Воспитание представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Воспитанники с интеллектуальными нарушениями обучающиеся в рамках интернатной системы испытывают большой дефицит навыков самостоятельности, так как все делают совместно с воспитателем, учителем. Для ребенка слова воспитателя, учителя его поступки, оценки имеют нравственное значение. Именно они не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми.
Развитие личности воспитанника предполагает приобретение им социального знания, осознание ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям, приобретение ребенком опыта самостоятельного общественного действия.
Безусловно, что дети с интеллектуальными нарушениями, вовлекаясь в совместную деятельность, в большей степени нуждаются в помощи взрослых. Однако эта помощь должна носить обучающий и воспитывающий характер, не подменяя и не вытесняя детской самостоятельности.
Именно поэтому так важно от словесных методов воспитания переходить к организации воспитывающей самодеятельности ребенка. Это требует от воспитателя, учителя профессионализма, оптимизма и веры в возможности ребенка. Педагог должен владеть современным воспитательным инструментарием, в частности, технологиями прямого и косвенного воспитания, коллективного творческого воспитания, педагогической поддержки [5].
На сегодняшний день психолого-педагогической наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития.
Одно из важных значение в работе с этой категорией детей, обучающихся в интернатной системе, занимает формирование навыков самостоятельности, поскольку это положительно влияет на процесс обучения ребенка. Установление межанализаторных связей и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают правильное выполнения требований педагогов, что в дальнейшем гарантирует самостоятельность действий.
Самостоятельность определяется в педагогике как, умение действовать отдельно, независимо от чьей-либо помощи, т.е. способность проявлять инициативу и реализовывать задуманное без посторонней помощи.
Часто из виду выпускается главное, именно то, что воспитанникам интернатной системы обучения с интеллектуальными нарушениями необходимо показать последовательность (алгоритм) как выполняется та или иная трудная операция. Вместе с ним выполнить ее. Научить детей самостоятельно проделывать эти операции.
Алгоритм
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ПИСЬМЕННОГО ЗАДАНИЯ
- Прочитай задание.
- Повтори правила.
- Найти образец похожего задания в тетради.
- Запиши первые строчки упражнения.
- Проверь себя.
Алгоритм
ДЕЖУРНОМУ ПО ГРУППЕ (КЛАССНОЙ) КОМНАТЕ
- Перед началом уборки открой форточку.
- Наведи порядок на полках, в шкафах, тумбочках и столах (аккуратно сложить учебники, книги, тетради, игрушки, одежду и вещи).
- Вымой доску, вытри пыль с подоконников, шкафов, на полках.
- Убери мусор из-за батареи.
- Полей цветы.
- Намой парты, стулья, стены и дверь с обеих сторон с чистящим средством, ототри все пятна.
- Скатай и вытряхни на улице ковры, подними стулья.
- Подмети пол, обращая внимание на мусор за диванами, за батареей, тумбочками, собери мусор.
- Вынеси мусор из мусорного бачка.
- Вымой пол – сначала влажной тряпкой, затем прополоскав и отжав ее - сухой.
- Сдай уборку воспитателю, если у него есть замечания - устрани их.
- Прополощи тряпку и сдай инвентарь воспитателю.
Использование таких карточек алгоритмов для формирования самостоятельности дают обучающимся с интеллектуальными нарушениями возможность проявлять свою самостоятельность, а также контролировать её и корректировать.