Автор(-ы):
Мкртчян Альбина Оганесовна
Секция
Экономика и управление
Ключевые слова
Аннотация статьи
Статья раскрывает роль профессионального обучения педагогов дошкольного образовательного учреждения. Основное внимание автора сконцентрировано на анализе методов и форм повышения квалификации кадров, получивших профессиональное образование при прежней законодательной базе в сфере педагогической деятельности.
Текст статьи
Система дошкольного образования постоянно совершенствуется и для всех ее работников важно соответствовать современным нормам и правилам. Правильно выстроенная систематизированная работа с педагогическим составом способствует не только повышению уровня квалификации коллективов дошкольных общеобразовательных учреждений, но и сплочению всего персонала.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отражены умения, которыми должен обладать воспитатель:
Там же в п. 3.2.6. отмечается, что в целях эффективной реализации Программы в ДОУ должны быть созданы условия для:
В современных реалиях актуальным стал поиск методов и форм повышения квалификации кадров, получивших профессиональное образование при прежней законодательной базе в сфере педагогической деятельности.
Дошкольное образование отличается от остальных уровней повышенной ролью воспитания и значительным вкладом в развитие базовых личностных качеств и свойств.
В этой связи сам педагог должен обладать набором компетенций и навыков, позволяющих ему понимать дошкольника, видеть направления сопровождения каждого ребенка. Приобретают высокое значение знания возрастной психологии, умения распознавать проблемы и потребности воспитанников, которые не могут сами выразить ясно свои мысли и чувства.
Чтобы реализовать такой подход, воспитатель должен обладать творческими способностью, креативным мышлением, гибкостью поведенческих стратегий и способностью к принятию взвешенных и эффективных решений в каждой конкретной ситуации.
Таким образом, согласно современным требованиям образовательных стандартов в области дошкольной педагогики, сотрудник ДОУ должен обладать набором личностных, профессиональных, социальных, коммуникативных, информационных компетенций, развитыми когнитивными, интеллектуальными способностями, богатством эмоциональной сферы, высоким уровнем эмпатии, умением творчески преобразовывать, планировать, проектировать траекторию образовательной деятельности и собственного профессионального развития.
К профессиональной компетентности педагога на современном этапе государство предъявляет высокие требования, что отражено в нормативных документах:
Проанализировав эти документы, можно сделать вывод, что основополагающим профессиональным качеством педагога является личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми и родителями.
Однако сегодня в дошкольном образовании, выделяет противоречия между сложившейся ситуацией и требованиями ФГОС, которые обозначены автором в Таблице 1.
Таблица
Противоречия между сложившейся ситуацией и требованиями ФГОС
Сложившаяся ситуация |
Требования ФГОС ДО |
Преобладание «знаниевой» парадигмы подготовки воспитателя в системе профессионального образования. |
Необходимость обеспечения психолого-педагогического сопровождения игровой, продуктивной и других видов деятельности. |
Установка у педагогов на передачу знаний. |
Выдвижение на первый план задачи развития личности каждого ребенка. |
Объективная необходимость и ориентация воспитателя на работу с большим коллективом детей. |
Актуализация индивидуального образования, в том числе и инклюзивного. |
Низкая психолого-педагогическая подготовка части воспитателей. |
Необходимость применять новые подходы к развитию детей. |
Нестабильность и неоднородность педагогического коллектива. |
Необходимость разрабатывать долгосрочные программы образования и развития детей. |
Новизна системы обусловлена тем, что изменение ценностных ориентаций, личностных установок, стереотипов педагогов интегрируется с овладением адекватных педагогических технологий, методик, методов, приемов.
Система повышения квалификации педагогов предусматривает решение следующих задач:
Для достижения первых поставленных двух задач необходимо начинать с изменения устаревших установок педагогов (тренинги по взаимодействию и общению; система обучающих занятий по мотивации детей к деятельности, система обучающих занятий по взаимодействию с родителями). Чтобы педагогический коллектив стал открытым к инновациям и сотрудничеству, необходимо создать такие условия, чтобы педагоги научились взаимодействовать и профессионально общаться между собой.
В этих условиях значительно меняется стратегия подготовки педагогов дошкольного образования к профессиональной деятельности, а также – стратегии переподготовки и повышения квалификации действующих сотрудников [3, с. 47-50].
Для дошкольных учреждений предусмотрено несколько форм повышения квалификации. Каждая из них характерна своими особенностями:
Вышеперечисленные методы применяются в сфере дошкольного образования достаточно давно и имеют определенные перспективы дальнейшего использования и модернизации. Между тем, тенденции к изменению характера и сущности осуществления дошкольного образования накладывает на педагогов определенные обязанности, связанные с необходимостью согласования собственных представлений с представлениями коллег.
Кроме того, выбор способов реализации на практике, усвоенных в ходе лекций, семинаров, инструктажей и самообразовательной деятельности, зависит от самого воспитателя и не всегда укладывается в систему работы всего персонала организации [1, с. 43-45].
Поэтому возникает необходимость обзора и выбора максимально эффективных моделей профессионального обучения педагогов.
Повышение уровня квалификации педагогов ДОУ обязательно включает в себя подробный анализ опыта представленного лучшими специалистами, и проводится по следующей структуре:
Кроме этого, педагог должен подготовить и представить тематические планы работы, дневники воспитателя, сценарии предстоящих утренников и творческих мероприятий, а также рассказать о работе, которая проводится непосредственно с родителями детсадовцев.
Разрабатывая программы повышения квалификации образовательные учреждения предполагаемые получать следующие результаты:
Таким образом, дошкольное образование выступает сферой, от деятельности которой зависит формирование человеческого ресурса и развитие интеллектуального, физического, трудового потенциала. В связи с чем вопросы развития кадрового потенциала ДОУ и управления эффективностью функционирования учреждений дошкольного образования в современных условиях представляют собой значимую сферу исследования в области социальной политики и управления деятельностью предприятий [4, с. 1-4].
На сегодняшний день разрабатываются новые методики и технологии управления профессиональной подготовкой педагогов ДОУ на основе использования творческих инновационных практико-ориентированных методов и форм работы.
Список литературы
Поделиться
Мкртчян А. О. Система повышения профессиональной квалификации педагогических кадров дошкольной образовательной организации // Актуальные исследования. 2022. №42 (121). С. 135-139. URL: https://apni.ru/article/4752-sistema-povisheniya-professionalnoj