Авторы:
Дамаскин Александр Викторович
Супрун Тимофей Игоревич
Рубрика
Военное дело
Ключевые слова
Аннотация статьи
Текст статьи
Исторически сложилось, что основным материалом для изготовления корпусов образцов бронетанкового вооружения являлась катаная броня. Этот вид брони получался путем литья с последующей обработкой на прокатном стане. В результате такой обработки катанная сталь упрочняется на 10-20% по сравнению с литой. При этом наибольшее распространение получила гомогенная броня, имеющая однородный состав. В отличие от нее гетерогенная броня имеет разный состав по слоям. Так, например, лицевая сторона листа стали имеет более высокую твердость, а тыльная сторона является более пластичной. Такое свойство стали достигается различными технологическими приемами, например, закалкой с лицевой стороны или цементированием.
Тем не менее толщина брони танков во Второй Мировой войне существенно ограничивалась лимитами массы образцов и технологическими возможностями изготовления листов брони. Стремительное повышение бронепробиваемости противотанковых и танковых орудий заставило искать различные пути повышения защищенности. Работы велись как в заводских, так и в полевых условиях. Наибольшее распространения получило увеличение толщины брони с помощью приваривания или крепления с помощью болтов дополнительных листов брони – экранами. Так, например, на танках Т-34 вопрос повышения толщины брони за счет установки дополнительных листов исследовался еще с весны 1941 года, но развития не получил. С появлением у противника модернизированных танков с орудиями с более высокой начальной скоростью снаряда, заставило вернуться к работам по повышению защищенности.
В постановлении ГКО №1062 от 5 декабря 1941 года было говорилось о производстве Т-34 с лобовой броней толщиной 60 мм с 15 февраля 1942 года. Из-за сложностей производства брони такой толщины лобовую часть корпуса предлагалось экранировать привариванием бронелистов – экранов толщиной 15 мм.
Тяжелые танки КВ также получили дополнительную защиту [1]. В отличие от танков Т-34 дополнительная броня крепилась на специально привариваемых планках с помощью болтов. При такой конструкции между листами основной брони и экранами создавался дополнительный воздушный зазор.
Проводившиеся первоначально испытания корпусов танков обстрелом показали, что экраны срываются снарядами, что заставило увеличить диаметр болтов. Схожие результаты были получены и при испытании обстрелом немецких трофейных танков, где дополнительная броня также крепилась болтами. Дополнительные листы срывали при попадании одного-двух снарядов.
В начале 1944 года, на НИБТ Полигоне были проведены испытания Т-34, с защитой лобовой части корпуса запасными траками [2]. Испытания показали, что на средних дистанциях (500-600 м) траки почти никак не влияли на усиления брони. Но на больших дистанциях, от 1000 м и далее, сокращали дистанцию поражения около 200 м.
Экранирование запасными траками получило широкое распространение во многих странах, участвовавших во Второй Мировой войне [3]. Так немецкие танки зачастую получали защиту в виде фрагментов гусеничных лент советских танков Т-34.
Еще одним видом защиты, получившим распространение на немецкой технике, стали бортовые экраны толщиной 5-10 мм и устанавливавшиеся на специальных кронштейнах на расстоянии от основной брони. Они предназначались для защиты от огня советских противотанковых ружей, пик производства которых пришёлся на 1942 год.
Испытания такой защиты были проведены в феврале 1943 года, и показали, что пуля противотанкового ружья на дистанции 100 м хотя и пробивает экран, но на броне оставляет только вмятину. При этом такая разнесенная броня показала свою эффективность также против фугасных и кумулятивных снарядов.
Также импровизированные дополнительные листы брони устанавливались на лобовой части корпуса [4]. Американскими танкистами использовался иной прием, заключавшийся в размещении мешков с песком на броне танков. Впервые мешки стали крепить на танки ещё в конце июня 1944 года. Мешки с песком предназначались для защиты от ручных противотанковых гранатомётов. Кумулятивная струя, при прохождении через песок теряла энергию к моменту встречи с основной бронёй.
Некоторые танки получали дополнительную защиту в виде слоя бетона, залитого прямо на каркас, закрепленного с помощью кронштейнов на основной броне корпуса и башни машины.
Локальные войны и конфликты в разных уголках мира, и особенно «гражданская война» на территории Украины, активные боевые действия Вооруженных Сил Сирийской арабской республики при широкомасштабной поддержке Российской Федерации убеждают: наземные операции требуют массированного применения всех видов бронетанкового вооружения и техники. Современные боевые машины являются высокомобильными бронированными средствами для ведения активных, маневренных и скоротечных боевых действий, которые должны иметь мощное вооружение, бронезащищенность, мобильность и высокоэффективную энергетическую установку [5]. Учитывая данные требования, ведущие мировые державы оперативно работают с программами модернизации боевых машин, которые предусматривают повышение не только отдельных показателей (таких как огневая мощь), но и всего комплекса характеристик бронемашин, в т.ч. уровня защищенности. Одним из направлений улучшения характеристик боевых машин является применение способов повышения уровня защиты во время боевых действий в годы Великой Отечественной войны, учет которых позволит значительно повысить уровень бронезащищенности боевых машин от воздействия различных поражающих средств в современных условиях.
Список литературы
Поделиться
Дамаскин А. В., Супрун Т. И. Опыт повышения уровня защищенности боевой техники в ходе Великой Отечественной войны // Актуальные исследования. 2022. №42 (121). С. 37-39. URL: https://apni.ru/article/4762-opit-povisheniya-urovnya-zashchishchennosti
8 800 200-75-17
Звонок бесплатный
info@apni.ru