Главная
АИ #42 (121)
Статьи журнала АИ #42 (121)
Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках математики

Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках математики

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

мышление
логическое мышление
развитие мышления
предметно-действенное мышление
наглядно-образное мышление
принципы логического мышления

Аннотация статьи

Данная статья посвящена изучению вопросов логического мышления учащихся начальных классов на уроках математики.

 

Текст статьи

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих.

В современной методической системе обучения наметился перенос акцентов с увеличения объема информации, предназначенной для усвоения учащимися, на формирование у школьников общелогических мыслительных умений. Так как интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. В этой связи уже в начальной школе стоит перед учителем задача научить детей анализировать, сравнивать, обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами и явлениями не только действительности, но и абстрактного мира.

Тесты на развитие мышления учащихся 3-4 классов показали, что логические операции мышления у них сформированы недостаточно. Несколько лучше учащиеся выделяют существенные признаки предметов, обобщают. Хуже выделяют отношения между понятиями (особенно такие, как причина-следствие, противоположность).

Для успешного обучения в среднем звене понимания учебного материала у учащихся должны быть сформированы три составляющих мышления:

  • высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделений существенного, классификация и др.;
  • высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных гипотез, идей, возникновение нескольких вариантов решения проблемы;
  • высокий уровень организованности и целенаправленности, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа явления.

Мышление – это творческий познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира.

Вся деятельность человека – практическая и умственная осуществляется с помощью мышления.

По отношению к сознанию различают два вида мышления: неосознаваемое и осознаваемое. Осознаваемое бывает трех видов: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Предметно-действенное мышление – вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами. В развитой форме этот вид мышления свойствен людям, занимающимся конструированием или изготовлением предметов.

Наглядно-образное мышление – это вид мышления, который оперирует образами восприятия или представления.

Этот вид мышления характерен для дошкольников и отчасти детей младшего школьного возраста. В развитой форме этот вид мышления свойственен людям художественного склада мышления, людям, чья профессия требует оперирования яркими образами (писатели, художники, актеры).

Словесно-логическое, или абстрактное мышление – это мышление, выраженное во внешней или внутренней речи и оперирующее логическими формами мышления: понятиями, суждениями, умозаключениями. Мыслительная деятельность совершается человеком при помощи следующих операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации и классификации.

Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – форма мышления. В понятиях отражаются существенные признаки предметов.

Основными логическими приемами формирования понятий являются: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация.

Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков, присущих ряду однородных предметов. Для выделения существенных признаков требуется абстрагироваться от несущественных признаков, которых в любом предмете очень много. Этому служит сравнение, сопоставление предметов. Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, а затем осуществить обратную операцию – синтез частей предмета.

Непосредственное изучение работ школьников 7-10 лет показывает, что хотя в этом возрасте детям трудно даются всякого рода рассуждения. Установление причинно-следственных связей, однако систематические упражнения в этом направлении постоянно вырабатывают у детей способности рассуждать, умозаключать, приходить к правильным выводам. Мышление младших школьников в отличие от дошкольников постепенно становится произвольным, формируется осознанность, критичность мышления. Это происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются пути решения задач, рассматриваются разные варианты решения, учитель постоянно требует от учащихся обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своего суждения, то есть требует от детей, чтобы они решали задачи сознательно.

Умение планировать свои действия также активно формируются у младших школьников в процессе школьного обучения. Учитель побуждает детей сначала продумать план решения задачи, а только потом приступить к практическому ее решению, основная нагрузка в младшем школьном возрасте падает на формирование приемов рассуждения и умозаключения.

Большое значение для развития мышления детей 7-10 лет имеет развитие их речи. Без развития речи невозможно развитие их мышления.

Развитие теоретического мышления, то есть мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии, которая являясь новообразованием подросткового возраста, преображает познавательную деятельность и характер их отношений к другим людям и самому себе.

Как отмечает психолог Н.А.Менчинская, необходимость отбрасывать определенные элементы того или иного содержания представляет для детей особенную трудность. Поэтому необходимо настойчиво учить детей не только выделять главное, но и отказываться от ненужного или несущественного. А как учить этому? Прежде всего – систематически ставить перед детьми такую задачу и как одну из основных линий сквозь каждую тему, из урока в урок, сквозь каждый учебный предмет вести как одну из основных линий развитие у детей важнейшей умственной способности – способности к выделению главного и отбрасыванию второстепенного.

Самым существенным показателем умственного развития является степень легкости, с которой учащиеся усматривают абстрактное в конкретном, переходят от абстрактных понятий и законов к практическим действиям и обратно от практических действий к понятиям, к решению познавательных задач. Теоретические знания, получаемые в снятом виде», а не выведенные самостоятельно из практического опыта, мало пригодны к употреблению и легко утрачиваются. Только сам процесс получения (а не заучивания) знаний способствует развитию мышления.

Учителю начальных классов необходимо работать над развитием как теоретического, так и образного мышления школьников.

Развитие учащихся во многом зависит от деятельности, которую они выполняют в процессе обучения. Из курса дидактики известно, что деятельность может быть репродуктивной и продуктивной. В зависимости от того, какой вид деятельности преобладает. Обучение оказывает различное влияние на развитие детей. Продуктивная деятельность связана с активной работой мышления и находит свое выражение в таких мыслительных операциях, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение. Эти логические операции в психолого-педагогической литературе принято называть логическими приемами мышления или приемами умственных действий. Включение этих операций в процесс усвоения математического содержания – одно из важных условий построения развивающего обучения.

Формирование самостоятельности в мышлении, активности в поиске путей достижения поставленной цели предполагает решение детьми нетиповых, нестандартных задач, имеющих иногда несколько способов решения. Дети решают нестандартные задачи в определенном порядке, например, от простых к сложным. А не случайным образом, когда учитель предлагает решать задачи неучебного содержания или разного рода головоломки.

Сначала проводится коллективный разбор задачи, аналогичной тем, которые будут осваиваться в дальнейшем, затем дети самостоятельно решают ряд задач, аналогичных той, содержание которой разбиралось коллективно. Обязательно осуществляется проверка результатов самостоятельно решенных задач. Затем дети самостоятельно придумывают задачи, аналогичные решаемым и проводится разбор или оценка авторских задач.

Анализ теоретических источников, данные передового педагогического опыта, результаты своей работы позволяют сделать выводы.

При осуществлении работы по развитию логического мышления необходимо руководствоваться основными принципами:

  • усиление роли частично-поискового и исследовательского методов обучения
  • включение в процесс обучения различных приемов умственных действий;
  • подбор учителем к каждому уроку творческих заданий. Не упускать возможности вовлекать учащихся в творческую деятельность;
  • вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся;
  • учитывать в работе особенности умственной деятельности каждого ученика, учет их индивидуальных особенностей;
  • постепенное нарастание сложности материала от урока к уроку;
  • сочетание игровой формы с учебным содержанием заданий, применяемых в обучении;
  • направленность обучения на формирование общих способов деятельности;
  • развитие логического мышления – это развитие умения пользоваться сравнением, анализом и синтезом, умения рассуждать и делать выводы, обобщения, выделять существенное и отбрасывать лишнее.

Список литературы

  1. Мельникова О. Ю. Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста на уроках гуманитарного цикла / Режим доступа: https://edu-time.ru/pub/106033

Поделиться

881

Егорова Н. Н., Новикова Н. В., Поршнина Е. Е. Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках математики // Актуальные исследования. 2022. №42 (121). С. 122-124. URL: https://apni.ru/article/4755-razvitie-logicheskogo-mishleniya

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#41 (223)

Прием материалов

5 октября - 11 октября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

16 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

29 октября