Главная
АИ #33 (112)
Статьи журнала АИ #33 (112)
Формирование информационного ресурса личности в процессе изучения общевойсковых ...

Формирование информационного ресурса личности в процессе изучения общевойсковых дисциплин в военном вузе

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

ресурсный подход в педагогике
информационный ресурс личности
будущий военный специалист
военный вуз
общевойсковые дисциплины

Аннотация статьи

В статье рассмотрены вопросы формирования информационного ресурса личности обучающегося в военном вузе, в процессе изучения общевойсковых дисциплин. Информационный ресурс будущего военного специалиста понимается как уровень усвоения им, различных видов информации, степень овладения личностью многообразными формами информации (текстовой, графической, мультимедийной и др.). Информационный ресурс личности является основой для развития мощного профессионального потенциала будущего военного специалиста.

Текст статьи

В Национальной доктрине российского образования до 2025 года важная роль отводится организации воспитательных систем, формирующих социально и профессионально значимые качества личности с учетом специфики российской духовной и развития творческого интеллекта [1, с. 5], при этом информационное общество, базирующиеся, прежде всего, на экономике знаний и требует формирования информационного ресурса самой личности.

Особенно актуальна эта проблема для обучающихся в вузах, студенчества, школьников, для молодых людей, которые, выбрав военную профессию, стремятся успешно ее освоить и приобрести необходимые профессиональные компетенции, а информационный ресурс, формируемый у них в ходе их обучения в вузе, имеет весомое значение.

О применении ресурсного подхода в педагогике (обучении и воспитании) писали в своих научных трудах многие ученые [2, с. 86]. Существуют разнообразные трактовки таких понятий как: «ресурсы личности» и «резервы личности» (Б.Г. Ананьев, Д.А. Леонтьев и др.) [3].

Понятие «информационный ресурс личности», рассматривается авторами статьи с точки зрения уровня овладения личностью различными видами информации (текстовая, числовая, графическая, картографическая, мультимедийная, комбинированная и т.д. Вместе с тем, информационный ресурс личности будущего военного специалиста характеризует и степень овладения обучающимся многообразными формами информации, в процессе изучения общевойсковых дисциплин.

Ученые-педагоги раскрывают в своих трудах аспекты эффективного применения информационного ресурса в процессе внедрения в обучение военных специалистов сетевых технологий обеспечивает широкий спектр форм получения учебной и научной информации. Ученые подчеркивают в своих научных трудах связь между личностным потенциалом, как интегральной характеристикой уровня личностной зрелости будущего специалиста и процессом формирования информационного ресурса личности (А.О. Кошелева, Д.В. Шепетько и др.) [4, с. 9].

Отечественными учеными предпринимались попытки конструирования педагогических моделей информационного ресурса личности обучающегося, как теоретических, так и структурных, содержащих в себе множество взаимосвязанных компонентов (И.Ф. Бережная, И.В. Вишнякова, Д.В. Шепетько и др.). Анализ монографий, выступлений и докладов, представленных на Международных и всероссийских научно-практических конференциях, за последние пять лет, подтверждает, что проблема формирования информационного ресурса личности, обучающегося в вузе, актуальна и востребована (А.С. Вершков, А.А. Дорофеев, С.С. Жигулин и др.) [1].

Вместе с тем, это, без всякого сомнения, процесс многоаспектный, динамично развивающийся, требующий педагогического анализа и конструирования (Е.С. Полат, А.А. Реан и др.). Информационный ресурс личности, формируемый в процессе изучения общевойсковых дисциплин в военном вузе, предполагает поиск и обработку обучающимся учебной и научной информации. Однако самым важным аспектом проблемы формирования информационного ресурса личности, с точки зрения целей и задач, решаемых в ходе подготовки будущих военных специалистов, является успешное применение этой информации в учебной, воспитательной и научной деятельности. А также, ее применение в условиях стажировки в практических подразделениях и др. Ведь в конечном итоге важно не только и не столько усвоение обучающимися большого количества информации или отслеживания определенных информационных потоков, в рамках изучения общевоинских дисциплин, сколько, прежде всего, практическая применимость, сформированного у будущего специалиста, информационного ресурса.

Как известно, основу любых информационных ресурсов составляют информационные модели, которые в научной литературе как правило представлены тремя категориями: описательными (дескриптивными), ресурсными (накопление опыта) и интеллектуальными (активными) [1], что важно учитывать при конструировании педагогической модели формирования информационного ресурса личности.

Отметим, что в педагогических моделях могут применяться разные параметры формирования информационного ресурса личности обучающегося (определяемые, допустимые, критические, качественные, количественные, управляющие, констатирующие и др.) [1]. В процессе формирования информационного ресурса личности, целесообразно делать акцент не только на аудиторную, но и прежде всего на внеаудиторную деятельность. А это значит, что преподавателям следует не только использовать различные виды занятий по общевойсковым дисциплинам, но и внедрять новые формы внеаудиторной деятельности. Например, проведение тематических вечеров по тематикам общевойсковых дисциплин, викторин исторического и тактического характера, мастер-классов по владению основами картографии, квестов, дискуссий и различных бесед на актуальные темы.

Для участия во внеаудиторных мероприятиях, от обучающихся требуется выполнение заданий преподавателя по подготовке информации, а также овладение и умение применить информацию, полученную в ходе занятий по общевойсковым дисциплинам. Например, чтобы выполнить задание по специально разработанному для обучающихся квесту, по общевоинским дисциплинам, необходимо уметь сформулировать главную идею системы боевой подготовки войск Петра I, чей 350-летний юбилей со дня рождения наша страна будет праздновать в 2022 году.

При Петре I были созданы регулярная армия и флот, но система боевой подготовки войск не содержала в себе специальных указаний по выработке навыков в передвижении и преодолении различных препятствий, встречающихся на поле боя, однако идея овладения этими навыками солдатами решалась в полевых учениях и маневрах, проводимых ежегодно в конце обучения, где, наряду с прочими разделами обучения, большое внимание уделялось активным наступательным действиям на пересеченной местности.

Подготовка солдата к бою огнем, штыком и гранатой в сочетании с тренировкой на естественной местности – такова идея, разработанная и использованная Петром I в системе обучения и воспитания войск.

Чтобы организовать мероприятия на высоком уровне, для преподавателей общевоинских дисциплин важно знать, какие существуют способы воплощения информации в различных видах деятельности (учебно-воспитательной, технико-технологической, военно-управленческой, и т. п.), приемы наиболее эффективного ее использования.

Преподаватели кафедр общевойсковых дисциплин в военных вузах отчетливо понимают свою возрастающую значимость и роль в многогранной системе формирования информационного ресурса личности, обеспечивающего профессиональный потенциал будущего военного специалиста.

Полученные отечественными педагогами и психологами результаты, в ходе исследований, научных работ, написания монографий по формированию информационного ресурса личности обучающегося в вузе, созвучны современным задачам качественной подготовки будущих военных специалистов.

Список литературы

  1. Вершков А.С. Персональная ответственность личности как экспертная оценка современного специалиста и фактор успешности профессиональной деятельности: монография. – Москва: Знание-М, – 2020. 146 с.
  2. Калашникова С.А. Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности // Молодой ученый, 2011. – № 8 (31). – Т.2.– С. 84-87.
  3. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып.1 / под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. – Москва: Смысл, 2002. – С. 56-65.
  4. Кошелева А.О., Шепетько Д.В. «Личностный профиль» будущего военного специалиста в условиях модернизации образования // Образование и общество. – Орел: Академия педагогических и социальных наук, 2009. – № 2 (55). – С.7–10.

Поделиться

685

Вершков А. С., Лукъянчиков Э. Е. Формирование информационного ресурса личности в процессе изучения общевойсковых дисциплин в военном вузе // Актуальные исследования. 2022. №33 (112). С. 75-77. URL: https://apni.ru/article/4476-formirovanie-informatsionnogo-resursa-lichnos

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря