Главная
АИ #42 (121)
Статьи журнала АИ #42 (121)
Опыт повышения уровня защищенности боевой техники в ходе Великой Отечественной в...

Опыт повышения уровня защищенности боевой техники в ходе Великой Отечественной войны

Рубрика

Военное дело

Ключевые слова

боевая машина
броневой корпус
бронепробиваемость
защита
уровень защищенности
броневая сталь
экран

Аннотация статьи

Данная статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с проблемой недостаточного уровня защищенности брони современных боевых машин войск. Предлагаются к использованию варианты повышения защищенности с учетом опыта решения этих вопросов в годы Великой Отечественной войны.

Текст статьи

Исторически сложилось, что основным материалом для изготовления корпусов образцов бронетанкового вооружения являлась катаная броня. Этот вид брони получался путем литья с последующей обработкой на прокатном стане. В результате такой обработки катанная сталь упрочняется на 10-20% по сравнению с литой. При этом наибольшее распространение получила гомогенная броня, имеющая однородный состав. В отличие от нее гетерогенная броня имеет разный состав по слоям. Так, например, лицевая сторона листа стали имеет более высокую твердость, а тыльная сторона является более пластичной. Такое свойство стали достигается различными технологическими приемами, например, закалкой с лицевой стороны или цементированием.

Тем не менее толщина брони танков во Второй Мировой войне существенно ограничивалась лимитами массы образцов и технологическими возможностями изготовления листов брони. Стремительное повышение бронепробиваемости противотанковых и танковых орудий заставило искать различные пути повышения защищенности. Работы велись как в заводских, так и в полевых условиях. Наибольшее распространения получило увеличение толщины брони с помощью приваривания или крепления с помощью болтов дополнительных листов брони – экранами. Так, например, на танках Т-34 вопрос повышения толщины брони за счет установки дополнительных листов исследовался еще с весны 1941 года, но развития не получил. С появлением у противника модернизированных танков с орудиями с более высокой начальной скоростью снаряда, заставило вернуться к работам по повышению защищенности.

В постановлении ГКО №1062 от 5 декабря 1941 года было говорилось о производстве Т-34 с лобовой броней толщиной 60 мм с 15 февраля 1942 года. Из-за сложностей производства брони такой толщины лобовую часть корпуса предлагалось экранировать привариванием бронелистов – экранов толщиной 15 мм.

Тяжелые танки КВ также получили дополнительную защиту [1]. В отличие от танков Т-34 дополнительная броня крепилась на специально привариваемых планках с помощью болтов. При такой конструкции между листами основной брони и экранами создавался дополнительный воздушный зазор.

Проводившиеся первоначально испытания корпусов танков обстрелом показали, что экраны срываются снарядами, что заставило увеличить диаметр болтов. Схожие результаты были получены и при испытании обстрелом немецких трофейных танков, где дополнительная броня также крепилась болтами. Дополнительные листы срывали при попадании одного-двух снарядов.

В начале 1944 года, на НИБТ Полигоне были проведены испытания Т-34, с защитой лобовой части корпуса запасными траками [2]. Испытания показали, что на средних дистанциях (500-600 м) траки почти никак не влияли на усиления брони. Но на больших дистанциях, от 1000 м и далее, сокращали дистанцию поражения около 200 м.

Экранирование запасными траками получило широкое распространение во многих странах, участвовавших во Второй Мировой войне [3]. Так немецкие танки зачастую получали защиту в виде фрагментов гусеничных лент советских танков Т-34.

Еще одним видом защиты, получившим распространение на немецкой технике, стали бортовые экраны толщиной 5-10 мм и устанавливавшиеся на специальных кронштейнах на расстоянии от основной брони. Они предназначались для защиты от огня советских противотанковых ружей, пик производства которых пришёлся на 1942 год.

Испытания такой защиты были проведены в феврале 1943 года, и показали, что пуля противотанкового ружья на дистанции 100 м хотя и пробивает экран, но на броне оставляет только вмятину. При этом такая разнесенная броня показала свою эффективность также против фугасных и кумулятивных снарядов.

Также импровизированные дополнительные листы брони устанавливались на лобовой части корпуса [4]. Американскими танкистами использовался иной прием, заключавшийся в размещении мешков с песком на броне танков. Впервые мешки стали крепить на танки ещё в конце июня 1944 года. Мешки с песком предназначались для защиты от ручных противотанковых гранатомётов. Кумулятивная струя, при прохождении через песок теряла энергию к моменту встречи с основной бронёй.

Некоторые танки получали дополнительную защиту в виде слоя бетона, залитого прямо на каркас, закрепленного с помощью кронштейнов на основной броне корпуса и башни машины.

Локальные войны и конфликты в разных уголках мира, и особенно «гражданская война» на территории Украины, активные боевые действия Вооруженных Сил Сирийской арабской республики при широкомасштабной поддержке Российской Федерации убеждают: наземные операции требуют массированного применения всех видов бронетанкового вооружения и техники. Современные боевые машины являются высокомобильными бронированными средствами для ведения активных, маневренных и скоротечных боевых действий, которые должны иметь мощное вооружение, бронезащищенность, мобильность и высокоэффективную энергетическую установку [5]. Учитывая данные требования, ведущие мировые державы оперативно работают с программами модернизации боевых машин, которые предусматривают повышение не только отдельных показателей (таких как огневая мощь), но и всего комплекса характеристик бронемашин, в т.ч. уровня защищенности. Одним из направлений улучшения характеристик боевых машин является применение способов повышения уровня защиты во время боевых действий в годы Великой Отечественной войны, учет которых позволит значительно повысить уровень бронезащищенности боевых машин от воздействия различных поражающих средств в современных условиях.

Список литературы

  1. Коломиец М. Ленинградские КВ-1. - М.: Тактикал Пресс, 2012. - (Конструиро-вание и производство). – 160 с., ил.
  2. Коломиец М. Т-34. Первая полная энциклопедия – М. : Яуза : Стратегия-КМ : Эксмо, 2009. – 496 с.
  3. Пашолок Ю. Экраны, траки, циммерит [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://warspot.ru/15904-ekrany-traki-tsimmerit.html (дата обращения: 19.10.21).
  4. Пашолок Ю. Вынужденные импровизации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://warspot.ru/8992-vynuzhdennye-improvizatsii.html (дата обращения: 20.10.21).
  5. Оценочные критерии броневой защищенности отечественных бронетранспортеров [Текст] / В.И. Ладанов // Актуальные вопросы совершенствования военной и специальной техники: сборник научных материалов. Выпуск 3 / под общ. ред. А.А. Бердникова. – Пермь: ПВИ войск национальной гвардии, 2017 – С. 61-69.

Поделиться

788

Дамаскин А. В., Супрун Т. И. Опыт повышения уровня защищенности боевой техники в ходе Великой Отечественной войны // Актуальные исследования. 2022. №42 (121). С. 37-39. URL: https://apni.ru/article/4762-opit-povisheniya-urovnya-zashchishchennosti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря