Введение. Предупреждение производственного травматизма представляет собой организационный процесс, включающий в себя несколько шагов по предотвращению несчастных случаев на производстве.
Деятельность по профилактике несчастных случаев на производстве необходима, поскольку даже наиболее квалифицированные работники не всегда понимают опасности, с которыми они могут столкнуться, если они не осознают правил безопасности. Чтобы исключить возможность заболевания, стоит понимать, что травмы – это не несчастный случай, а чаще всего дезорганизация рабочего процесса или халатность работников.
Безопасность – важный аспект производственного процесса. Производственный травматизм возникает вследствие недостатков в организации труда, пренебрежения правилами безопасности и отсутствия должного контроля за их выполнением.
Причины травматизм на производстве и ответственность за отсутствие контроля. Основные причины производственного травматизма и аварийности подразделяются на четыре основные группы: технические, организационные, санитарно-гигиенические, личностные.
За отсутствие оценки уровней профессиональных рисков работодатель может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ [1, 2], поскольку проведение указанной оценки является обязательным для работодателя и установлено трудовым законодательством (раздел X ТК РФ. Охрана труда).
Согласно статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации [3, 4] под профессиональным риском понимается вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасные производственные факторы при исполнении трудовых обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере труда; принимая во внимание мнение российской трехсторонней комиссии по регулированию социальных и трудовых отношений.
Управление профессиональными рисками представляет собой комплекс взаимосвязанных мер, которые являются элементами системы управления безопасностью труда и включают меры по выявлению, оценке и сокращению профессиональных рисков.
Согласно статье 212 Трудового кодекса России работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда [5].
Из части второй статьи 212 ТК РФ следует, что работодатель обязан информировать работников об условиях и безопасности труда на их рабочих местах, рисках производственного травматизма и гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.
В соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Система управления безопасностью труда определяет обязанности работодателя по созданию системы охраны труда на предприятиях.
Мероприятия по предотвращению травматизма. Согласно статье 217 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель устанавливает (определяет) порядок осуществления следующих мер по управлению профессиональным риском с учетом специфики деятельности работодателя
- выявление факторов риска;
- оценка уровней профессионального риска;
- снижение уровней профессионального риска.
Кроме того, установлено, что при описании процедуры профессионального управления рисками работодатель учитывает следующее:
а) управление профессиональными рисками осуществляется с учетом текущей, прошлой и будущей деятельности работодателя;
б) степень возможного ущерба возрастает пропорционально увеличению числа людей, подверженных риску;
в) все оцененные профессиональные риски подлежат управлению;
г) необходимо постоянно совершенствовать и поддерживать процедуры выявления и оценки уровня профессиональных рисков в целях обеспечения эффективного осуществления мер по их уменьшению;
д) эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками постоянно оценивается.
Существует множество различных мер по предотвращению травматизма на предприятии. Все меры и мероприятия, направленные на предотвращение несчастных случаев на производстве, сопровождаются специальными документами.
Основными профилактическими мерами являются:
- Создание специальной службы и введение в штат специалиста по безопасности и гигиене труда.
- Прекращение контакта людей с материалами, компонентами, готовыми продуктами и отходами, оказывающими неблагоприятное воздействие на здоровье и жизнь.
- Замена вредных и опасных факторов на безопасные условия (не превышающие нормы).
- Периодические медицинские осмотры работников.
- Проведение проверок рабочих мест на соответствие с нормами СНиПов и ГОСТов.
- Автоматизация и механизации процесса при наличии вредных условий труда.
- Процедура герметизации оборудования.
- Контроль за использованием средств индивидуальной и коллективной защиты сотрудников.
- Принятие мер по предупреждению появления опасных факторов на рабочем месте.
- Своевременное реагирование на обращение работников, жалобы.
Среди технических мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве основное значение принадлежит коллективным средствам защиты.