Эволюция менеджмента компаний и организаций во время цифрового перехода определяется развитием цифровых технологий, рыночной конкуренцией и воздействием законодательных и нормативных требований [1, с. 217-238]. Исследователи выделяют четыре основные области, которые следует учитывать при планировании цифровой трансформации любой организации: трансформация процессов, трансформация бизнес-модели, трансформация предметной области, культурная и организационная трансформация [2]. Преимущество успешной цифровой трансформации заключается в улучшении процессов, содействии сотрудничеству, расширении возможностей обслуживания и использовании клиентского опыта.
Существуют четыре базовых инструмента лидерства в компании, которые напрямую влияют на процесс цифровизации: командная работа и транзакционное лидерство среди генеральных директоров для повышения производительности процессов компании, методы трансформации с помощью генеральных директоров, вносящих инновационные идеи, и сравнение аналогичных практик в рамках бенчмаркинга [3]. Концептуальная модель цифрового лидерства объединяет аутентичные, транзакционные и трансформационные перспективы лидерства в единый модуль лидерства, который можно использовать для извлечения из него цифровых императивов, что, в свою очередь, прокладывает путь для создания наиболее подходящей цифровой трансформации. Цифровое лидерство и управление инновациями оказывают влияние на долгосрочные конкурентные преимущества и ошибки в бизнес-процессах, причем цифровое лидерство оказывает значительно большее влияние, чем управление инновациями [4]. Цифровое лидерство основано на трех столпах: гибком подходе, ведущей трансформации и движущей силе бизнеса [5]. Цифровые лидеры сочетают в себе две противоречивые способности: обладание высокой скоростью создания новых ценностей и наличие умения масштабировать процессы организации.
У цифровых лидеров с точки зрения менеджмента выделяются следующие успешные черты: они готовы принимать новые вызовы, у них есть четкие идеи по внедрению инновационных цифровых идей и использованию существующих цифровых решений, они отказываются от традиционных взглядов на ограничения бизнеса и являются энтузиастами технологий [6]. Готовность руководителей, занимающихся цифровыми технологиями, бросить вызов существующим моделям и практикам организации имеет решающее значение для выработки новой корпоративной стратегии.
Технология дополненной реальности может радикально изменить процесс принятия решений. Дополненная реальность позволяет создавать визуализации через сбор больших объемов данных и формирования четких и понятных реалистичных трехмерных изображений. Новые компьютерные технологии, такие как виртуальная реальность, дополненная реальность и смешанная реальность, предназначены для обеспечения простоты использования. Виртуальная реальность предлагает виртуальную среду, в которой пользователь может использовать гарнитуру виртуальной реальности для входа в виртуальную среду и взаимодействия с ней. Несмотря на то, что у виртуальной реальности были проблема с отсутствием связи с реальным пространством, технология дополненной реальности устранила эту проблему и представила новую технику визуализации, которая позволила вставлять виртуальный контент в реальную среду. Пользователь может взаимодействовать с дополненным миром, созданным с помощью этой технологии. Независимо от актуальности дополненной реальности, разделение реального и виртуального миров является сложной задачей. Эта проблема уменьшает степень погружения пользователя в настройки дополненной реальности. С появлением среды смешанной реальности объекты реального мира могут взаимодействовать с виртуальными, чтобы предоставить пользователю практические визуалиации.
По мере внедрения этих технологий в бизнес-процессы, в ближайшие годы будет наблюдаться рост использования смешанной реальности. Имеется значительный рост числа отраслевых приложений смешанной реальности, которые используют готовое программное обеспечение для решения бизнес-задач в таких отраслях, как розничная торговля, образование, производство и здравоохранение [7].
Технология блокчейна обязательно сыграет определенную роль в рамках цифровой трансформации современных организаций, поскольку они переходят к гибридным облачным и облачным приложениям [8]. Бизнес-модели, построенные на централизованных процессах, смогут переопределить существующую практику бизнеса, выйдя за пределы существующих отношений.
Блокчейн обладает существенным потенциалом для снижения транзакционных издержек и преобразования экономики [9]. Очень важно быть готовым к перспективам блокчейна как новой среды разработки. Все предприятия, где обмен данными осуществляется между несколькими организациями, могут извлечь выгоду из технологии блокчейн. Использование блокчейна может помочь преодолеть разрыв между цифровыми технологиями и финансовыми услугами, обеспечить развертывание полевых приложений и создать органичную и эффективную архитектуру цифровой трансформации [10]. Кроме того, технология блокчейн может помочь логистическим компаниям решить их наиболее насущные проблемы с отслеживанием, начиная с запроса заказа продавца и заканчивая получением товара клиентом. Технология блокчейн может использоваться логистическими компаниями для отслеживания полного процесса перемещения товаров и может отслеживать статус товаров на каждом звене. Обмен правильной информацией, мониторинг операций в цепочке поставок, укрепление управления взаимоотношениями и совершенствование практики устойчивого развития входят в число управленческих последствий для цифровой трансформации устойчивого управления цепочками поставок [11]. Все это может успешно снизить затраты предприятия на отслеживание, предотвратить манипулирование данными и повысить операционную эффективность [12].
Цифровой двойник является одной из пяти технологий, которые, по прогнозам, окажут наибольшее влияние на государственные учреждения в ближайшие 5-10 лет [13]. Цифровой двойник как виртуальная модель может быть использован для выполнения моделирования, исследования проблем производительности процессов и предлагать изменения. Цифровые двойники могут объединить Интернет вещей, искусственный интеллект, машинное обучение и аналитику с графическим и трехмерным представлением для создания динамических цифровых имитационных моделей, которые могут имитировать полноценное функционирование своих физических аналогов. Цифровые двойники могут повышать точность своей симуляции за счет включения и использования прошлых данных [14], а тестирование моделей в виртуальном режиме перед внедрением существенно дешевле и быстрее [15]. Создание и внедрение цифрового двойника окажет существенное влияние на интеллектуальное, ориентированное на обслуживание и экологичное производство и, таким образом, станет предпосылкой для обрабатывающей промышленности будущего [16].
Машинное обучение в нейронных сетях быстро развивается по трем причинам: (1) увеличивается объем данных, поступающий для обработки; (2) растут доступные вычислительные мощности; (3) имеются существенные улучшения в алгоритмах машинного обучения и накоплено больше опыта в их создании. Большие данные уже достаточно давно применяются в ИТ-индустрии, но существуют проблемы при сборе и оценке данных, поскольку разные типы данных хранятся разными компаниями в разных форматах [17]. Кроме того, существует нехватка квалифицированных сотрудников, способных правильно управлять анализом данных и постановкой задач обучения.
Организациям следует сосредоточиться на том, что делают новые и существующие конкуренты для достижения успеха в цифровой трансформации, и решить, когда начинать переход. С технологической и организационной точек зрения цифровая трансформация может оказаться трудным и опасным предприятием. Компании могут иметь одновременно стратегию развития своего реального и цифрового бизнеса одновременно, но жизненно важно поддерживать связь между ними. Менеджменту целесообразно установить прямую связь между цифровой трансформацией и бизнес-целями, чтобы управлять долгосрочными инвестициями без потери краткосрочной прибыли. Ведущие компании будут использовать новые цифровые технологии, чтобы раскрыть творческий потенциал своих сотрудников и генерировать инновации, ориентированные на результат, а не просто на финансовую выгоду [18]. Основной проблемой для менеджмента компаний станет различие в стратегиях цифровой трансформации для различных отраслей бизнеса и в рамках различных бизнес-моделей.