Современные условия бизнеса и конкурентного рынка как в России, так и за рубежом, требуют от компаний различного уровня и отрасли детально проработанной схемы деятельности. Так как это позволяет с большим успехом достигать поставленных целей и тем самым увеличивать прибыль. Именно поэтому, особое значение, на сегодняшний день, в управлении предприятием занимает такое направление, как стратегическое развитие, которое определяет будущее положение организации на рынке, что происходит посредством своевременного и качественного анализа в области тенденций изменения рынка и реализации сформированных компанией стратегий.
В общем виде стратегия представляет собой определенную траекторию изменения положения компании из определенного состояние в более лучшее, через реализацию собственной миссии и выстроенного целевого блока. При формировании стратегии, перед управленцами организации встраивается задача в создании плана действий, который приведет к желаемому [3, c. 32].
Генри Минцберг, на наш взгляд, наиболее полно рассмотрел понятие «стратегия», которое позволяет определить ее роль и предназначение для деятельности предприятия в нестабильных экономических условиях (рисунок 1).
Рис. 1. Определение стратегии по Г. Минцбергу [6, c. 18]
Важнейшим фактором эффективного развития организации в рамках реализации стратегии является не только рациональное использование ресурсов, получение прибыли и т.д., но и систематическое развитие кадрового потенциала.
Большинство предприятий уже признали важность развития персонала в качестве одной из главных частей стратегического процесса управления организацией. Данный факт связан с тем, что человеческие ресурсы, которыми обладает компания, являются движущей и наиболее значимой силой, являющейся основой для ее существования, дальнейшего долгосрочного развития и обеспечения устойчивого конкурентного положения на рынке.
Калугин А. А. считает то, что развитие персонала – это особый вид инвестиций предприятия в дальнейшее эффективное развитие на рынке, а также непосредственно в свой персонал [4, с. 79].
Сухорукова Т. Г. считает то, что развитие персонала представляет собой систему действий, которая направлена на управление карьерой и профессиональным ростом сотрудников, формирование организационной культуры компании [8, с. 257]. По мнению автора, именно данные аспекты позволяют встраивать грамотное стратегическое развитие всей организации в целом.
Для реализации грамотного и структурированного процесса развития персоналом, необходима разработка стратегии развития кадров, которая должна соответствовать миссии, целям и задачам, которые стоят перед компанией. Все больше теоретиков и практиков отмечает необходимость взаимосвязи бизнес-стратегии и стратегии развития персонала.
Бизнес-стратегия, как отмечает Рябчикова М. А., это разработанная политика предприятия, представляющая совокупность конкретных целей и задач, организационных действий, направленных на достижение поставленной перед организацией общей, более глобальной и масштабной цели [7, с. 60].
Таланова Н. В. Определяет, что стратегия развития персонала представляет собой направление, которое разрабатывается руководством предприятия, определяющее способ формирования конкурентноспособного высококвалифицированного и сплоченного трудового коллектива, а также разработку определенных требований к нему, в свою очередь, направленного на достижение долгосрочных целей и реализацию общей стратегии компании [9, с. 74].
По нашему мнению, уже исходя из мнения Талановой Н. В. прослеживается взаимосвязь общей бизнес-стратегии и стратегии развития персонала организации. Так как данные стратегии зависят друг от друга и выстраиваются на предприятии лишь при взаимодействии друг с другом.
Эффективная стратегия развития персонала в большинстве своем связана и напрямую зависит от целей и задач, которые стоят перед организацией. Так как стратегия развития предприятия планирует деятельность не только на ближайшее время, но и на дальнейшую перспективу. Где главную роль в планировании занимает кадровая стратегия. Именно поэтому, на современном этапе развития бизнеса, происходит интеграция общей бизнес-стратегии и стратегии развития персонала компании.
Отмечается, что общая бизнес-стратегия любой организации должна не только интегрироваться со стратегией развития кадров, но и брать ее за основу при построении. Так как человеческий потенциал является основой для постановки целей, определения потребностей и возможностей компании [5, с. 194]. Однако, на практике, данное условие не всегда выполнимо. При этом, несмотря на тип ее взаимосвязи, она всегда является частью стратегии развития предприятия.
В таблице представим основные типы взаимосвязи стратегии развития персонала и общей бизнес-стратегии организации.
Таблица
Типы взаимосвязи стратегии развития персонала и общей бизнес-стратегии организации [2, c. 223]
Тип |
Краткая характеристика |
---|---|
Стратегия развития персонала зависит от общей бизнес-стратегии компании в целом |
В данном типе стратегия развития персонала является средством для реализации общей бизнес-стратегии. При разобщенности взглядов, требований и потребности к сотрудникам со стороны различных подразделений, управляющее звено опирается на интересы общей бизнес-стратегии. Одним из недостатков данного типа является необходимость адаптации методов развития персонала в соответствии с реализацией общей стратегии развития компании в условиях изменения ведения бизнеса. |
Стратегия развития персонала зависит от общей бизнес-стратегии компании частично |
В данном случае курс развития бизнеса зависит от имеющегося человеческого потенциала на предприятии. То есть в данном случае, цели, поставленные перед компанией, являются более осуществимы, так как построены на реально имеющихся ресурсах. |
Стратегия развития персонала и общая бизнес-стратегия взаимозависимы |
При реализации данного типа персонал рассматривается как ресурс в достижении общих бизнес-целей, который необходимо не только эффективно использовать, но при этом грамотно и систематически развивать. Также, утверждение общей бизнес-стратегии требует согласованности основных инструментов управления, с помощью которых она будет реализована. Именно в данной области находится персонал и непосредственно реализующаяся кадровая стратегия. В данном случае, в большей степени, в реализацию бизнес-стратегии вовлечен сотрудник по вопросам развития персонала в организации. |
Интерактивная взаимосвязь стратегии развития персонала и общей бизнес-стратегии |
Здесь, персонал непосредственно вовлечен в реализацию общей бизнес-стратегии компании. Это обеспечивает необходимость своевременного информирования сотрудников о поставленных целях компании, предоставления возможности вносить предложения и коррективы по совершенствованию стратегии развития компании. При этом, мероприятия, направленные на реализацию общей бизнес-стратегии, непосредственно соотносятся с мероприятиями в области развития кадров, а именно повышение квалификации, поиск сотрудника необходимой квалификации и т.д. Также, персонал в данном случае рассматривается не как средство достижения поставленных целей, а как человеческий потенциал, которым владеет компания. |
Отметим, что на практике может наблюдаться такая ситуация, что общая бизнес-стратегия не будет иметь должной взаимосвязи со стратегией развития персонала. Это случается при раздельной разработке бизнес-стратегии и стратегии развития персонала. В данном случае компания подвергает дальнейшее развитие к разобщенности и несогласованности целей данных стратегий. Данный вариант характеризует отсутствие взаимосвязи отделов по развитию персонала с прочими отделами и высшим руководством компании. Поэтому, данный способ не является эффективным, на сегодняшний день.
Итак, из рассмотренных типов взаимосвязи стратегии развития персонала компании и общей бизнес-стратегии, можно сделать вывод о том, что первая является подсистемой стратегии развития компании в целом. Так как несмотря на то, что некоторые ученые указывают на то, что она является основной построения общего курса развития предприятия, она также является и одним из ее элементов.
Четыркина Н. Ю. отмечает то, что стратегия развития персонала занимает особое место в общей бизнес-стратегии. Это связано с тем, что стратегия развития кадров создается в организации в качестве функциональной стратегии. Данный вид стратегии разрабатывается функциональными службами и отделами предприятия [11, c. 249]. На основе этого, можно сказать, что стратегия развития персонала представляет собой функциональную стратегию, интегрирующуюся в общую стратегию организации, обеспечивая формирование ее конкурентных преимуществ. На современном этапе развития она не только является средством реализации других функциональных стратегий компании, но и выполняет самостоятельную роль в достижении эффективности и конкурентоспособности фирмы в целом.
Если речь идет об организации в целом, то стратегия развития персонала разрабатывается как функциональная стратегия. Для диверсифицированной компании стратегия управления персоналом разрабатывается как функциональная для каждой сферы деятельности с учетом специфики производства, структуры персонала, требований к квалификации и профессиональной подготовке, методам обучения и т.д.
Место стратегии развития персонала в общей бизнес-стратегии компании представлено на рисунке 2.
Рис. 2. Место стратегии развития персонала в общей бизнес-стратегии компании [1, с. 61]
Из представленного рисунка видно, операционная стратегия компании является базисом для построения основной бизнес-стратегии. Данные стратегии могут как дополнять, так и завершать общий бизнес-план деятельности предприятия. Следующий этап в разработке общего плана развития компании – это функциональные стратегии.
Основная их задача состоит в решении задач по распределению и развитию укреплению и т.д. различных видов ресурсов в организации, в том числе и трудовых. При этом функциональные стратегии включаю в себя планирование управлением основной и текущей деятельностью различных подразделений предприятия, то есть сколько отделов имеет компания, столько и функциональных стратегий должно реализовываться [10, c. 109].
Следующая – это деловая стратегия, которая направлена на обеспечение подразделений компании поддержкой на конкурентном рынке. Деловая стратегия включает в себя те шаги и меры, которые будут целесообразны в текущих условия внешней среды, так как необходимо брать во внимание рыночные, экономические факторы, предпочтения покупателей, изменения в законодательной среде и прочие факторы.
Наивысшая ступень в общей бизнес-стратегии компании представляет собой корпоративную стратегию. Данный тип стратегии определяет наиболее глобальные цели и путь развития предприятия. Отметим, что в данном случае, корпоративная стратегия может трактоваться как общая бизнес-стратегия, так как цели и задачи перед ними стоят идентичные. Общая бизнес-стратегия, как и корпоративная обеспечивает единую ориентацию всех подразделений.
Таким образом, взаимосвязь стратегии развития персонала и общей бизнес-стратегии очевидна. Стратегия развития персонала, так как это функциональная стратегия предприятия, является одной из основ создания общей стратегии развития предприятия. Данная позиция наиболее актуальна в сегодняшние дни. Это связано с тем, что невозможно без стратегий развития всех структур предприятия, их результатов и возможностей организации определить общие цели компании и определить наиболее оптимальный путь ее развития на конкурентном рынке.
В заключении стоит отметить ярко выраженную взаимосвязь общей бизнес-стратегии и стратегии развития персонала, которая проявляется в непосредственном влиянии результатов развития персонала на дальнейшее развитие компании и бизнес-идею. Также, здесь необходимо обратить внимание на возможность обратной связи между данными стратегиями компании. Она проявляется в совершенствовании стратегии развития персонала на основе общей бизнес-стратегии, которая в данном случае будет являться двигателем прогресса все компании.
Рецензент – Джалилова А. И.