Главная
АИ #33 (112)
Статьи журнала АИ #33 (112)
Цифровая трансформация менеджмента современной организации

Цифровая трансформация менеджмента современной организации

Автор(-ы):

Бронников Максим Анатольевич

Секция

Экономика и управление

Ключевые слова

цифровая трансформация
процесс цифровизации
цифровое лидерство
цифровой двойник
блокчейн
машинное обучение

Аннотация статьи

В статье рассматриваются требования, необходимые для успешного осуществления цифровой трансформации менеджмента в современной организации. Ключевым фактором успеха следует считать адаптацию бизнес-целей и процессов организации под конкурентные преимущества цифровых технологий.

Текст статьи

Эволюция менеджмента компаний и организаций во время цифрового перехода определяется развитием цифровых технологий, рыночной конкуренцией и воздействием законодательных и нормативных требований [1, с. 217-238]. Исследователи выделяют четыре основные области, которые следует учитывать при планировании цифровой трансформации любой организации: трансформация процессов, трансформация бизнес-модели, трансформация предметной области, культурная и организационная трансформация [2]. Преимущество успешной цифровой трансформации заключается в улучшении процессов, содействии сотрудничеству, расширении возможностей обслуживания и использовании клиентского опыта.

Существуют четыре базовых инструмента лидерства в компании, которые напрямую влияют на процесс цифровизации: командная работа и транзакционное лидерство среди генеральных директоров для повышения производительности процессов компании, методы трансформации с помощью генеральных директоров, вносящих инновационные идеи, и сравнение аналогичных практик в рамках бенчмаркинга [3]. Концептуальная модель цифрового лидерства объединяет аутентичные, транзакционные и трансформационные перспективы лидерства в единый модуль лидерства, который можно использовать для извлечения из него цифровых императивов, что, в свою очередь, прокладывает путь для создания наиболее подходящей цифровой трансформации. Цифровое лидерство и управление инновациями оказывают влияние на долгосрочные конкурентные преимущества и ошибки в бизнес-процессах, причем цифровое лидерство оказывает значительно большее влияние, чем управление инновациями [4]. Цифровое лидерство основано на трех столпах: гибком подходе, ведущей трансформации и движущей силе бизнеса [5]. Цифровые лидеры сочетают в себе две противоречивые способности: обладание высокой скоростью создания новых ценностей и наличие умения масштабировать процессы организации.

У цифровых лидеров с точки зрения менеджмента выделяются следующие успешные черты: они готовы принимать новые вызовы, у них есть четкие идеи по внедрению инновационных цифровых идей и использованию существующих цифровых решений, они отказываются от традиционных взглядов на ограничения бизнеса и являются энтузиастами технологий [6]. Готовность руководителей, занимающихся цифровыми технологиями, бросить вызов существующим моделям и практикам организации имеет решающее значение для выработки новой корпоративной стратегии.

Технология дополненной реальности может радикально изменить процесс принятия решений. Дополненная реальность позволяет создавать визуализации через сбор больших объемов данных и формирования четких и понятных реалистичных трехмерных изображений. Новые компьютерные технологии, такие как виртуальная реальность, дополненная реальность и смешанная реальность, предназначены для обеспечения простоты использования. Виртуальная реальность предлагает виртуальную среду, в которой пользователь может использовать гарнитуру виртуальной реальности для входа в виртуальную среду и взаимодействия с ней. Несмотря на то, что у виртуальной реальности были проблема с отсутствием связи с реальным пространством, технология дополненной реальности устранила эту проблему и представила новую технику визуализации, которая позволила вставлять виртуальный контент в реальную среду. Пользователь может взаимодействовать с дополненным миром, созданным с помощью этой технологии. Независимо от актуальности дополненной реальности, разделение реального и виртуального миров является сложной задачей. Эта проблема уменьшает степень погружения пользователя в настройки дополненной реальности. С появлением среды смешанной реальности объекты реального мира могут взаимодействовать с виртуальными, чтобы предоставить пользователю практические визуалиации.

По мере внедрения этих технологий в бизнес-процессы, в ближайшие годы будет наблюдаться рост использования смешанной реальности. Имеется значительный рост числа отраслевых приложений смешанной реальности, которые используют готовое программное обеспечение для решения бизнес-задач в таких отраслях, как розничная торговля, образование, производство и здравоохранение [7].

Технология блокчейна обязательно сыграет определенную роль в рамках цифровой трансформации современных организаций, поскольку они переходят к гибридным облачным и облачным приложениям [8]. Бизнес-модели, построенные на централизованных процессах, смогут переопределить существующую практику бизнеса, выйдя за пределы существующих отношений.

Блокчейн обладает существенным потенциалом для снижения транзакционных издержек и преобразования экономики [9]. Очень важно быть готовым к перспективам блокчейна как новой среды разработки. Все предприятия, где обмен данными осуществляется между несколькими организациями, могут извлечь выгоду из технологии блокчейн. Использование блокчейна может помочь преодолеть разрыв между цифровыми технологиями и финансовыми услугами, обеспечить развертывание полевых приложений и создать органичную и эффективную архитектуру цифровой трансформации [10]. Кроме того, технология блокчейн может помочь логистическим компаниям решить их наиболее насущные проблемы с отслеживанием, начиная с запроса заказа продавца и заканчивая получением товара клиентом. Технология блокчейн может использоваться логистическими компаниями для отслеживания полного процесса перемещения товаров и может отслеживать статус товаров на каждом звене. Обмен правильной информацией, мониторинг операций в цепочке поставок, укрепление управления взаимоотношениями и совершенствование практики устойчивого развития входят в число управленческих последствий для цифровой трансформации устойчивого управления цепочками поставок [11]. Все это может успешно снизить затраты предприятия на отслеживание, предотвратить манипулирование данными и повысить операционную эффективность [12].

Цифровой двойник является одной из пяти технологий, которые, по прогнозам, окажут наибольшее влияние на государственные учреждения в ближайшие 5-10 лет [13]. Цифровой двойник как виртуальная модель может быть использован для выполнения моделирования, исследования проблем производительности процессов и предлагать изменения. Цифровые двойники могут объединить Интернет вещей, искусственный интеллект, машинное обучение и аналитику с графическим и трехмерным представлением для создания динамических цифровых имитационных моделей, которые могут имитировать полноценное функционирование своих физических аналогов. Цифровые двойники могут повышать точность своей симуляции за счет включения и использования прошлых данных [14], а тестирование моделей в виртуальном режиме перед внедрением существенно дешевле и быстрее [15]. Создание и внедрение цифрового двойника окажет существенное влияние на интеллектуальное, ориентированное на обслуживание и экологичное производство и, таким образом, станет предпосылкой для обрабатывающей промышленности будущего [16].

Машинное обучение в нейронных сетях быстро развивается по трем причинам: (1) увеличивается объем данных, поступающий для обработки; (2) растут доступные вычислительные мощности; (3) имеются существенные улучшения в алгоритмах машинного обучения и накоплено больше опыта в их создании. Большие данные уже достаточно давно применяются в ИТ-индустрии, но существуют проблемы при сборе и оценке данных, поскольку разные типы данных хранятся разными компаниями в разных форматах [17]. Кроме того, существует нехватка квалифицированных сотрудников, способных правильно управлять анализом данных и постановкой задач обучения.

Организациям следует сосредоточиться на том, что делают новые и существующие конкуренты для достижения успеха в цифровой трансформации, и решить, когда начинать переход. С технологической и организационной точек зрения цифровая трансформация может оказаться трудным и опасным предприятием. Компании могут иметь одновременно стратегию развития своего реального и цифрового бизнеса одновременно, но жизненно важно поддерживать связь между ними. Менеджменту целесообразно установить прямую связь между цифровой трансформацией и бизнес-целями, чтобы управлять долгосрочными инвестициями без потери краткосрочной прибыли. Ведущие компании будут использовать новые цифровые технологии, чтобы раскрыть творческий потенциал своих сотрудников и генерировать инновации, ориентированные на результат, а не просто на финансовую выгоду [18]. Основной проблемой для менеджмента компаний станет различие в стратегиях цифровой трансформации для различных отраслей бизнеса и в рамках различных бизнес-моделей.

Список литературы

  1. Hydros A. K., Chaudhry U. B. Digital Transformation, Leadership and Markets Springer Nature Switzerland AG 2022 H. Jahankhani et al. (eds.), Blockchain and Other Emerging Technologies for Digital Business Strategies, Advanced Sciences and Technologies for Security Applications
  2. Teichert R (2019) Digital transformation maturity: A systematic review of literature. Acta Univ Agriculturae Silviculturae Mendelianae Brunensis 67(6):1673–1687.
  3. Beresford J (2018) Digital business transformation: an Australian perspective. Gartner 1–17. Retrieved from https://www.gartner.com/doc/3885879/digital-businesstransformation-australia-perspective.
  4. Mihardjo L, Furinto A (2018) The effect of digital leadership and innovation management for incumbent telecommunication company in the digital disruptive era. Int J Eng Technol 7. https://doi.org/10.14419/ijet.v7i2.29.13142
  5. Singh T (2020) Defining digital leadership during covid-19. https://hr.economictimes.indiatimes.com/news/industry/defining-digital-leadership-during-covid-19/75735078
  6. Gartner (2020) 7 traits of highly successful digital leaders. https://www.gartner.com/smarterwithgartner/7-traits-of-highly-successful-digital-leaders
  7. James L (2020) A new holographic reality for business https://eandt.theiet.org/content/articles/2020/07/a-new-holographic-reality-for-business/
  8. Mearian L (2020) How blockchain plays into digital transformation. https://blogs.idc.com/2020/12/14/how-blockchain-plays-into-digital-transformation/
  9. Li J et al (2020) How can blockchain shape digital transformation: a scientometric analysis and review for financial services.Manag Sci Informatization Econ Innov Dev Conf (MSIEID) 2020:264–267. https://doi.org/10.1109/MSIEID52046.2020.00054
  10. Ebinger F, Omondi B (2020) Leveraging digital approaches for transparency in sustainable supply chains: a conceptual paper sustain, p 12. https://doi.org/10.3390/su12156129
  11. Liu H, Islam SMN, Liu X,Wang J (2020) Strategy-oriented digital transformation of logistics enterprises: the roles of artificial intelligence and blockchain. In: 2020 5th international conference on innovative technologies in intelligent systems and industrial applications (CITISIA), pp 1–5. https://doi.org/10.1109/CITISIA50690.2020.9371847.
  12. Moore S (2019) Top trends from gartner hype cycle for digital government technology 2019 – smarter with gartner. Gartner, Oct 2019. [online]. Available: https://www.gartner.com/smarterwithgartner/top-trends-from-gartner-hype-cycle-for-digital-government-technology-2019
  13. Belloni F (2020) Digital twins, a pillar of digital transformation. https://www.techedgegroup.com/blog/digital-twins-a-pillar-of-digital-transformation
  14. Fuldauer E (2019) Smarter cities are born with digital twins. https://tomorrow.city/a/smartercities-are-born-with-digital-twins
  15. Möller DPF, Vakilzadian H, HouW(2021) Intelligent manufacturing with digital twin. IEEE Int Conf Electro Inf Technol (EIT) 2021:413–418. https://doi.org/10.1109/EIT51626.2021.9491874
  16. Gupta D, Rani R (2018) A study of big data evolution and research challenges. J Inf Sci 45.https://doi.org/10.1177/0165551518789880
  17. Forrester (2021) Predictions 2022: this is a year to be bold. https://www.forrester.com/blogs/predictions-2022/ (дата обращения: 26.07.2022).

Поделиться

1175

Бронников М. А. Цифровая трансформация менеджмента современной организации // Актуальные исследования. 2022. №33 (112). С. 46-49. URL: https://apni.ru/article/4484-tsifrovaya-transformatsiya-menedzhmenta-sovr

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля