Главная
АИ #37 (116)
Статьи журнала АИ #37 (116)
Профессиональное выгорание у студентов-педагогов в профессиональной деятельности

Профессиональное выгорание у студентов-педагогов в профессиональной деятельности

Автор(-ы):

Чулкова Ольга Владимировна

Секция

Психология

Ключевые слова

профессиональное выгорание
профессиональная деятельность
психоэмоциональное истощение
деперсонализация
редукция личных достижений

Аннотация статьи

Аннотация статьи. В статье представлен анализ данных по методике профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой. Статья раскрывает сущность технологии профилактики синдрома профессионального выгорания у студентов-педагогов, будущих социальных педагогов.

Текст статьи

Актуальность. Профессиональное выгорание является феноменом современности, как следствие современной активности в профессиональной деятельности, роста информационных, коммуникационных, эмоциональных нагрузок при дефиците двигательной активности и нарушении гармоничного образа жизни современного человека. В современных условиях проблема профессионального выгорания личности как деструктивного фактора эффективности профессиональной деятельности особенно актуальна.

В научный обиход термин «профессиональное выгорание» (англ. burn-out) ввёл в 1974 г. американский психиатр Герберт Фройденбергер. В отечественной науке первые упоминания о данном явлении содержатся в работах Б.Г. Ананьева.

С нашей точки зрения, термин «профессиональное выгорание» наиболее точно отражает сущность изучаемого феномена. Анализ существующих дефиниций показывает, что большинство исследователей делают акцент на профессиональном характере (ПВ). Так, например, Т.Г. Неруш даёт ему следующее определение: «Профессиональное выгорание – это имеющие стадиальный характер деструктивные изменения личности, возникающие, развивающиеся и проявляющиеся в процессе её профессионализации как комплекс негативных симптомов, выражающихся в эмоциональном истощении, деперсонализации и редукции профессиональных достижений, приводящие к снижению эффективности профессиональной деятельности и нарушению взаимодействия с другими участниками данного процесса». Л.М. Юрьева считает, что профессиональное выгорание – это процесс постепенной потери когнитивной, эмоциональной и физической энергии, проявляющийся признаками умственного и эмоционального истощения, физического утомления, личной отстранённости и уменьшения удовлетворения осуществлением деятельности.

Многие исследователи видят в проявлении синдрома профессионального выгорания механизм психологической защиты личности от психотравмирующего воздействия, проявляющийся в полном или частичном исключении эмоций. С.С. Смирнова характеризует синдром профессионального выгорания как способ защиты негативных факторов профессиональной деятельности, «выработанный психически здоровой личностью, проявляющийся как стереотип эмоционального восприятия действительности, характеризующийся психоэмоциональным истощением, развитием дисфункциональных установок, потерей мотивации».

В статье представлен анализ данных по методике профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой. Тест профессионального выгорания предназначен для выявления выраженности проявлений выгорания у специалистов различных профессий, прежде всего, коммуникативных. Цель методики: определить синдром «эмоционального выгорания» по трем основным показателям: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция личностных достижений у студентов-педагогов.

Базу исследования составили студенты-педагоги бакалавриата и магистратуры.

Результаты. Эмоциональное истощение, бакалавриат 1 курса средний уровень 41%, студенты магистратуры 1 курса средний уровень 53%, студенты бакалавриата 2 курса средний уровень 47%, студенты бакалавриата 3 курса средний уровень 64%, студенты бакалавриата 4 курса средний уровень 52%. «Эмоциональное истощение» – отражает тяжесть эмоционального состояния в связи с профессиональной деятельностью.

Высокий показатель по этой шкале связан с угнетенностью, апатией, высоким утомлением, эмоциональной опустошенностью.

Деперсонализация, бакалавриат 1 курса – высокий уровень 41%, студенты магистратуры 1 курса высокий уровень 53%, студенты бакалавриата 2 курса средний уровень 47%, студенты бакалавриата 3 курса средний уровень 64%, студенты бакалавриата 4 курса средний уровень 52%.

«Деперсонализация» – показатель по этой шкале отражает уровень отношений с коллегами по работе, а также общее ощущения себя как личности в связи с профессиональной деятельностью. Высокий показатель по этой шкале означает выраженность черствого, формального отношения с пациентами, ощущения несправедливого к себе отношения со стороны пациентов.

Редукция личных достижений. Анализируя распределения показателей редукции личных достижений студентов бакалавриата 4 курса (21 человек), низкий уровень 14%, средний уровень 38% (8 чел.), высокий уровень 47% (10 чел.). Шкала диагностирует низкий уровень общего оптимизма, веру в свои силы и веру в способность решать возникающие проблемы, позитивное отношение к работе и сотрудникам.

Профилактика синдрома профессионального выгорания включает в себя совокупность предупредительных мероприятий, которые нацелены на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений выраженных симптомов профессионального выгорания. Одной из главных задач профилактики является блокирование и сглаживание факторов, которые способствуют развитию синдрома профессионального выгорания. Работа по профилактике профессионального выгорания включает в себя меры как психологического, так и непсихологического (организационно управленческого, воспитательного) характера.

Под психическим здоровьем понимается состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, способность в короткое время восстанавливать душевное равновесие. Важное значение для студентов-педагогов имеют такие психоаналитические качества, как самооценка, самоконтроль, а также умение переключаться и управлять выражением своих эмоций. Крайне важным для студентов является навык самообладания, который является в психологии главным показателем социальной и эмоциональной зрелости личности.

Психологическая помощь при профессиональном выгорании, по мнению К. Кондо, может осуществляться с помощью двух видов терапии: работе с лицами, подверженными «сгоранию», и смягчение действия организационного фактора.

Для студентов-педагогов важнейшими требованиями являются психическое здоровье, профессионализм и компетентность.

Главными направлениями, которые предотвращают синдром профессионального выгорания, являются:

  • развития знаний, навыков и умений;
  • развития мотивации;
  • улучшение условий труда и отдыха;
  • развитие содержания труда;
  • система улучшения психологического климата в коллективе;
  • система психологической разгрузки, снятия напряжения после учебного дня.

Поэтому для поддержания и укрепления психического здоровья студентов, следует проводить групповые и индивидуальные психотерапии.

Например, психологические разгрузки, раскрыть психологические приемы самозащиты в ситуациях «негативного общения».

Также существуют конкретные способы предотвратить у себя профессиональное выгорание:

  • поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;
  • открытость новому опыту;
  • способность к самооценке;
  • периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;
  • умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в учебе и жизни;
  • удовлетворяющая социальная жизнь, наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс;
  • чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;
  • участие в учениях, семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;
  • хобби, доставляющее удовольствие.

Важно повышать психологическую культуру студентам и проводить психологические тренинги и консультации с ними. Студенты-педагоги должны хорошо понимать свои профессиональные возможности и ограничения, постоянно учитывать свой психофизиологический и трудовой потенциал. В связи с этим необходимо изучать специфику деятельности студентов, а так же личностно-профессиональные особенности и факторы, которые могут повлиять на дальнейшее развитие синдрома профессионального «выгорания».

Необходимо целенаправленно формировать значимые для профессиональной деятельности свойства личности, и при необходимости своевременно проводить психологическую работу по предотвращению развития профессионального выгорания.

Список литературы

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2012. – 288 с.
  2. Бажук, О.В. Педагогическая профилактика профессионального здоровья студентов на основе ресурсного подхода: монография / О.В. Бажук. - Москва: Издательство «Флинта», 2015. - 115 с.: табл., схем. - Библиогр.: С. 86-99.
  3. Бодров В.А. Профессиональное утомление. Фундаментальные и прикладные проблемы / В.А. Бодров. – М. : Институт психологии РАН. - 2009. – 560 c.
  4. Водопьянова, Н.Е. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления [Текст] / Н.Е. Водопьянова – СПб.: Питер, 2003.-264 С. – ISBN 978-5-388-00542-7.
  5. Занковский А.Н. Профессиональный стресс и функциональные состояния // Психологические проблемы профессиональной деятельности. - М.: Наука, 1991. - С. 144-156.
  6. Старченкова, Е.С. Стратегии и модели преодолевающего поведения [Текст] / Е.С. Старченкова, Н.Е. Водопьянова – СПб.: Речь, 2001. – 322 с. – ISBN 978-5-388-00542-7.
  7. Ушаков, И.Б. Современные проблем качества жизни студентов [Текст] / И.Б. Ушаков, Н.В. Соколова // Гигиена и санитария. – 2007. – Т.2. – С. 56–58.
  8. Юматов, Е.А. Экзаменационный стресс у студентов [Текст] / Е.А. Юматов, В.А.Кузьменко, В.И. Бадесков // Физиология человека. – 2001. – Т. 27. – С. 104.
  9. Теория и практика формирования экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития: монография / О.Г. Тавстуха, А.Н. Пересунько, А.Н. Моисеева, А.А. Муратова. - Москва: Издательство «Флинта». - 2014. - 193 с.

Поделиться

691

Чулкова О. В. Профессиональное выгорание у студентов-педагогов в профессиональной деятельности // Актуальные исследования. 2022. №37 (116). URL: https://apni.ru/article/4588-professionalnoe-vigoranie-u-studentov-pedagog

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля