научный журнал «Актуальные исследования» #35 (114), сентябрь '22

Аэробика как средство повышении мотивации обучающихся к занятиям физической культурой

В статье рассматриваются вопросы приобщения школьников к занятиям физической культурой посредством включения аэробики в учебно-воспитательный процесс.

Аннотация статьи
физическая культура
упражнения
мотивация
здоровье
аэробика
физическое совершенствование
Ключевые слова

Многие средства физического воспитания кажутся детям архаичными, неинтересными – отсюда и низкая мотивация к занятиям.

Безусловно, каждый учитель (и опытный, и начинающий) хотел бы, чтобы на его уроки ребята шли с удовольствием.

Проблемы мотивационного характера обозначены и в Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура», среди которых несоответствие личностных интересов обучающихся и содержания программ учебного предмета, где виды двигательной деятельности, в большинстве случаев, не удовлетворяют современным запросам молодежи.

Таким образом, решение проблемы приобщения обучающихся подросткового возраста к занятиям физической культурой является весьма актуальной и требует поиска, разработки и применения новых, более эффективных средств и методов физического воспитания.

По мнению, Лисицкой Татьяны Соломоновны, мастера спорта по художественной гимнастике, кандидата биологических наук, оптимальным выходом из сложившейся ситуации может стать включение элементов аэробики в уроки физической культуры [2].

Авторы учебно-методического пособия «Аэробика в школе» Михайловы Эльвира Ивановна и Николай Георгиевич, уверены, что аэробика является не только доступным и эффективным средством физического развития школьников, но повышает позитивные эмоции и мотивацию к занятиям [3].

Урок с такой направленностью может получить наиболее высокий рейтинг среди молодежи.

Задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся найти свой мотив к урокам физкультуры. Обычный ученик в отличие от спортсмена (у которого конечная цель – достижение высоких результатов) плохо понимает, что именно он хочет получить от занятий. А это, в первую очередь, здоровье, настроение, желание совершенствоваться, возможность дышать полной грудью и радоваться жизни.

В настоящее время аэробика популярна в молодежной среде. Она привлекает эмоциональностью и созвучием современным танцам. С её помощью ребята быстрее избавляются от неуклюжести, угловатости, излишней застенчивости, исправляют осанку, укрепляют мышцы.

Аэробные упражнения дают работу сердцу и легким, благодаря чему в организм поступает достаточно кислорода и питательных веществ, снимающих стресс и укрепляющих иммунную систему. Возрастает сила мышц, гибкость суставов и их способность работать без лишних усилий.

Аэробику подразделяют на прикладную, оздоровительную и спортивную. На уроках физической культуры предпочтение следует отдавать оздоровительной аэробике.

При разработке комплекса упражнений учитель должен учитывать различные классификации данного вида аэробики: по возрасту, полу, по уровню подготовки, по содержанию программ.

Разучивание базовых аэробных движений начинают в определенной последовательности с учётом их биомеханической структуры: шаг, подъём колена, мах, выпад, прыжок, ноги врозь - ноги вместе, скачок и бег.

Вначале осваиваются движения ног и фиксируется правильное положение туловища. Только при усвоении этого добавляют движения руками. Количество повторений каждого движения строится по музыкальным квадратам и соответствует 32-м (8*4) счетам. Данная последовательность может меняться в зависимости от физической подготовленности школьников.

Включение элементов аэробики на уроках подразумевает дальнейшее постепенное совершенствование и усложнение изученных элементов: изменение музыкального темпа, увеличение продолжительности выполнения упражнений, использование поточно-группового метода.

Выбор музыки для урока гимнастической аэробики является важным элементом подготовки к уроку, так как музыка задает темп и ритм движений, повышает эмоциональное состояние занимающихся. Музыка на уроке должна быть ритмичной и бодрой, что соответствует темпу быстрого шага или даже медленного или быстрого бега. Однако, при выполнении дыхательных упражнений, стрейчинга и упражнений на расслабление рекомендуется использовать медленную, спокойную, плавную мелодию.

Урок физической культуры с элементами аэробики необходимо моделировать по общепринятой форме, включающей три составляющих: подготовительную, основную и заключительную части [1].

В подготовительной части урока, в начале разминки, используют аэробные упражнения на большие группы мышц и растяжение крупных суставов, здесь же осуществляют переход к упражнениям на те группы мышц, на которые будет приходиться основная нагрузка во время урока. Далее осуществляют переход к выполнению упражнений динамического стретчинга, которые позволяют сохранять положительный эмоциональный настрой обучающихся при выполнении их в темпе музыкального сопровождения.

В основной части урока с элементами аэробики предлагают обучающимся набор движений, выполняемых с интенсивностью, постепенно возрастающей до необходимых параметров. На данном этапе применяют упражнения сложнокоординационного характера. В этой части урока для увеличения нагрузки используют дополнительное оборудование: гантели, мячи, скакалки, степы. Заключительный период основной части урока планируют из набора движений, позволяющих постепенно снизить интенсивность.

В заключительную часть урока, способствующей устранению психомоторной и общей напряженности, как правило, включают упражнения для растягивания мышц – стрейчинг. Они выполняются в положении лежа, сидя или в стойке под медленную, спокойную музыку.

В дальнейшем в старших классах школьников обучают комбинациям из базовых аэробных упражнений и самостоятельному построению связок.

Практика показывает, что предлагаемые комплексы упражнений приносят школьникам максимум удовольствия и поднимают настроение, вызывают желание подростков идти на урок. Занятия аэробикой помогают преодолеть страх и стеснительность, беспокойство за свой внешний вид, повысить при этом самооценку.

Любой активный вид деятельности, и, в частности, аэробика, стимулирует кровообращение, что для учеников, ведущих малоподвижный образ жизни, является жизненно необходимым.

Во время учебных занятий ученики просиживают долгое время за партами, поэтому их организм работает в экономном режиме, тем самым замедляя темп крови. Отсюда быстрая утомляемость, усталость и сонливость. Но стоит только посетить занятия аэробикой, как кровообращение ускоряется, дыхание становится глубже, живительный кислород поступает к мышцам. Упражнения заставляют мозг вырабатывать особые нейровещества – гормон радости.

Физическая активность – лучший способ научиться любить себя и своё тело.

Текст статьи
  1. Коняхина, Г.П. Педагогические и организационно-методические рекомендации по основам обучения школьников элементам аэробики : учебно-методическое пособие / Коняхина Г.П., Сайранова О.С. – Челябинск : Издательский центр «Уральская академия», 2019. – 87 с.
  2. Лисицкая, Т.С. Аэробика. В 2 т. Т. I. Теория и методика : [монография] / Л. В. Сиднева; Т.С. Лисицкая .- Москва : Советский спорт, 2021. – 230 с. : ил. - Авт. указаны на обороте тит. л.; Библиогр.: С. 226-229.- ISBN 978-5-00129-074-2 .- URL: https://rucont.ru/efd/713597 (дата обращения: 02.08.2022) https://rucont.ru/efd/713597
  3. Михайлова, Э.И., Михайлов, Н.Г. Аэробика в школе: учебно-методическое пособие для учителя физической культуры / э.и. Михайлова, Н.Г. Михайлов. – М.: Советский спорт, 2014. – 124 с. : ил. ISBN 978-5-9718-0708-7.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября