Актуальность. В течение последних десятилетий, в связи с быстро нарастающей индустриализацией и урбанизацией остро встала проблема эмоционального выгорания в системе отношений «человек - человек», что может свидетельствовать о злободневности данного явления. Проблема здоровья и психологического состояния личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социо-экологических условиях, приобрела особую актуальность в середине XX века - в век наук о человеке.
Эмоциональное выгорание ввел американский психиатр Х. Фрейденбергер в 1974 году для характеристики психического состояния здоровых людей, которые интенсивно общаясь с другими людьми, постоянно находятся в эмоционально перегруженной атмосфере при предоставлении профессиональной помощи. Цель: выявить особенности проявления эмоционального выгорания у студентов-психологов на различных этапах обучения в вузе. В статье представлен анализ данных по методике диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко. Данная методика позволяет подробно изучить выраженность синдрома эмоционального выгорания в целом, и особенности проявления его симптомов и уровень сформированности фаз в частности. В.В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает "выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия". Базу исследования составили студенты-педагоги бакалавриата и магистратуры, института педагогики и психологии образования – МГПУ. Общим количеством: 89 человек. Результаты. Фаза напряженияне сформирована у магистрантов 66% и бакалавриата 1 курса 52 %. Фаза в стадии формирования 63% у бакалавриата 2 курса и 58% у студентов бакалавриата 3 курса. Фаза сформировалась у студентов 4 курса бакалавриата 61%. По фазе напряжения, симптом тревоги и депрессии у бакалавриата 4 курса 47%, бакалавриата 2 курса 42%.
Симптом неудовлетворенность собой превысил у студентов магистратуры 46%. Симптом неудовлетворенности собой
В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, профессией, конкретными обязанностями, жизнью.
Действует механизм "эмоционального переноса" – энергия эмоций направляется не столько вовне, сколько на себя.
Симптом загнанность в клетку превысил у студентов бакалавриата 3 курса 35%. Симптомы загнанности в клетку.
Возникают не во всех случаях, хотя являются логическим продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства давят и мы ничего не можем изменить, к нам приходит чувство беспомощности. Мы пытаемся что-либо сделать, но если выхода не видно, наступает состояние интеллектуально-эмоционального ступора и депрессия. Симптом неудовлетворенность собой превысил у студентов 1 курса 42%. В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, профессией, конкретными обязанностями, жизнью. Действует механизм "эмоционального переноса" – энергия эмоций направляется не столько вовне, сколько на себя.
Фаза резистенции не сформирована у магистрантов 66% и бакалавриата 1 курса 52 %. Фаза в стадии формирования 63% у бакалавриата 2 курса и 58% у студентов бакалавриата 3 курса. Фаза сформировалась у студентов 4 курса бакалавриата 61%. По фазе резистенции, большинство показателей превысил по симптому неадекватное эмоциональное реагирование у студентов бакалавриата 3 курса 52%, у студентов бакалавриата 4 курса 71%.
Несомненный признак "выгорания", когда человек перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: вялое проявление эмоций, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование.
Эмоционально-нравственная дезориентация у студентов магистратуры 53%. Он является логическим продолжением неадекватного реагирования в отношениях с людьми. Человек не только осознает, что не проявляет должного эмоционального отношения к своему собеседнику, он еще и оправдывается.
По симптому расширение сферы экономии эмоций у студентов-психологов бакалавриата 1 курса 47%. Типичный случай: на работе вы до того устаете от контактов, разговоров, что вам не хочется общаться даже с близкими. На работе вы еще держитесь, а дома замыкаетесь или вообще "рычите" на супруга и детей. Кстати, именно домашние часто становятся жертвой эмоционального выгорания.
Редукция профессиональных обязанностей у студентов бакалавриата 2 курса 47%. Проявляется в попытке облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Подопечных обделяют элементарным вниманием. Фаза не сформировалась у студентов магистратуры 1 курса 60%, у студентов бакалавриата 3 курса 41%, у студентов бакалавриата 4 курса 57%. Фаза в стадии формирования у студентов бакалавриата 1 курса 58%, студентов бакалавриата 2 курса 42%.
Фаза Истощения: Фаза не сформирована у магистрантов 1 курса 60%, у студентов бакалавриата 3 курса 47%, у студентов бакалавриата 4 курса 57%.
Фаза в стадии формирования превысил у бакалавриата 1 курса 58%, у студентов бакалавриата 2 курса 42%.
Итог по фазе истощения, показатели по симптому эмоциональная отстраненность у бакалавриата 3 курса 82%, у студентов бакалавриата 2 курса 73%, у бакалавриата 1 курса 35%. "Метастазы" выгорания проникают в систему ценностей личности. Возникает антигуманистический настрой.
Фаза истощения, по симптому эмоциональный дефицит бакалавриата 4 курса 66%, студентов магистратуры 1 курса 47%. К человеку приходит ощущение, что эмоционально он не может помогать своим близким или клиентам. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать.
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы о том, что эмоциональное выгорание представляет собой системный феномен, возникающий в ходе длительного выполнения разных видов деятельностей. Профилактика синдрома эмоционального выгорания включает практические рекомендации для студентов, полезные для профилактики возникновения синдрома эмоционального выгорания, главными из которых являются следующие:
- четкое определение краткосрочных и долгосрочных планов, позволяющее поддерживать устойчивую мотивацию, осознавать промежуточную успешность, осуществлять самовоспитание и пр. Адекватное целеполагание и планирование - основа успешности в любой деятельности;
- своевременный отдых, необходимый для обеспечения физического и психического благополучия. «Работа на износ» дает быстрый, но кратковременный эффект, за который в дальнейшем приходится расплачиваться здоровьем, физическим и психическим;
- овладение навыками саморегуляции, такими как релаксация, аутотреннинг и др. верные помощники в работе по профилактике многих психологических проблем, в том числе связанных и с эмоциональным выгоранием;
- обеспечение непрерывного развития и самосовершенствования — источник не только новизны, но и интереса, мотивации жизни и деятельности;
- уход от ненужной конкуренции, определение приоритетов. Быть лучшим во всем — желание хорошее, но, увы, недостижимое. «Распыление» сил и ресурсов на разную деятельность, как правило, приводит к неуспеху в каждой из них. Поэтому, прежде всего, необходимо определить свои приоритеты, те сферы жизни, которые представляют наибольшую ценность для вас, и именно туда направлять большую часть своих психических и физических ресурсов;
- эмоционально открытое общение - единственный способ избежать чрезмерной психоэмоциональной нагрузки;
- поддержание физического здоровья. Народная мудрость гласит: «В здоровом теле здоровый дух».
Соблюдение этих, несомненно, сложных правил необходимо превратить в жизненные позиции, в привычки, и тогда эмоционального выгорания и связанных с ним проблем можно избежать.
И в заключение следует отметить, что студенчество - интересная и сложная пора жизни. Появляются новые права, и новые обязанности, кардинально меняется жизнедеятельность. Учеба отнимает много физических и психических ресурсов. Большая нагрузка в совокупности с неумением распределять свои ресурсы способна привести к возникновению разнообразных особенностей поведения и состояния, составляющих единый комплекс системного понятия эмоционального выгорания.