научный журнал «Актуальные исследования» #42 (121), октябрь '22

Формирование навыков самостоятельности у воспитанников с интеллектуальными нарушениями в рамках интернатной системы обучения

Статья посвящена исследованию различных аспектов Формирования навыков самостоятельности у воспитанников с интеллектуальными нарушениями в рамках интернатной системы обучения.

Аннотация статьи
воспитание
интеллектуальные нарушения
алгоритм
Ключевые слова

Воспитание представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Воспитанники с интеллектуальными нарушениями обучающиеся в рамках интернатной системы испытывают большой дефицит навыков самостоятельности, так как все делают совместно с воспитателем, учителем. Для ребенка слова воспитателя, учителя его поступки, оценки имеют нравственное значение. Именно они не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми.

Развитие личности воспитанника предполагает приобретение им социального знания, осознание ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям, приобретение ребенком опыта самостоятельного общественного действия.

Безусловно, что дети с интеллектуальными нарушениями, вовлекаясь в совместную деятельность, в большей степени нуждаются в помощи взрослых. Однако эта помощь должна носить обучающий и воспитывающий характер, не подменяя и не вытесняя детской самостоятельности.

Именно поэтому так важно от словесных методов воспитания переходить к организации воспитывающей самодеятельности ребенка. Это требует от воспитателя, учителя профессионализма, оптимизма и веры в возможности ребенка. Педагог должен владеть современным воспитательным инструментарием, в частности, технологиями прямого и косвенного воспитания, коллективного творческого воспитания, педагогической поддержки [5].

На сегодняшний день психолого-педагогической наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития.

Одно из важных значение в работе с этой категорией детей, обучающихся в интернатной системе, занимает формирование навыков самостоятельности, поскольку это положительно влияет на процесс обучения ребенка. Установление межанализаторных связей и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают правильное выполнения требований педагогов, что в дальнейшем гарантирует самостоятельность действий.

Самостоятельность определяется в педагогике как, умение действовать отдельно, независимо от чьей-либо помощи, т.е. способность проявлять инициативу и реализовывать задуманное без посторонней помощи.

Часто из виду выпускается главное, именно то, что воспитанникам интернатной системы обучения с интеллектуальными нарушениями необходимо показать последовательность (алгоритм) как выполняется та или иная трудная операция. Вместе с ним выполнить ее. Научить детей самостоятельно проделывать эти операции.

Алгоритм

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ПИСЬМЕННОГО ЗАДАНИЯ

  1. Прочитай задание.
  2. Повтори правила.
  3. Найти образец похожего задания в тетради.
  4. Запиши первые строчки упражнения.
  5. Проверь себя.

Алгоритм

ДЕЖУРНОМУ ПО ГРУППЕ (КЛАССНОЙ) КОМНАТЕ

  1. Перед началом уборки открой форточку.
  2. Наведи порядок на полках, в шкафах, тумбочках и столах (аккуратно сложить учебники, книги, тетради, игрушки, одежду и вещи).
  3. Вымой доску, вытри пыль с подоконников, шкафов, на полках.
  4. Убери мусор из-за батареи.
  5. Полей цветы.
  6. Намой парты, стулья, стены и дверь с обеих сторон с чистящим средством, ототри все пятна.
  7. Скатай и вытряхни на улице ковры, подними стулья.
  8. Подмети пол, обращая внимание на мусор за диванами, за батареей, тумбочками, собери мусор.
  9. Вынеси мусор из мусорного бачка.
  10. Вымой пол – сначала влажной тряпкой, затем прополоскав и отжав ее - сухой.
  11. Сдай уборку воспитателю, если у него есть замечания - устрани их.
  12. Прополощи тряпку и сдай инвентарь воспитателю.

Использование таких карточек алгоритмов для формирования самостоятельности дают обучающимся с интеллектуальными нарушениями возможность проявлять свою самостоятельность, а также контролировать её и корректировать.

Текст статьи
  1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе [Текст] /под ред. В. В. Воронковой. – М.: 1994.
  2. Евдокимов, Ю.А. В помощь начинающему воспитателю детского дома [Электронный ресурс] / Ю.А. Евдокимов. – Никольский детский дом. – 2004. –Режим доступа: http://pandia.org/text/77/161/11811.php. - Загл. с экрана.
  3. Коняева, Н.П. Воспитание детей с нарушением интеллекта [Текст] / Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2010. –200 с.
  4. Матвеева, М.Е. Дневник индивидуальной работы с учащимися [Текст] / авт.-сост. М.Е. Матвеева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 33 с.
  5. Матвеева, М.Е. Рабочая программа воспитателя [Текст] / авт.-сост. М.Е. Матвеева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 65 с.
  6. Матвеева, М.Е. Справочник воспитателя (классного руководителя) [Текст] / авт.-сост. М.Е. Матвеева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 140 с.
  7. Мачихина, В. Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате [Текст]: / В.Ф. Мачихина. – М.: Просвещение, 1978. – 125 с.
  8. Немов, Р.С. Психология самостоятельности [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Нальчик, Эльфа, 2013. – 165 с.
Список литературы