементов. К примеру, отсутствует должная система статистики по проведенным мероприятиям, на сайте Санкт-Петербургского государственного учреждения «Конгрессно-выставочное бюро» можно найти информацию только о состоявшихся в городе крупнейших мероприятиях. С 2014 года в Санкт-Петербурге функции управления конгрессным туризмом закреплены именно за этой организацией. Уже сейчас в ней можно увидеть рациональную специализацию управленческой деятельности, наличие координирующих подразделений.
Для устойчивого развития организационная структура управления должна постоянно изменяться, реагируя на изменения внешних и внутренних условий. Но каждое изменение структуры управления важно оценивать с точки зрения поставленных целей конгрессной индустрией [3].
Реорганизация методов управления направлена на увеличение эффективности, роста доходов как предприятий, которые задействованы в конгрессной индустрии, так и роста налоговых поступлений в бюджет Санкт-Петербурга.
Одним из направлений усовершенствования системы управления конгрессным туризмом является творческая реализация актуальных методик, подготовленных психологическими и организационными науками.
Управленческая деятельность включает в себя субъект управления, объект управления, задачи, цели и способы решения через взаимосвязь между субъектами и объектами.
В управлении создаются прочные организационные отношения между субъектом и объектом. Управление может считаться успешным, когда налажено эффективное функционирование конгрессной индустрией города.
Таким образом, управление конгрессным туризмом должно опираться на рассмотренные мною выше специфики данной отрасли. Управление развитием индустрии должно исходить из теории менеджмента туризма, которое позволит эффективно и полно использовать потенциал конгрессного туризма в Санкт-Петербурге.