Авторы:
Богатырева Елена Александровна
Лобанова Инна Васильевна
Самусевич Людмила Михайловна
Рубрика
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
Текст статьи
Воспитание представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Воспитанники с интеллектуальными нарушениями обучающиеся в рамках интернатной системы испытывают большой дефицит навыков самостоятельности, так как все делают совместно с воспитателем, учителем. Для ребенка слова воспитателя, учителя его поступки, оценки имеют нравственное значение. Именно они не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми.
Развитие личности воспитанника предполагает приобретение им социального знания, осознание ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям, приобретение ребенком опыта самостоятельного общественного действия.
Безусловно, что дети с интеллектуальными нарушениями, вовлекаясь в совместную деятельность, в большей степени нуждаются в помощи взрослых. Однако эта помощь должна носить обучающий и воспитывающий характер, не подменяя и не вытесняя детской самостоятельности.
Именно поэтому так важно от словесных методов воспитания переходить к организации воспитывающей самодеятельности ребенка. Это требует от воспитателя, учителя профессионализма, оптимизма и веры в возможности ребенка. Педагог должен владеть современным воспитательным инструментарием, в частности, технологиями прямого и косвенного воспитания, коллективного творческого воспитания, педагогической поддержки [5].
На сегодняшний день психолого-педагогической наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития.
Одно из важных значение в работе с этой категорией детей, обучающихся в интернатной системе, занимает формирование навыков самостоятельности, поскольку это положительно влияет на процесс обучения ребенка. Установление межанализаторных связей и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают правильное выполнения требований педагогов, что в дальнейшем гарантирует самостоятельность действий.
Самостоятельность определяется в педагогике как, умение действовать отдельно, независимо от чьей-либо помощи, т.е. способность проявлять инициативу и реализовывать задуманное без посторонней помощи.
Часто из виду выпускается главное, именно то, что воспитанникам интернатной системы обучения с интеллектуальными нарушениями необходимо показать последовательность (алгоритм) как выполняется та или иная трудная операция. Вместе с ним выполнить ее. Научить детей самостоятельно проделывать эти операции.
Алгоритм
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ПИСЬМЕННОГО ЗАДАНИЯ
Алгоритм
ДЕЖУРНОМУ ПО ГРУППЕ (КЛАССНОЙ) КОМНАТЕ
Использование таких карточек алгоритмов для формирования самостоятельности дают обучающимся с интеллектуальными нарушениями возможность проявлять свою самостоятельность, а также контролировать её и корректировать.
Список литературы
Поделиться
Богатырева Е. А., Лобанова И. В., Самусевич Л. М. Формирование навыков самостоятельности у воспитанников с интеллектуальными нарушениями в рамках интернатной системы обучения // Актуальные исследования. 2022. №42 (121). С. 119-121. URL: https://apni.ru/article/4782-formirovanie-navikov-samostoyatelnosti-u-vosp
8 800 200-75-17
Звонок бесплатный
info@apni.ru