научный журнал «Актуальные исследования» #31 (110), август '22

Рекомендации по совершенствованию управления и развития конгрессного туризма в Санкт-Петербурге

В данной предлагаются рекомендации по развитию и стратегическому управлению конгрессным туризмом в Санкт-Петербурге. Основные результаты полученные в ходе исследования могут быть использованы в регионах для управления не только отраслью конгрессов, но и туристической отраслью в частности.

Аннотация статьи
конгрессы
выставки
конгрессно-выставочная отрасль
конференции
Ключевые слова

В настоящее время в Санкт-Петербурге рынок конгрессного туризма стал отдельной отраслью, которая развивается быстрее с каждым годом и становится ключевым инструментом в развитии социально-экономического развития.

Основным фактором, сдерживающим развитие конгрессного туризма, является незначительное число современных конгрессно-выставочных центров. В Санкт-Петербурге такой площадкой можно считать только «Экспофорум», который отвечает всем международным требованиям для проведения мероприятий. Площадки, которые были проанализированы нами выше, не все обладают полным объёмом соответствующих элементов для проведения форума, конференции.

Современная экономическая ситуация останавливает развитие конгрессного туризма, но после выхода из кризиса, площадки для проведения мероприятий станут ещё более востребованными.

В городе для проведения крупных мероприятий до сих пор используется устаревшая конгрессно-выставочная площадка «Ленэкспо», которая не обладает современными требованиями для мероприятий. Единственным конкурентом, как большой площадки, является современный центр «Экспофорум», который может индивидуально устанавливать цены для организаторов мероприятий.

Санкт-Петербургу необходимо иметь конкуренцию площадок для проведения мероприятий, для того, чтобы цена аренды могла варьироваться. Сдерживающим фактором для проведения деловых мероприятий является завышенная цена «Экспофорума».

Появление второй, современной площадки позволит дать ряд преимуществ не только организаторам мероприятий, но и городу, так как будет возможность проводить больше деловых мероприятий. Это увеличит поступление налогов в бюджет города, откроет новые рабочие места, даст возможность развития сопутствующим предприятиям. Расширится сфера услуг, транспортный бизнес, средства размещения и питания. Развитие инфраструктуры также увеличится [2].

Доходы города от конгрессной деятельности значительно выше, чем поступления от конгрессных комплексов. Необходимо учесть этот фактор и позволить строительство на льготных земельных участках.

Для развития конгрессного туризма в Санкт-Петербурге также важно разработать комплексные программы развития регионов, в которых необходимо сделать акцент на развитии конгрессного туризма. В Санкт-Петербурге имеется государственная программа до 2023 года, которая делает акцент на развитии туризма в городе. В задачи данной программы входит и создание системных условий для развития конгрессно-выставочной. В ней делается акцент на увеличение качества обслуживания объектов, которые направлены на удовлетворение потребностей участников деловых мероприятий.

Важно понимать, что конгрессный туризм позволяет решить проблему сезонности в городе, мероприятия могут проводиться не только летом, но и в любое время года. Это позволяет перераспределить туристический поток, обеспечить загрузку площадок, средств размещения и общественного питания [1].

Анализ проведенных мероприятий показал, что пик конференций, форумов, семинаров приходится на 2 и 4 квартал года. Необходимо, чтобы количество мероприятий распределялось равномерно в течение всего года.

Для усовершенствования управления, важно понимать, что конгрессный туризм:

  1. Помогает реализовать потенциал территории, иметь конкурентные преимущества.
  2. Позволяет сформировать положительный имидж города, это благоприятно для вложения инвестиций в город.
  3. Обеспечивает устойчивый рост объёма туристов, не только деловых, но и культурно-познавательных.
  4. Укрепляет связи между регионами, а также укрепляет связи между государствами.

Для реализации эффективного управления конгрессным туризмом в Санкт-Петербурге необходимо определить проблемы и перспективы конгрессного туризма на основе SWOT-Анализа (таблица).

Таблица

SWOT-анализ проблем и перспектив в развитии конгрессного туризма в Санкт-Петербурге

Сильные стороны

Возможности

- В Санкт-Петербурге имеются необходимые факторы для развития конгрессного туризма

- Санкт-Петербург является уникальным культурно-историческим центром Российской Федерации

- Санкт-Петербург является крупнейшим научным центром, а также обладает производственным потенциалом, что позволяет привлекать организаторов крупнейших мероприятий

- Развитие отрасли конгрессного туризма ведётся на законодательном уровне

- Проявляется интерес к конгрессному туризму, к его проблемам и возможностям для развития

- Формирование рынка конгрессного туризма, важность и понимание этого от участников индустрии

- Развивается система переквалификации и подготовки кадров в сфере конгрессного туризма

- Увеличение уровня привлекательности инвестиционных вложений в развитие конгрессного туризма

Слабые стороны

Угрозы

- Отсутствие необходимого количества

Конгрессных площадок, соответствующих международным стандартам

- Отсутствие полной статистики по всем конгрессным мероприятиям в городе

- Недостаточный уровень взаимодействия администрации города и бизнес-сообщества в целях совместного развития рынка конгрессного туризма

- Отсутствие баланса ценовой политики конгрессных площадок, гостиничных предприятий

- Наличие затруднений для оформления визы

- Конкуренция с конгресс-центрами Москвы

- Коррупция

- Снижения уровня привлекательности инвестиционных вложений в развитие конгрессного туризма. (Не только Санкт-Петербурга, но и России в целом)

В управлении конгрессным туризмом важно объединить усилия администраций городов и регионов, компаний, которые организуют конгрессную деятельность, средств размещения.

Необходимо создать систему государственной поддержки на государственном уровне, тем самым привлекая малый бизнес работать в отрасли конгрессных мероприятий. В данный момент отсутствуют критерии, по которым осуществляется финансовая и информационная поддержка от правительства Санкт-Петербурга.

Для удобного просмотра мероприятий необходимо не только вести единый календарь событий, но и отслеживать, чтобы в нём находились, как крупные форумы, конференции, саммиты, так и мероприятия меньшего масштаба.

Необходима разработка соответствующих стандартов, которые будут регламентировать сопутствующие услуги, сервис и безопасность в области конгрессного туризма. Не все средства размещения готовы к приёму иностранных туристов, важно, чтобы в гостиницах, которые принимают участников деловых мероприятий, был англоговорящий персонал не только на стойке регистрации, но и в номерах, ресторанах.

Для получения результатов управления конгрессным туризмом городу необходимо придерживаться: Стратегии развития туризма в РФ до 2035 года, концепции развития конгрессной и выставочно-ярмарочной деятельности Санкт-Петербурга. Благодаря квалифицированным сотрудникам, грамотному управлению деятельностью, можно добиться значительного увеличения показателей данной отрасли. Увеличится количество крупных международных мероприятий, поступление налоговых средств, а также появятся новые рабочие места, что благоприятно отразится не только на развитии туризма, но и на социальной сфере.

Текст статьи
  1. Дыбаль М.А. Развитие кластера делового туризма в Санкт-Петербурге // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. №1.
  2. Оборин М.С. Сетевое взаимодействие как инструмент эффективного управления экономической стабильностью регионального рынка историко-культурного туризма // Государственное управление. Электронный вестник. 2019. №76.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября