Местное самоуправление является важным и существенным институтом в российской государственной системе управления. В свою очередь функционирование местного самоуправления происходит на основе базовых принципов территориальной организации местного самоуправления.
Небезызвестно, что закон определяет местное самоуправление в качестве формы осуществления народом власти, которая непосредственно обеспечивает автономное и самостоятельное решение народом вопросов локального значение. Между тем, органы местного самоуправления несут полностью ответственность за соответствующие принимаемые решения. Принятие решений происходит посредством волеизъявлений или через органы местного самоуправления.
Местное самоуправление представляет собой определенную форму территориального управления, функции которого реализуются посредством гражданского общества. Безусловно, каждое муниципальное образования имеет собственное население, наименование границ и определенный статус. Именно указанное является материальной базой для осуществления функций местного самоуправления.
Исследователи отмечают, что определенные недостатки в территориальной организации местного самоуправления являются препятствием полноценного решения задач, стоящих на местном уровне. Как следствие, указанное влияет на оказание качественных услуг для населения и комплексной реализации государственной политики [1].
Перед местным самоуправлением стоит множество задач, которые во многом зависят от решения проблем территориальной организации определения состава и статуса муниципальных образований, а именно структурированного и точного определения вопросов ведения субъектов в данной отрасли.
Реализация вышеуказанного, а именно устранение недостатков территориальной организации определения состава и статуса муниципальных образования, позволит увеличить эффективность осуществления местного самоуправления.
Важно отметить, что территориальная организация местного самоуправления является динамической системой и ей присуще картографические изменения, происходящие посредством создания, преобразования и упразднений муниципальных образований. Нормативно-правовое регулирование создания, преобразования и упразднения муниципальных образований зафиксировано в главе 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2].
В указанной части необходимо отметить, что определение круга вопросов, которые подлежат регламентации, теорией муниципального права определяются иначе, чем это предписывает закон. Доктрина классифицирует определенный список вопросов, которые непосредственно регламентируются настоящим институтом. К ним относятся: муниципально-территориальное устройство, понятие, виды, состав, вопрос создания, установления, изменения границ, преобразования муниципального образования.
На основании вышеизложенного, представляется возможным сделать вывод, что структура главы о территориальной организации местного самоуправления является неточной, она должна быть предопределена научно сформулированными закономерностями развития рассматриваемых правоотношений.
Как было отмечено ранее, вторая глава Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет принципы территориальной организации местного самоуправления, где де-юре зафиксировано преимущественное закрепление порядка установления, изменения границ муниципального образования, а также положения о преобразовании и муниципального образования. Следовательно, наименование главы не отражает содержание положений, раскрытых в ней.
Вместе с тем интересным для анализа представляется вопрос об ограничении компетенции субъектов в правовом регулировании территориальной организации. Установление общих требований и порядка разрешения вышеуказанных вопросов является достаточным и не мешает регулировать вопрос на региональном уровне с учетом особенностей субъекта.
На основании вышеизложенного, представляется возможным сделать вывод, что в настоящий момент необходима модернизация и закрепление новых положений в действующую отечественную систему в части территориальной организации местного самоуправления.