Под понятием «Военная доктрина» чаще всего понимается ряд предписаний, которые определяют, как будут использоваться военные силы и средства определённого государства, для достижения политических целей, различных глобальных военных задач и крупномасштабного военного строительства. Содержание Военной доктрины затрагивает все сферы и аспекты, которые относятся к подготовке государства к вероятной войне или отражению возможного нападения.
Военная доктрина Российской Федерации является концептуальным документом военного планирования, разрабатываемым на длительный срок с возможностью уточнения при изменении обстановки.
Военная доктрина носит оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием в ее положениях последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность Российской Федерации и ее союзников.
Правовую основу Военной доктрины составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации в области обеспечения военной безопасности.
Положения Военной доктрины могут уточняться и дополняться с учетом изменений военно-политической обстановки, характера и содержания военных угроз, условий строительства, развития и применения военной организации государства, а также конкретизироваться в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.
Реализация Военной доктрины достигается за счет централизации государственного и военного управления, осуществления комплекса политических, дипломатических, экономических, социальных, информационных, правовых, военных и других мер, направленных на обеспечение военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.
Согласно Конституции Российской Федерации, утверждение Военной доктрины Российской Федерации находится в компетенции Верховного главнокомандующего Вооружёнными силами Российской Федерации – президента России.
И так, Военная доктрина – декларация (доктрина) о политике государства в области обороны. Это система официальных взглядов и положений, устанавливающая направление военного строительства, подготовки государства и вооружённых сил к войне, способы и формы её ведения. Основные положения военной доктрины складываются и изменяются в зависимости от политики и общественного строя, уровня развития производительных сил, новых научных достижений и характера ожидаемой войны.
В этом документе сформулированы на долгосрочную перспективу внешние и внутренние военные опасности и возможные военные угрозы Российской Федерации, а также раскрыт характер военных конфликтов, в которые может быть вовлечена страна [1].
Так, 25 декабря 2014 года президентом Владимиром Путиным была утверждена редакция военной доктрины России, в которой, были отражены:
- вопросы расширения взаимодействия со странами – членами БРИКС, развития отношений с Абхазией и Южной Осетией;
- новые угрозы для России в связи с ситуацией на Украине и вокруг неё, а также в связи с событиями на севере Африки, в Сирии, Ираке и Афганистане.
В ней подчёркнуто, что «мировое развитие на современном этапе характеризуется усилением глобальной конкуренции, напряжённости в различных областях межгосударственного и межрегионального взаимодействия, соперничеством ценностных ориентиров и моделей развития.
В качестве внешних военных опасностей в Военной доктрине определены:
- наращивание силового потенциала НАТО и наделение её глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приближение военной инфраструктуры стран — членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путём дальнейшего расширения блока;
- дестабилизация обстановки в отдельных государствах и регионах и подрыв глобальной и региональной стабильности;
- развёртывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и её союзниками, а также в прилегающих акваториях, в том числе для политического и военного давления на Российскую Федерацию;
- создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, реализация концепции «глобального удара», намерение разместить оружие в космосе, а также развёртывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия;
- применение военной силы на территориях государств, сопредельных с Россией и её союзниками, в нарушение Устава ООН и других норм международного права;
- наличие (возникновение) очагов и эскалация вооружённых конфликтов на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и её союзниками;
- растущая угроза глобального экстремизма (терроризма) и его новых проявлений в условиях недостаточно эффективного международного антитеррористического сотрудничества, реальная угроза проведения терактов с применением радиоактивных и токсичных химических веществ, расширение масштабов транснациональной организованной преступности, прежде всего незаконного оборота оружия и наркотиков;
- подрывная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств и их коалиций против Российской Федерации [2].
Текущая военная доктрина Российской Федерации указывает на изменения, касающиеся не только нашей страны, но и всего мира, как политического, так и военного характера. Конечно, последствия этих изменений были и отражением Присоединения Крыма в 2014 году и далее реакция запада на наши действия. Очевидно, что эпоха, связанная с попытками выстроить централизованный, однополярный миропорядок, - эта эпоха завершилась. Но, собственно, она то и не начиналась. Была только предпринята попытка в этом направлении. Но и это тоже уже прошло. Подобная монополия - она просто по своей природе противоречила культурной исторической многоликости нашей цивилизации – так высказался наш Президент в 2021 году.
Сразу после изменений в военной доктрине РФ последовала череда заявлений, а далее и изменений как от Президента страны, так и министра обороны, министра иностранных дел.
Одно из заявлений состояло в проведении успешной Военной операции в Сирии в 2015 году - участие Вооружённых сил Российской Федерации в боевых действиях против террористических формирований «Аль-Каиды», «Исламского государства» и «Джебхат ан-Нусра» на стороне правительственных войск и проправительственных военизированных формирований в ходе гражданской войны в Сирии с 30 сентября 2015 года [3]. С задачей ликвидировать террористические формирования на территории Сирии, сохранить лояльное России правительство Башара Асада. Тогда РФ очень громко заявили о себе на Ближнем Востоке, а далее и в будущем успех наших войск при проведении данной операции призвал к вниманию наших войск почти весь мир.
Под поступлением новейших вооружений я хотел бы сослаться на послании Президента РФ к Федеральному Собранию, представил новейшие виды российского вооружения, не имеющие аналогов в мире. Это ракетный комплекс «Сармат», подводные беспилотники «Посейдон», крылатая ракета с ядерной энергоустановкой, гиперзвуковой авиационный ракетный комплекс «Кинжал», который уже полным ходом применяется как в Сирии, так и на Украине, лазерное и гиперзвуковое оружие [4].
Таким образом, все эти события являются результатом глобальных военно-политических изменений в мире, тотальным усилением нашей страны во всем мире, как в военном, политическом, так и экономическом смысле, несмотря на количество вводимых санкций ежемесячно, а также недружественной политики Запада и США, которая проводится в отношении нашей страны, придерживанием курса в политике, направленного на создание однополярного мира во главе США, который мы не можем никак поддержать. Данная военная доктрина позволяет в современных условиях исключить те внешнеполитические риски и иметь преимущества по отношению к противоборствующей и конкурирующей стороне.