Главная
АИ #42 (121)
Статьи журнала АИ #42 (121)
Внешнеполитические реалии в рамках текущей военной доктрины РФ

Внешнеполитические реалии в рамках текущей военной доктрины РФ

Автор(-ы):

Шестернин Севастьян Евгеньевич

Егоров Сергей Борисович

Секция

Военное дело

Ключевые слова

военная доктрина
внешняя политика России

Аннотация статьи

В статье говорится о современной военной доктрине РФ, которая была изменена ввиду того, что нынешние угрозы и агрессия различных стран кардинально изменились по отношению к стране.

Текст статьи

Под понятием «Военная доктрина» чаще всего понимается ряд предписаний, которые определяют, как будут использоваться военные силы и средства определённого государства, для достижения политических целей, различных глобальных военных задач и крупномасштабного военного строительства. Содержание Военной доктрины затрагивает все сферы и аспекты, которые относятся к подготовке государства к вероятной войне или отражению возможного нападения.

Военная доктрина Российской Федерации является концептуальным документом военного планирования, разрабатываемым на длительный срок с возможностью уточнения при изменении обстановки.

Военная доктрина носит оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием в ее положениях последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность Российской Федерации и ее союзников.

Правовую основу Военной доктрины составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации в области обеспечения военной безопасности.

Положения Военной доктрины могут уточняться и дополняться с учетом изменений военно-политической обстановки, характера и содержания военных угроз, условий строительства, развития и применения военной организации государства, а также конкретизироваться в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.

Реализация Военной доктрины достигается за счет централизации государственного и военного управления, осуществления комплекса политических, дипломатических, экономических, социальных, информационных, правовых, военных и других мер, направленных на обеспечение военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.

Согласно Конституции Российской Федерации, утверждение Военной доктрины Российской Федерации находится в компетенции Верховного главнокомандующего Вооружёнными силами Российской Федерации – президента России.

И так, Военная доктрина – декларация (доктрина) о политике государства в области обороны. Это система официальных взглядов и положений, устанавливающая направление военного строительства, подготовки государства и вооружённых сил к войне, способы и формы её ведения. Основные положения военной доктрины складываются и изменяются в зависимости от политики и общественного строя, уровня развития производительных сил, новых научных достижений и характера ожидаемой войны.

В этом документе сформулированы на долгосрочную перспективу внешние и внутренние военные опасности и возможные военные угрозы Российской Федерации, а также раскрыт характер военных конфликтов, в которые может быть вовлечена страна [1].

Так, 25 декабря 2014 года президентом Владимиром Путиным была утверждена редакция военной доктрины России, в которой, были отражены:

  • вопросы расширения взаимодействия со странами – членами БРИКС, развития отношений с Абхазией и Южной Осетией;
  • новые угрозы для России в связи с ситуацией на Украине и вокруг неё, а также в связи с событиями на севере Африки, в Сирии, Ираке и Афганистане.

В ней подчёркнуто, что «мировое развитие на современном этапе характеризуется усилением глобальной конкуренции, напряжённости в различных областях межгосударственного и межрегионального взаимодействия, соперничеством ценностных ориентиров и моделей развития.

В качестве внешних военных опасностей в Военной доктрине определены:

  • наращивание силового потенциала НАТО и наделение её глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приближение военной инфраструктуры стран — членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путём дальнейшего расширения блока;
  • дестабилизация обстановки в отдельных государствах и регионах и подрыв глобальной и региональной стабильности;
  • развёртывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и её союзниками, а также в прилегающих акваториях, в том числе для политического и военного давления на Российскую Федерацию;
  • создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, реализация концепции «глобального удара», намерение разместить оружие в космосе, а также развёртывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия;
  • применение военной силы на территориях государств, сопредельных с Россией и её союзниками, в нарушение Устава ООН и других норм международного права;
  • наличие (возникновение) очагов и эскалация вооружённых конфликтов на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и её союзниками;
  • растущая угроза глобального экстремизма (терроризма) и его новых проявлений в условиях недостаточно эффективного международного антитеррористического сотрудничества, реальная угроза проведения терактов с применением радиоактивных и токсичных химических веществ, расширение масштабов транснациональной организованной преступности, прежде всего незаконного оборота оружия и наркотиков;
  • подрывная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств и их коалиций против Российской Федерации [2].

Текущая военная доктрина Российской Федерации указывает на изменения, касающиеся не только нашей страны, но и всего мира, как политического, так и военного характера. Конечно, последствия этих изменений были и отражением Присоединения Крыма в 2014 году и далее реакция запада на наши действия. Очевидно, что эпоха, связанная с попытками выстроить централизованный, однополярный миропорядок, - эта эпоха завершилась. Но, собственно, она то и не начиналась. Была только предпринята попытка в этом направлении. Но и это тоже уже прошло. Подобная монополия - она просто по своей природе противоречила культурной исторической многоликости нашей цивилизации – так высказался наш Президент в 2021 году.

Сразу после изменений в военной доктрине РФ последовала череда заявлений, а далее и изменений как от Президента страны, так и министра обороны, министра иностранных дел.

Одно из заявлений состояло в проведении успешной Военной операции в Сирии в 2015 году - участие Вооружённых сил Российской Федерации в боевых действиях против террористических формирований «Аль-Каиды», «Исламского государства» и «Джебхат ан-Нусра» на стороне правительственных войск и проправительственных военизированных формирований в ходе гражданской войны в Сирии с 30 сентября 2015 года [3]. С задачей ликвидировать террористические формирования на территории Сирии, сохранить лояльное России правительство Башара Асада. Тогда РФ очень громко заявили о себе на Ближнем Востоке, а далее и в будущем успех наших войск при проведении данной операции призвал к вниманию наших войск почти весь мир.

Под поступлением новейших вооружений я хотел бы сослаться на послании Президента РФ к Федеральному Собранию, представил новейшие виды российского вооружения, не имеющие аналогов в мире. Это ракетный комплекс «Сармат», подводные беспилотники «Посейдон», крылатая ракета с ядерной энергоустановкой, гиперзвуковой авиационный ракетный комплекс «Кинжал», который уже полным ходом применяется как в Сирии, так и на Украине, лазерное и гиперзвуковое оружие [4].

Таким образом, все эти события являются результатом  глобальных военно-политических изменений в мире, тотальным усилением нашей страны во всем мире, как в военном, политическом, так и экономическом смысле, несмотря на количество вводимых санкций ежемесячно, а также недружественной политики Запада и США, которая проводится в отношении нашей страны, придерживанием курса в политике, направленного на создание однополярного мира во главе США, который мы не можем никак поддержать. Данная военная доктрина позволяет в современных условиях исключить те внешнеполитические риски и иметь преимущества по отношению к противоборствующей и конкурирующей стороне.

Список литературы

  1. Мы знаем и помним, что такое война // Красная звезда, 15.03.2019г.
  2. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976).
  3. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»
  4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию 15.01.2022 г.

Поделиться

388

Шестернин С. Е., Егоров С. Б. Внешнеполитические реалии в рамках текущей военной доктрины РФ // Актуальные исследования. 2022. №42 (121). С. 40-42. URL: https://apni.ru/article/4778-vneshnepoliticheskie-realii-v-ramkakh-tekushc

Другие статьи из раздела «Военное дело»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая