научный журнал «Актуальные исследования» #42 (121), октябрь '22

Система повышения профессиональной квалификации педагогических кадров дошкольной образовательной организации

Статья раскрывает роль профессионального обучения педагогов дошкольного образовательного учреждения. Основное внимание автора сконцентрировано на анализе методов и форм повышения квалификации кадров, получивших профессиональное образование при прежней законодательной базе в сфере педагогической деятельности.

Аннотация статьи
дошкольное образование
дошкольные образовательные учреждения
дошкольная педагогика
профессиональная компетенция педагога
педагог
Ключевые слова

Система дошкольного образования постоянно совершенствуется и для всех ее работников важно соответствовать современным нормам и правилам. Правильно выстроенная систематизированная работа с педагогическим составом способствует не только повышению уровня квалификации коллективов дошкольных общеобразовательных учреждений, но и сплочению всего персонала.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отражены умения, которыми должен обладать воспитатель:

  • создавать благоприятную социальную ситуацию развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей (в том числе их эмоциональное благополучие);
  • организовывать сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействие с людьми, культурой и окружающим миром;
  • приобщать детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, формировать познавательные интересы и познавательные действия ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
  • сохранять и поддерживать индивидуальность ребёнка, развивать индивидуальные способности и творческий потенциал каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.

Там же в п. 3.2.6. отмечается, что в целях эффективной реализации Программы в ДОУ должны быть созданы условия для:

  • профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;
  • консультативной поддержки педагогических работников по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации);
  • организационно-методического сопровождения процесса.

В современных реалиях актуальным стал поиск методов и форм повышения квалификации кадров, получивших профессиональное образование при прежней законодательной базе в сфере педагогической деятельности.

Дошкольное образование отличается от остальных уровней повышенной ролью воспитания и значительным вкладом в развитие базовых личностных качеств и свойств.

В этой связи сам педагог должен обладать набором компетенций и навыков, позволяющих ему понимать дошкольника, видеть направления сопровождения каждого ребенка. Приобретают высокое значение знания возрастной психологии, умения распознавать проблемы и потребности воспитанников, которые не могут сами выразить ясно свои мысли и чувства.

Чтобы реализовать такой подход, воспитатель должен обладать творческими способностью, креативным мышлением, гибкостью поведенческих стратегий и способностью к принятию взвешенных и эффективных решений в каждой конкретной ситуации.

Таким образом, согласно современным требованиям образовательных стандартов в области дошкольной педагогики, сотрудник ДОУ должен обладать набором личностных, профессиональных, социальных, коммуникативных, информационных компетенций, развитыми когнитивными, интеллектуальными способностями, богатством эмоциональной сферы, высоким уровнем эмпатии, умением творчески преобразовывать, планировать, проектировать траекторию образовательной деятельности и собственного профессионального развития.

К профессиональной компетентности педагога на современном этапе государство предъявляет высокие требования, что отражено в нормативных документах:

  • В Федеральном Законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Профессиональном стандарте педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н);
  • Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (Приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).

Проанализировав эти документы, можно сделать вывод, что основополагающим профессиональным качеством педагога является личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми и родителями.

Однако сегодня в дошкольном образовании, выделяет противоречия между сложившейся ситуацией и требованиями ФГОС, которые обозначены автором в Таблице 1.

Таблица

Противоречия между сложившейся ситуацией и требованиями ФГОС

Сложившаяся ситуация

Требования ФГОС ДО

Преобладание «знаниевой» парадигмы подготовки воспитателя в системе профессионального образования.

Необходимость обеспечения психолого-педагогического сопровождения игровой, продуктивной и других видов деятельности.

Установка у педагогов на передачу знаний.

Выдвижение на первый план задачи развития личности каждого ребенка.

Объективная необходимость и ориентация воспитателя на работу с большим коллективом детей.

Актуализация индивидуального образования, в том числе и инклюзивного.

Низкая психолого-педагогическая подготовка части воспитателей.

Необходимость применять новые подходы к развитию детей.

Нестабильность и неоднородность педагогического коллектива.

Необходимость разрабатывать долгосрочные программы образования и развития детей.

Новизна системы обусловлена тем, что изменение ценностных ориентаций, личностных установок, стереотипов педагогов интегрируется с овладением адекватных педагогических технологий, методик, методов, приемов.

Система повышения квалификации педагогов предусматривает решение следующих задач:

  1. Изменение психолого-педагогических установок педагогов, сюда относят необходимость сформировать у воспитателей умение организовывать партнерские отношения с детьми в совместной деятельности, сформировать у воспитателей умение проектировать и осуществлять целостный воспитательно-образовательный процесс, осуществляемый в разных видах деятельности и интеграции образовательных областей, сформировать у воспитателей умение включения родителей в образовательный процесс в ДОУ, умение изменять развивающую среду в ДОУ в соответствие с требованиями ФГОС ДО и образовательной программы ДОУ.
  2. Овладение технологиями, принципиально меняющими характер образовательной деятельности, что позволяет строить образовательный процесс с учетом ведущей деятельности в этот период.
  3. Обеспечение права педагогов ДОУ на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года в учреждениях дополнительного образования.

Для достижения первых поставленных двух задач необходимо начинать с изменения устаревших установок педагогов (тренинги по взаимодействию и общению; система обучающих занятий по мотивации детей к деятельности, система обучающих занятий по взаимодействию с родителями). Чтобы педагогический коллектив стал открытым к инновациям и сотрудничеству, необходимо создать такие условия, чтобы педагоги научились взаимодействовать и профессионально общаться между собой.

В этих условиях значительно меняется стратегия подготовки педагогов дошкольного образования к профессиональной деятельности, а также – стратегии переподготовки и повышения квалификации действующих сотрудников [3, с. 47-50].

Для дошкольных учреждений предусмотрено несколько форм повышения квалификации. Каждая из них характерна своими особенностями:

  1. Педагогические советы. Данная форма в свою очередь, делится на две группы: традиционную и нетрадиционную. Во время традиционных педсоветов, направленных на повышение уровня квалификации работников дошкольных учреждений, используются отдельные методы активизации, то есть педагогам может быть предложено решить тематическую головоломку или ситуационный вопрос. Нетрадиционные педагогические советы представляют собой работу за «круглым столом» или участие в игре, которая проходит в деловой форме. И в традиционной, и в нетрадиционной группе должен быть задействован весь педагогический состав, а не кто-то один.
  2. Производственный инструктаж. Изучение производственных должностных инструкций, изучение специфики работы с дошкольниками.
  3. Индивидуальные или групповые консультации. Они должны быть запланированы заранее и обязательно вписаны в годовом плане работников дошкольных учреждений. На консультации необходимо приходить подготовленным, вне зависимости от того групповая это или индивидуальная встреча. Следует подробно проанализировать актуальную литературу, используемую в работе и отвечающую требованиям современного подхода к обучению к воспитанию дошкольников.
  4. Самообразование. Педагог самостоятельно планирует и проектирует деятельность по приобретению знаний, опыта, навыков, представлений при помощи научной, методической литературы, учебников, плакатов.
  5. Ротация. Перемещение сотрудников на другие должности с целью расширения опыта выполнения различных профессиональных задач.
  6. Наставничество. Передача знаний, навыков и опыта от наставника к обучаемому.
  7. Смотр-конкурс. В такой форме повышения квалификации задействованы непосредственное педагоги и дети. В большинстве случаев, в таких конкурсах принимают участие все группы, которые предварительно делятся на команды. Цель данного смотра заключается в том, чтобы определить, как педагог справляется с возложенной на него задачей [2, с. 71-74].

Вышеперечисленные методы применяются в сфере дошкольного образования достаточно давно и имеют определенные перспективы дальнейшего использования и модернизации. Между тем, тенденции к изменению характера и сущности осуществления дошкольного образования накладывает на педагогов определенные обязанности, связанные с необходимостью согласования собственных представлений с представлениями коллег.

Кроме того, выбор способов реализации на практике, усвоенных в ходе лекций, семинаров, инструктажей и самообразовательной деятельности, зависит от самого воспитателя и не всегда укладывается в систему работы всего персонала организации [1, с. 43-45].

Поэтому возникает необходимость обзора и выбора максимально эффективных моделей профессионального обучения педагогов.

Повышение уровня квалификации педагогов ДОУ обязательно включает в себя подробный анализ опыта представленного лучшими специалистами, и проводится по следующей структуре:

  1. Исследование. Этот этап включает сбор анкетных данных, общение и наблюдение. Анкетирование и общение с лучшим специалистом проводятся, как правило, во время педагогических советов. Наблюдение, на открытых занятиях, во время которых специалист показывает свои практические навыки в работе с детьми.
  2. Анализ. На этом этапе определяется наилучший опыт из всех представленных. Выбор проводится по специфическим критериям, которые могут быть индивидуальными для каждого дошкольного учреждения.
  3. Структурирование. Создание упорядоченной структуры лучшего опыта. Выполняется для подачи информации в наиболее понятной всем форме.
  4. Визуальное восприятие. На данном этапе проводится непосредственное изучение всех конспектов и наглядных пособий, которые использовались для проведения занятий.

Кроме этого, педагог должен подготовить и представить тематические планы работы, дневники воспитателя, сценарии предстоящих утренников и творческих мероприятий, а также рассказать о работе, которая проводится непосредственно с родителями детсадовцев.

Разрабатывая программы повышения квалификации образовательные учреждения предполагаемые получать следующие результаты:

  • все педагоги ДОУ будут своевременно повышать квалификацию;
  • увеличится процент педагогов, имеющих квалификационную категорию;
  • увеличится процент педагогов, участвующих в профессиональных конкурсах;
  • будут созданы организационные условия профессионального развития и самореализации педагогов (для распространения педагогами ДОО результативного опыта, для участия педагогов ДОО в инновационной (экспериментальной) деятельности);
  • совершенствуются профессиональные компетенции педагогов направленные на создание социальной ситуации развития;
  • увеличится процент педагогов, активно использующих в профессиональной деятельности информационно-коммуникационные технологии;
  • изменится психологический климат в коллективе.

Таким образом, дошкольное образование выступает сферой, от деятельности которой зависит формирование человеческого ресурса и развитие интеллектуального, физического, трудового потенциала. В связи с чем вопросы развития кадрового потенциала ДОУ и управления эффективностью функционирования учреждений дошкольного образования в современных условиях представляют собой значимую сферу исследования в области социальной политики и управления деятельностью предприятий [4, с. 1-4].

На сегодняшний день разрабатываются новые методики и технологии управления профессиональной подготовкой педагогов ДОУ на основе использования творческих инновационных практико-ориентированных методов и форм работы.

Текст статьи
  1. Зорина Т.П., Коноплёва Г.И. Понятие кадрового потенциала // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-1.; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=12619 (дата обращения: 05.10.2022).
  2. Зотова И.В., Абдурахманова Э.А. Система повышения профессиональной квалификации педагогических кадров дошкольной образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №67-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-povysheniya-professionalnoy-kvalifikatsii-pedagogicheskih-kadrov-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 06.10.2022).
  3. Лапшова А.В., Булаева М.Н., Леонова В.Н. Профессиональная подготовка педагогов дошкольного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-podgotovka-pedagogov-doshkolnogo-obrazovaniya (дата обращения: 05.10.2022).
  4. Пантелеева Н.Г. Система подготовки и переподготовки педагогических кадров – важное направление развития современной системы дошкольного образования [Электронный ресурс] / Н.Г. Пантелеева // Вопросы дошкольной педагогики. – 2019. – № 2 (19). – С. 1-4. – Режим доступа: https://moluch.ru/th/1/archive/115/3866/ (дата обращения:13.10.2022).
Список литературы