В настоящее время все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии.
Сейчас возрастает потребность общества в людях с высоким уровнем профессиональной грамотности, владеющих теми или иными трудовыми навыками.
Поскольку в нашей школе обучаются умственно отсталые дети, то приоритетным направлением деятельности школы является трудовая деятельность. Практика показывает, что обучающиеся с умственной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Однако их мотивы отличаются примитивной эмоциональной окраской, нестойки, ситуативны. Многие учащиеся не всегда заинтересованы в обучении, и трудовая деятельность у них вызывает недостаточно положительных эмоций.
Как и занятия по другим предметам, уроки трудового обучения строятся на личностно ориентированном обучении, с применением уровневой дифференциации, что в определенной степени позволяет решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.
Созданная учителями начальных классов атмосфера сотрудничества, несомненно, способствует развитию познавательных интересов, активизации познавательной деятельности школьников. Известно, что бессмысленно заставлять детей обучаться труду, если они не осознали его значимости, если им неинтересно, и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности.
Программа ручного труда в начальных классах предусматривает изучение таких разделов как работа с бумагой и картоном, с пластилином, с природными материалами, с тканью.
Часто учителя сталкиваются с такой проблемой, когда ученик не справляется с поставленной задачей. Тогда он может сломать, измять начатое изделие. Обучение труду в младших классах направлено на воспитание таких положительных качеств личности как настойчивость, терпеливость, трудолюбие, умение работать в коллективе и т.д.
Одновременно ведется и коррекционная работа, которая выражается в формировании умений ориентироваться в задании, планировать ход работы, контролировать свою работу.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи и особенно мелкой моторики рук.
Уроки ручного труда являются хорошей основой для привития навыков гигиены.
Наши дети любят трудиться. Большинство из них с удовольствием принимает участие в уборке пришкольной территории, класса. Но не все добросовестно выполняют поручения, поэтому любая выполняемая детьми работа должна контролироваться.
Кроме уроков ручного труда ведется и внеурочная работа по предмету. Функционируют объединения дополнительного образования «Умелые руки», «Бумажные фантазии», «Аппликация», «Азбука творчества», которые позволяют совершенствовать и закреплять имеющиеся навыки, укреплять психофизическое здоровье.
Тесное сотрудничество школы со станцией юных техников играет большую роль не только в формировании трудовых умений и навыков учащихся, но и в их социальной адаптации.
Таким образом, трудовое обучение школьников с применением уровневой дифференциации, педагогики сотрудничества способствует коррекции психофизических недостатков учащихся.