Главная
АИ #41 (120)
Статьи журнала АИ #41 (120)
Особенности личностного и познавательного развития младших школьников цифрового ...

Особенности личностного и познавательного развития младших школьников цифрового поколения

Автор(-ы):

Панчишная Людмила Ивановна

Богушева Валентина Ивановна

Алексеева Наталья Юрьевна

Коленкина Людмила Ивановна

Секция

Педагогика

Ключевые слова

цифровая платформа
информация
школьники младших классов

Аннотация статьи

В последнее десятилетие важнейшей проблемой является вхождение в сферу образования нового поколения людей, родившихся и выросших на переломе тысячелетий, сформировавшихся в сетевом обществе, получающих информацию из любых современных гаджетов в режиме «on-line». Эти дети, согласно теории поколений, которая была разработана Хоувом и Штраусом, современные обучающиеся начальной школы относятся к поколению Z.

Текст статьи

Особенности цифрового поколения складываются из изменения их образа жизни в сравнении с предыдущим поколением. 89 % детей в России выходят в сеть почти каждый день. Число таких детей продолжает увеличиваться. Исходя из этих данных, интернет для детей становится самым значимым. Он оказывает влияние не только на формирование личности ребенка, но и формирует их образ жизни.

Стоит отметить изменения, которые происходят в развитии психики ребенка: память, мышление восприятие, внимание. Согласно результатам исследований ученых, у школьников поколения Z устойчивость и концентрация внимания в десятки раз ниже по сравнению со школьниками предыдущих поколений. А вот распределение внимания и переключение внимания развиты достаточно хорошо. Память современных школьников тоже имеет свои отличительные особенности. Кратковременная память развита лучше, чем долговременная, так как нет необходимости сохранять информацию, потому что ее можно снова найти в интернете. Восприятие также во многом отличается от восприятия других поколений. Проводя много времени в виртуальной реальности, дети лишаются части сенсорных сигналов. В качестве основной отличительной особенности представителей поколения Z является «клиповое мышление», под которым понимается способность к краткому и красочному восприятию окружающей действительности через короткий и яркий посыл.

Сегодня хорошо видно, что дети, относящиеся к цифровому поколению – они другие.

Развитие Интернета и цифровых технологий определило особенности познавательного развития, повлияло на процесс становления личности. Современные дети намного больше времени проводят в виртуальной реальности Интернет-пространства и компьютерных игр, чем в непосредственном общении с родителями и сверстниками. Эти процессы реализуются соответственно ведущему виду деятельности каждого периода возрастного развития. Например, если в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, дети поколения Z в Интернете смотрят мультфильмы и играют в онлайн-игры. С переходом на следующий этап возрастного развития игровая деятельность меняется на учебную деятельность, реализация которой также осуществляется посредством Интернета. Ученые определяют новый вид ведущей деятельности у младших школьников – это вовлеченность в виртуальное пространство. Как эта деятельность отражается на познавательном развитии? Начнем со специфики развития мышления.

В качестве основной отличительной особенности представителей поколения Z выступает наличие клипового мышления, под которым понимается способность к краткому и красочному восприятию окружающей действительности посредством короткого и яркого посыла (видеоролика, клипа). Формат клипа предполагает вмещение сжатого объема информации в короткий фильм, длительность которого составляет от нескольких секунд до нескольких минут. В качестве содержания может выступать как небольшое событие, так и ряд событий, представленных нарезкой кадров (начало, кульминация, результат). Время в клипе отличается от реального времени [3].

К числу достоинств клипового мышления относится развитие одних когнитивных навыков через другие, развитие способности к многозадачности. Данный феномен выражается в способности ребенка делать несколько дел одновременно. Например, слушать музыку, редактировать изображение, при этом делать домашнее задание. Однако следствием подобной многозадачности становится рассеянность, дефицит внимания, гиперактивность. Таким образом, современные дети и подростки менее склонны к усидчивой и целеустремленной деятельности, но, с другой стороны, они становятся более лабильными, переключение между задачами становится более легким и быстрым, формирование мозговых структур происходит в условиях высокой степени «отвлекаемости» [2].

Дети поколения Z, имеющие неограниченный доступ к информации, получили возможность ее поиска и получения ответа на любой интересующий их вопрос. Чтобы получить ответ на свой вопрос, достаточно лишь нажать несколько кнопок. Такая доступность и легкость поиска негативно сказывается на развитии способности к самостоятельным открытиям: школьники становятся более эрудированными, но в то же время, не умеют самостоятельно делать выводы и изобретать что-то новое. Этот конфликт информации и знания все чаще проявляется в учебной деятельности: привыкшие к использованию клипового режима работы с информацией, школьники практически утрачивают способность к концентрации, имеют слабое воображение, низкий уровень рефлексии, сниженную способность к пониманию и взаимопониманию[3].

Интернет негативно влияет не только на развитие теоретического мышления, но и на формирование проектного мышления современных школьников. Действие в виртуальном пространстве идет по заранее просчитанному сценарию, за пределы которого выйти невозможно. При этом создается иллюзия деятельности, т.е. пользователь считает, что именно он принимает решения, хотя, на самом деле, вся цепь решений уже давно принята и просчитана за него. Школьники, привыкшие к подобной «деятельности», испытывают затруднения, где от них требуется самостоятельно действовать и принимать решения [2].

Представители поколения Z отличаются не только спецификой мышления, но и внимания. Внимание представляет собой избирательную направленность человеческого сознания на определенные предметы и явления. У школьников поколения Z устойчивость и концентрация внимания в десятки раз ниже по сравнению со школьниками предыдущих поколений. Однако распределение внимания и переключение внимания развиты достаточно хорошо [2].

Память представителей поколения Z имеет свои отличительные особенности. Так, кратковременная память развита в значительно большей степени, чем долговременная, так как для школьников есть постоянный и быстрый доступ к Интернету, поэтому нет смысла сохранять и передавать информацию из кратковременной памяти в долговременную. Изменения наблюдаются и в структуре мнемонических процессов современных учащихся, которые запоминают не содержание, а место нахождения какой-либо информации [3].

Восприятие представителей поколения Z также во многом отличается от восприятия других поколений. Проводя много времени в виртуальной реальности, современные дети получают определенную депривацию, лишаясь части сенсорных сигналов, связанных с познанием окружающего мира (прикосновения, запахи и так далее) [3].

 Таким образом, развитие цифровых технологий сделало современных детей поколением, выросшим в цифровой среде – почти всю информацию они получают из Сети. У детей цифрового поколения больше развита кратковременная память, чем долговременная. Долговременная память сегодня не требуется современному ребенку, имеющему возможность в любое время найти нужную информацию в интернете. Особенность внимания цифрового поколения в том, что устойчивость внимания у школьников уменьшается в десятки раз по сравнению с предыдущим поколением, а вот переключение и распределение внимания развиты хорошо. Восприятие тоже изменилось у современных детей. Дети, которые проводят очень много времени за компьютером, в интернете лишаются определенных сенсорных сигналов, которые связаны с окружающим миром – запахи, прикосновения и так далее.

Внедрение в учебный процесс цифровых технологий и изменения психологических особенностей детей школьного возраста должно изменить процесс обучения. Опираясь на исследования ученых, на опыт работы школ с младшими школьниками цифрового поколения, необходимо внести следующие изменения в процесс обучения.

Изменение первое: скорость обучения. Педагоги должны ускорять само содержание обучения. Подача информации должна происходить быстрее, времени на решение задач необходимо давать меньше, получать результаты, анализировать их и реагировать на них надо сразу же.

Следует выделить новые подходы к процессу воспитания и обучения с учётом психологических особенностей цифрового поколения:

  1. Общение только «на равных», любое давление вызывает «отказ от задачи».
  2. Задача должна иметь акцент на развитие собственного потенциала и уникальности.
  3. Мультизадачность и многоплановость.
  4. При постановке задачи необходимы разъяснения и инструкции.
  5. Необходим конструктивный разбор удач и промахов.
  6. Публичная похвала; небольшие, но понятные по динамике, поощрения.

Поэтому урок и другое обучающее занятие для представителей поколения Z должен объединять в себе традиционные инструменты (доска, маркеры) и новые технологии обучения (проекторы, мобильные телефоны, компьютеры).

Учитывая, что современные обучающиеся не любят получать готовую информацию, ориентируясь на эту особенность, педагог предлагает как групповые, так и индивидуальные проекты и мини-проекты по определённым темам: ребята учатся формулировать гипотезы, ставить перед собой цель, определять задачи, пошагово «разбивать» свои действия, задавать вопросы, рассказывать о проделанной работе.

И не стоит обходить стороной тот факт, что поколение Z любит самостоятельно работать в информационном поле, поэтому использует такие задания, где у обучающихся есть возможность проявить себя.

Необходимо предлагать несколько способов, которые помогут современному учителю использовать цифровые технологии в образовательном процессе.

Способ третий: обращаться к искусству в любом его проявлении. При умелом использовании цифровых технологий каждый педагог может создать условия для развития личности каждого, формирования «стержня», мировоззрения. Особое место в формировании мировоззрения занимает технология мировоззренческого кино.

Список литературы

  1. Вербицкий, А. А. «Цифровое» поколение: проблемы исследования / А. А. Вербицкий // Научные дискуссии. – 2016. - №7. – С.10-12. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26248826 (дата обращения: 10.03.2022)
  2. Кошкина, С. Ю. Теория поколений [Электронный ресурс] / С.Ю. Кошкина // Новое поколение Z. - URL: file://teorija_pokolenija.pdf (дата обращения: 10.03.2022)
  3. Кузьминов, Н.Н. Кузьминова А.Н. Реализация государственной стратегии духовно-нравственного воспитания студентов как средство подготовки востребованных специалистов.

Поделиться

363

Панчишная Л. И., Богушева В. И., Алексеева Н. Ю., Коленкина Л. И. Особенности личностного и познавательного развития младших школьников цифрового поколения // Актуальные исследования. 2022. №41 (120). С. 124-127. URL: https://apni.ru/article/4715-osobennosti-lichnostnogo-i-poznavatelnogo-raz

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая