научный журнал «Актуальные исследования» #36 (115), сентябрь '22

Психолого-педагогические возможности активизации процесса обучения

В статье рассматриваются психолого-педагогические возможности активизация процесса обучения.

Аннотация статьи
объяснительно-иллюстрированный метод
репродуктивный метод
метод проблемного изложения
частично-поисковый или эвристический метод
исследовательский метод
активизация познавательных процессов
Ключевые слова

Обучение как процесс характеризуется совместной деятельностью преподавателя и обучаемых, имеющих своей целью развитие последних, формирование у них знаний, умений, навыков, т.е. общую ориентировочную основу конкретной деятельности.

Обучение характеризуют, как передачу определенных знаний, но знания нельзя просто передать и получить, это может произойти только в результате активной деятельности самого обучаемого. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, т.е. контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования у обучаемых способности к деятельности. Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности обучаемых по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.

Для активизации процесса обучения существуют ряд методов, каждый из которых дает последующему определенную степень активности и самостоятельности обучаемых:

  • объяснительно-иллюстрированный метод, где обучаемые получают знания на лекции, из учебной и методической литературы. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы курсанты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления;
  • репродуктивный метод, к которому относят применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер;
  • метод проблемного изложения, при котором, используя самые различные источники и средства, преподаватель, прежде чем излагать проблему, формирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи;
  • частично-поисковый или эвристический метод, заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении познавательных задач либо под руководством преподавателя, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется преподавателем на основе работы над программами и учебными пособиями. Данный метод, проверенный способ активизации мышления, возбуждение интереса к познанию на практических и самостоятельных работах;
  • исследовательский метод, при котором после анализа материала, постановки проблем и задач, обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в научной или исследовательской деятельности наиболее полно.

В процессе обучения каждый из методов выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности.

Восприятие информации зависит от удобочитаемости текста, от расположения его на листе (пусть это пособие или плакат), цвета бумаги, цветового фона.

Для восприятия информации важен тип мыслительной деятельности. По данным психологов 48% мыслят логическим путем и 52% – образным. Психологи считают, что сохранение того или иного материала в памяти человека тесно связано с характером восприятия мира, с типом мышления. Условно логически мыслящих людей можно разделить на две категории: одни мыслят теоретически, другие – эмпирически. Эксперименты показали, что «теоретики» лучше всего помнят абстрактный материал, он сохраняется даже через 20 месяцев. У «практиков» в памяти остались только конкретные факты и описания. После наводящих вопросов «практикам» удается восстановить гораздо меньший объем текста, чем «теоретикам». Такого рода эксперименты демонстрируют заметное преимущество теоретического типа мышления. Психологи считают, что именно такое мышление и следует развивать преподавателям при обучении.

Восприятие зависит не только от сигналов, пришедших в мозг от рецепторов, но и от того, чего ждет обучаемый, осуществляющий вероятностный прогноз. Чем меньше обучаемый ждет того или иного сигнала, тем большая четкость требуется от этого сигнала, чтобы он был принят неискаженным (поэтому незнакомые термины следует несколько раз повторить, записать, объяснить значения).

Понимание информации протекает успешнее, если информация предъявлялась преподавателем в четкой логической последовательности, теоретические положения иллюстрируются конкретными примерами, учебный материал излагается на доступном уровне с учетом знаний и уровня развития мышления обучаемых.

Результаты учения определяются не только субъективными факторами, но и объективными:

  • содержание учебного материала;
  • форма учебного материала (предметная, образная, речевая и символическая);
  • трудность учебного материала;
  • значение, важность учебного материала. Значение материала может быть познавательным, практическим, эстетическим, этическим, социальным, воспитательным;
  • осмысленность, которая зависит от того, имеются ли в арсенале обучающегося понятия и действия, необходимые, чтобы понять элементы учебного материала и установить связи между ними.

Для активизации познавательных процессов памяти, внимания, мышления важно:

  • давать учебную информацию с достаточно высокой избыточностью, что уменьшает возможность ее искажения при передаче и восприятия;
  • соблюдать при использовании наглядных средств нормы освещенности, величины изображения в зависимости от размеров аудитории, стремиться к оптимальному уровню сложности языка учебного сообщения;
  • полностью использовать возможности устной речи как средства управления вниманием и восприятием;
  • учитывать возможность прямого управления восприятием;
  • учитывать эмоциональный фактор, за счет которого производительность интеллектуального труда значительно возрастает;
  • уделять внимание повторению и дальнейшей разработке уже известной информации;
  • использовать наглядный материал, модели, схемы, плакаты как опору для активизации восприятия и памяти;
  • вводить проблемность, некоторую усложненность для активизации мышления.

Интенсификация обучения – это передача большого объема учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний.

Для успешной интенсификации и активизации учебного процесса следует разрабатывать и внедрять научно обоснованные методы руководства познавательным процессом, мобилизирующие творческий потенциал личности.

Повышение темпов обучения может быть достигнуто путем совершенствования учебного материала и методов обучения. Совершенствование методов обучения, о которых было сказано выше, обеспечивается путем:

  • широкого использования коллективных форм познавательной деятельности;
  • выработки у преподавателя соответствующих навыков организации управления коллективной учебной деятельностью обучаемых;
  • применение различных форм и элементов проблемного обучения;
  • совершенствование навыков педагогического общения, мобилизирующих творческое мышление обучаемых;
  • индивидуализация обучения и учет личностных характеристик при разработке индивидуальных заданий;
  • знание и использование новейших научных данных в области социальной и педагогической психологии;
  • применение современных аудиовизуальных средств, ТСО, и при необходимости – информационных средств обучения.

Важным средством интенсификации и улучшения учебной работы должна быть компьютеризация обучения. По мнению психологов, компьютер является таким средством и орудием деятельности, применение которого качественно изменит и увеличит возможности накопления и применения знаний каждым человеком, а также возможности познания. Компьютер является не просто техническим устройством, он предполагает соответствующее программное обеспечение. Проблемы компьютерного обучения не сводятся к массовому производству компьютеров и встраиванию их в учебный процесс. Использование вычислительной техники расширяет возможности человека, однако оно является лишь инструментом, орудием решения задач. И его применение не должно превращаться в самоцель, моду или формальное мероприятие.

Интенсификацию обучения можно считать одним из перспективных направлений активизации деятельности. Процессы интенсификации базируются на взаимодействии индивидуально-психологических и коллективно-психологических факторов в учебной деятельности.

Обучение как процесс характеризуется совместной деятельностью преподавателя и обучаемых, имеющих своей целью развитие последних, формирование у них знаний, умений, навыков, т.е. общую ориентировочную основу конкретной деятельности.

Обучение характеризуют, как передачу определенных знаний, но знания нельзя просто передать и получить, это может произойти только в результате активной деятельности самого обучаемого. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, т.е. контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования у обучаемых способности к деятельности. Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности обучаемых по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.

Для активизации процесса обучения существуют ряд методов, каждый из которых дает последующему определенную степень активности и самостоятельности обучаемых:

  • объяснительно-иллюстрированный метод, где обучаемые получают знания на лекции, из учебной и методической литературы. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы курсанты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления;
  • репродуктивный метод, к которому относят применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер;
  • метод проблемного изложения, при котором, используя самые различные источники и средства, преподаватель, прежде чем излагать проблему, формирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи;
  • частично-поисковый или эвристический метод, заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении познавательных задач либо под руководством преподавателя, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется преподавателем на основе работы над программами и учебными пособиями. Данный метод, проверенный способ активизации мышления, возбуждение интереса к познанию на практических и самостоятельных работах;
  • исследовательский метод, при котором после анализа материала, постановки проблем и задач, обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в научной или исследовательской деятельности наиболее полно.

В процессе обучения каждый из методов выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности.

Восприятие информации зависит от удобочитаемости текста, от расположения его на листе (пусть это пособие или плакат), цвета бумаги, цветового фона.

Для восприятия информации важен тип мыслительной деятельности. По данным психологов 48% мыслят логическим путем и 52% – образным. Психологи считают, что сохранение того или иного материала в памяти человека тесно связано с характером восприятия мира, с типом мышления. Условно логически мыслящих людей можно разделить на две категории: одни мыслят теоретически, другие – эмпирически. Эксперименты показали, что «теоретики» лучше всего помнят абстрактный материал, он сохраняется даже через 20 месяцев. У «практиков» в памяти остались только конкретные факты и описания. После наводящих вопросов «практикам» удается восстановить гораздо меньший объем текста, чем «теоретикам». Такого рода эксперименты демонстрируют заметное преимущество теоретического типа мышления. Психологи считают, что именно такое мышление и следует развивать преподавателям при обучении.

Восприятие зависит не только от сигналов, пришедших в мозг от рецепторов, но и от того, чего ждет обучаемый, осуществляющий вероятностный прогноз. Чем меньше обучаемый ждет того или иного сигнала, тем большая четкость требуется от этого сигнала, чтобы он был принят неискаженным (поэтому незнакомые термины следует несколько раз повторить, записать, объяснить значения).

Понимание информации протекает успешнее, если информация предъявлялась преподавателем в четкой логической последовательности, теоретические положения иллюстрируются конкретными примерами, учебный материал излагается на доступном уровне с учетом знаний и уровня развития мышления обучаемых.

Результаты учения определяются не только субъективными факторами, но и объективными:

  • содержание учебного материала;
  • форма учебного материала (предметная, образная, речевая и символическая);
  • трудность учебного материала;
  • значение, важность учебного материала. Значение материала может быть познавательным, практическим, эстетическим, этическим, социальным, воспитательным;
  • осмысленность, которая зависит от того, имеются ли в арсенале обучающегося понятия и действия, необходимые, чтобы понять элементы учебного материала и установить связи между ними.

Для активизации познавательных процессов памяти, внимания, мышления важно:

  • давать учебную информацию с достаточно высокой избыточностью, что уменьшает возможность ее искажения при передаче и восприятия;
  • соблюдать при использовании наглядных средств нормы освещенности, величины изображения в зависимости от размеров аудитории, стремиться к оптимальному уровню сложности языка учебного сообщения;
  • полностью использовать возможности устной речи как средства управления вниманием и восприятием;
  • учитывать возможность прямого управления восприятием;
  • учитывать эмоциональный фактор, за счет которого производительность интеллектуального труда значительно возрастает;
  • уделять внимание повторению и дальнейшей разработке уже известной информации;
  • использовать наглядный материал, модели, схемы, плакаты как опору для активизации восприятия и памяти;
  • вводить проблемность, некоторую усложненность для активизации мышления.

Интенсификация обучения – это передача большого объема учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний.

Для успешной интенсификации и активизации учебного процесса следует разрабатывать и внедрять научно обоснованные методы руководства познавательным процессом, мобилизирующие творческий потенциал личности.

Повышение темпов обучения может быть достигнуто путем совершенствования учебного материала и методов обучения. Совершенствование методов обучения, о которых было сказано выше, обеспечивается путем:

  • широкого использования коллективных форм познавательной деятельности;
  • выработки у преподавателя соответствующих навыков организации управления коллективной учебной деятельностью обучаемых;
  • применение различных форм и элементов проблемного обучения;
  • совершенствование навыков педагогического общения, мобилизирующих творческое мышление обучаемых;
  • индивидуализация обучения и учет личностных характеристик при разработке индивидуальных заданий;
  • знание и использование новейших научных данных в области социальной и педагогической психологии;
  • применение современных аудиовизуальных средств, ТСО, и при необходимости – информационных средств обучения.

Важным средством интенсификации и улучшения учебной работы должна быть компьютеризация обучения. По мнению психологов, компьютер является таким средством и орудием деятельности, применение которого качественно изменит и увеличит возможности накопления и применения знаний каждым человеком, а также возможности познания. Компьютер является не просто техническим устройством, он предполагает соответствующее программное обеспечение. Проблемы компьютерного обучения не сводятся к массовому производству компьютеров и встраиванию их в учебный процесс. Использование вычислительной техники расширяет возможности человека, однако оно является лишь инструментом, орудием решения задач. И его применение не должно превращаться в самоцель, моду или формальное мероприятие.

Интенсификацию обучения можно считать одним из перспективных направлений активизации деятельности. Процессы интенсификации базируются на взаимодействии индивидуально-психологических и коллективно-психологических факторов в учебной деятельности.

Текст статьи
  1. Кулакова К.А., Хабибуллина Э.Ф. Психолого-педагогические условия реализации технологии взаимного обучения // E-Scio. 2021. №1 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-realizatsii-tehnologii-vzaimnogo-obucheniya (дата обращения: 15.09.2022).
  2. Сиротюк А.Л., Сергеева М.Г. Методы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся // Вестник Московской международной академии. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-aktivizatsii-uchebno-poznavatelnoy-deyatelnosti-obuchayuschihsya (дата обращения: 15.09.2022).
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября