Авторы:
Большаков Юрий Николаевич
Макарихин Игорь Вениаминович
Александров Виктор Иванович
Кошель Александр Антонович
Рубрика
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
Текст статьи
Обучение как процесс характеризуется совместной деятельностью преподавателя и обучаемых, имеющих своей целью развитие последних, формирование у них знаний, умений, навыков, т.е. общую ориентировочную основу конкретной деятельности.
Обучение характеризуют, как передачу определенных знаний, но знания нельзя просто передать и получить, это может произойти только в результате активной деятельности самого обучаемого. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, т.е. контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования у обучаемых способности к деятельности. Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности обучаемых по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.
Для активизации процесса обучения существуют ряд методов, каждый из которых дает последующему определенную степень активности и самостоятельности обучаемых:
В процессе обучения каждый из методов выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности.
Восприятие информации зависит от удобочитаемости текста, от расположения его на листе (пусть это пособие или плакат), цвета бумаги, цветового фона.
Для восприятия информации важен тип мыслительной деятельности. По данным психологов 48% мыслят логическим путем и 52% – образным. Психологи считают, что сохранение того или иного материала в памяти человека тесно связано с характером восприятия мира, с типом мышления. Условно логически мыслящих людей можно разделить на две категории: одни мыслят теоретически, другие – эмпирически. Эксперименты показали, что «теоретики» лучше всего помнят абстрактный материал, он сохраняется даже через 20 месяцев. У «практиков» в памяти остались только конкретные факты и описания. После наводящих вопросов «практикам» удается восстановить гораздо меньший объем текста, чем «теоретикам». Такого рода эксперименты демонстрируют заметное преимущество теоретического типа мышления. Психологи считают, что именно такое мышление и следует развивать преподавателям при обучении.
Восприятие зависит не только от сигналов, пришедших в мозг от рецепторов, но и от того, чего ждет обучаемый, осуществляющий вероятностный прогноз. Чем меньше обучаемый ждет того или иного сигнала, тем большая четкость требуется от этого сигнала, чтобы он был принят неискаженным (поэтому незнакомые термины следует несколько раз повторить, записать, объяснить значения).
Понимание информации протекает успешнее, если информация предъявлялась преподавателем в четкой логической последовательности, теоретические положения иллюстрируются конкретными примерами, учебный материал излагается на доступном уровне с учетом знаний и уровня развития мышления обучаемых.
Результаты учения определяются не только субъективными факторами, но и объективными:
Для активизации познавательных процессов памяти, внимания, мышления важно:
Интенсификация обучения – это передача большого объема учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний.
Для успешной интенсификации и активизации учебного процесса следует разрабатывать и внедрять научно обоснованные методы руководства познавательным процессом, мобилизирующие творческий потенциал личности.
Повышение темпов обучения может быть достигнуто путем совершенствования учебного материала и методов обучения. Совершенствование методов обучения, о которых было сказано выше, обеспечивается путем:
Важным средством интенсификации и улучшения учебной работы должна быть компьютеризация обучения. По мнению психологов, компьютер является таким средством и орудием деятельности, применение которого качественно изменит и увеличит возможности накопления и применения знаний каждым человеком, а также возможности познания. Компьютер является не просто техническим устройством, он предполагает соответствующее программное обеспечение. Проблемы компьютерного обучения не сводятся к массовому производству компьютеров и встраиванию их в учебный процесс. Использование вычислительной техники расширяет возможности человека, однако оно является лишь инструментом, орудием решения задач. И его применение не должно превращаться в самоцель, моду или формальное мероприятие.
Интенсификацию обучения можно считать одним из перспективных направлений активизации деятельности. Процессы интенсификации базируются на взаимодействии индивидуально-психологических и коллективно-психологических факторов в учебной деятельности.
Обучение как процесс характеризуется совместной деятельностью преподавателя и обучаемых, имеющих своей целью развитие последних, формирование у них знаний, умений, навыков, т.е. общую ориентировочную основу конкретной деятельности.
Обучение характеризуют, как передачу определенных знаний, но знания нельзя просто передать и получить, это может произойти только в результате активной деятельности самого обучаемого. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, т.е. контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования у обучаемых способности к деятельности. Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности обучаемых по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.
Для активизации процесса обучения существуют ряд методов, каждый из которых дает последующему определенную степень активности и самостоятельности обучаемых:
В процессе обучения каждый из методов выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности.
Восприятие информации зависит от удобочитаемости текста, от расположения его на листе (пусть это пособие или плакат), цвета бумаги, цветового фона.
Для восприятия информации важен тип мыслительной деятельности. По данным психологов 48% мыслят логическим путем и 52% – образным. Психологи считают, что сохранение того или иного материала в памяти человека тесно связано с характером восприятия мира, с типом мышления. Условно логически мыслящих людей можно разделить на две категории: одни мыслят теоретически, другие – эмпирически. Эксперименты показали, что «теоретики» лучше всего помнят абстрактный материал, он сохраняется даже через 20 месяцев. У «практиков» в памяти остались только конкретные факты и описания. После наводящих вопросов «практикам» удается восстановить гораздо меньший объем текста, чем «теоретикам». Такого рода эксперименты демонстрируют заметное преимущество теоретического типа мышления. Психологи считают, что именно такое мышление и следует развивать преподавателям при обучении.
Восприятие зависит не только от сигналов, пришедших в мозг от рецепторов, но и от того, чего ждет обучаемый, осуществляющий вероятностный прогноз. Чем меньше обучаемый ждет того или иного сигнала, тем большая четкость требуется от этого сигнала, чтобы он был принят неискаженным (поэтому незнакомые термины следует несколько раз повторить, записать, объяснить значения).
Понимание информации протекает успешнее, если информация предъявлялась преподавателем в четкой логической последовательности, теоретические положения иллюстрируются конкретными примерами, учебный материал излагается на доступном уровне с учетом знаний и уровня развития мышления обучаемых.
Результаты учения определяются не только субъективными факторами, но и объективными:
Для активизации познавательных процессов памяти, внимания, мышления важно:
Интенсификация обучения – это передача большого объема учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний.
Для успешной интенсификации и активизации учебного процесса следует разрабатывать и внедрять научно обоснованные методы руководства познавательным процессом, мобилизирующие творческий потенциал личности.
Повышение темпов обучения может быть достигнуто путем совершенствования учебного материала и методов обучения. Совершенствование методов обучения, о которых было сказано выше, обеспечивается путем:
Важным средством интенсификации и улучшения учебной работы должна быть компьютеризация обучения. По мнению психологов, компьютер является таким средством и орудием деятельности, применение которого качественно изменит и увеличит возможности накопления и применения знаний каждым человеком, а также возможности познания. Компьютер является не просто техническим устройством, он предполагает соответствующее программное обеспечение. Проблемы компьютерного обучения не сводятся к массовому производству компьютеров и встраиванию их в учебный процесс. Использование вычислительной техники расширяет возможности человека, однако оно является лишь инструментом, орудием решения задач. И его применение не должно превращаться в самоцель, моду или формальное мероприятие.
Интенсификацию обучения можно считать одним из перспективных направлений активизации деятельности. Процессы интенсификации базируются на взаимодействии индивидуально-психологических и коллективно-психологических факторов в учебной деятельности.
Список литературы
Поделиться
Большаков Ю. Н., Макарихин И. В., Александров В. И., Кошель А. А. Психолого-педагогические возможности активизации процесса обучения // Актуальные исследования. 2022. №36 (115). С. 86-89. URL: https://apni.ru/article/4575-psikhologo-pedagogicheskie-vozmozhnosti
8 800 200-75-17
Звонок бесплатный
info@apni.ru