Исторически сложилось, что основным материалом для изготовления корпусов образцов бронетанкового вооружения являлась катаная броня. Этот вид брони получался путем литья с последующей обработкой на прокатном стане. В результате такой обработки катанная сталь упрочняется на 10-20% по сравнению с литой. При этом наибольшее распространение получила гомогенная броня, имеющая однородный состав. В отличие от нее гетерогенная броня имеет разный состав по слоям. Так, например, лицевая сторона листа стали имеет более высокую твердость, а тыльная сторона является более пластичной. Такое свойство стали достигается различными технологическими приемами, например, закалкой с лицевой стороны или цементированием.
Тем не менее толщина брони танков во Второй Мировой войне существенно ограничивалась лимитами массы образцов и технологическими возможностями изготовления листов брони. Стремительное повышение бронепробиваемости противотанковых и танковых орудий заставило искать различные пути повышения защищенности. Работы велись как в заводских, так и в полевых условиях. Наибольшее распространения получило увеличение толщины брони с помощью приваривания или крепления с помощью болтов дополнительных листов брони – экранами. Так, например, на танках Т-34 вопрос повышения толщины брони за счет установки дополнительных листов исследовался еще с весны 1941 года, но развития не получил. С появлением у противника модернизированных танков с орудиями с более высокой начальной скоростью снаряда, заставило вернуться к работам по повышению защищенности.
В постановлении ГКО №1062 от 5 декабря 1941 года было говорилось о производстве Т-34 с лобовой броней толщиной 60 мм с 15 февраля 1942 года. Из-за сложностей производства брони такой толщины лобовую часть корпуса предлагалось экранировать привариванием бронелистов – экранов толщиной 15 мм.
Тяжелые танки КВ также получили дополнительную защиту [1]. В отличие от танков Т-34 дополнительная броня крепилась на специально привариваемых планках с помощью болтов. При такой конструкции между листами основной брони и экранами создавался дополнительный воздушный зазор.
Проводившиеся первоначально испытания корпусов танков обстрелом показали, что экраны срываются снарядами, что заставило увеличить диаметр болтов. Схожие результаты были получены и при испытании обстрелом немецких трофейных танков, где дополнительная броня также крепилась болтами. Дополнительные листы срывали при попадании одного-двух снарядов.
В начале 1944 года, на НИБТ Полигоне были проведены испытания Т-34, с защитой лобовой части корпуса запасными траками [2]. Испытания показали, что на средних дистанциях (500-600 м) траки почти никак не влияли на усиления брони. Но на больших дистанциях, от 1000 м и далее, сокращали дистанцию поражения около 200 м.
Экранирование запасными траками получило широкое распространение во многих странах, участвовавших во Второй Мировой войне [3]. Так немецкие танки зачастую получали защиту в виде фрагментов гусеничных лент советских танков Т-34.
Еще одним видом защиты, получившим распространение на немецкой технике, стали бортовые экраны толщиной 5-10 мм и устанавливавшиеся на специальных кронштейнах на расстоянии от основной брони. Они предназначались для защиты от огня советских противотанковых ружей, пик производства которых пришёлся на 1942 год.
Испытания такой защиты были проведены в феврале 1943 года, и показали, что пуля противотанкового ружья на дистанции 100 м хотя и пробивает экран, но на броне оставляет только вмятину. При этом такая разнесенная броня показала свою эффективность также против фугасных и кумулятивных снарядов.
Также импровизированные дополнительные листы брони устанавливались на лобовой части корпуса [4]. Американскими танкистами использовался иной прием, заключавшийся в размещении мешков с песком на броне танков. Впервые мешки стали крепить на танки ещё в конце июня 1944 года. Мешки с песком предназначались для защиты от ручных противотанковых гранатомётов. Кумулятивная струя, при прохождении через песок теряла энергию к моменту встречи с основной бронёй.
Некоторые танки получали дополнительную защиту в виде слоя бетона, залитого прямо на каркас, закрепленного с помощью кронштейнов на основной броне корпуса и башни машины.
Локальные войны и конфликты в разных уголках мира, и особенно «гражданская война» на территории Украины, активные боевые действия Вооруженных Сил Сирийской арабской республики при широкомасштабной поддержке Российской Федерации убеждают: наземные операции требуют массированного применения всех видов бронетанкового вооружения и техники. Современные боевые машины являются высокомобильными бронированными средствами для ведения активных, маневренных и скоротечных боевых действий, которые должны иметь мощное вооружение, бронезащищенность, мобильность и высокоэффективную энергетическую установку [5]. Учитывая данные требования, ведущие мировые державы оперативно работают с программами модернизации боевых машин, которые предусматривают повышение не только отдельных показателей (таких как огневая мощь), но и всего комплекса характеристик бронемашин, в т.ч. уровня защищенности. Одним из направлений улучшения характеристик боевых машин является применение способов повышения уровня защиты во время боевых действий в годы Великой Отечественной войны, учет которых позволит значительно повысить уровень бронезащищенности боевых машин от воздействия различных поражающих средств в современных условиях.