Дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. И для нас воспитателей это главная и первоначальная задача.
Актуальность проблемы развития речи всегда будет стоять на первом месте в воспитании личности ребенка и подготовки его к школе, так как именно речь делает нас людьми. Недоразвитие речевой функции оказывает неблагоприятное влияние на обучение детей в школе и вызывает задержку в умственном развитии детей.
Дошкольные годы считаются уникальным периодом в развитии детей, когда возникают основы личности, формируются воля и произвольное поведение, динамично формируется воображение, творчество, общая инициативность. Все эти важнейшие качества формируются не на учебных занятиях, а в игровой деятельности.
Очень важной составляющей развития речи дошкольников считается необходимость общения ребенка с людьми его окружения, а для того чтобы речь была понятной и интересной другим людям, важно играть с детьми во всевозможные игры, создавать методики проведения игр с дошкольниками, чтобы ребята проявляли интерес к игровой деятельности.
Известно, что в дошкольном возрасте овладение новыми знаниями в игре происходит существенно эффективнее, чем на учебных занятиях. Обучающая цель, предложенная в игровой форме, содержит то преимущество, что в условиях игры детям ясна сама потребность получения знаний и способов действия. Дети дошкольного возраста увлекаются замыслом новой игры, не замечая, что происходит процесс обучения. Но при этом они встречаются с трудностями, которые требуют перестройки их взглядов и познавательной деятельности.
Содержанием речи, усваиваемой ребенком раннего и дошкольного возрастов, как известно, является отраженная в его сознании, воспринимаемая его органами чувств окружающая действительность: он сам, части его тела, близкие люди, комната, где он живет, внутреннее помещение детского сада, где он воспитывается, двор, парк, ближайшие улицы, город; процессы труда людей, природа — неживая и живая. В содержание речи старших дошкольников включаются уже этические понятия, связанные с понятием долга человека в отношении окружающих людей, природы; явления общественной жизни, праздники.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. В процессе игры дети изучают не только окружающий их мир, но и самого себя, своё место в мире. Игра – это не только развлечение, но и творческий труд ребенка, это то, с чего он начинает свою жизнь. Поэтому роль игры в развитии речи у детей дошкольного возраста занимает ведущее место.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при чём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие.
Прежде чем начать игру, нужно вызвать у дошкольников заинтересованность в ней, стремление включиться в игровую деятельность.
Это достигается разными способами: применение загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в какую ребята играли ранее.
Мы можем выделить основные педагогические мероприятия в организации игровой деятельности дошкольников:
- Организовать место для игры, соответствующее возрасту и количеству дошкольников.
- Продумать выбор игрушек, пособий, материалов и постоянно их пополнять исходя из запросов игры.
- Управляя дошкольниками в игре, способствовать формированию положительных сторон социальной, трудовой жизни.
- Способствовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию, речевым навыкам) соответствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих.
- Формировать заинтересованность дошкольников к играм беседами, предопределенными их содержанием, управлять игровым процессом и совершенствовать речь дошкольников.
В своей работе воспитатель использует различные игры: сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, подвижные, пальчиковые.
Особую роль отводим дидактическим играм, которые подразделяются на: словесные, с игрушками и предметами, настольно-печатные.
Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору. Но есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей исключительное. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животных, людей.
Игры с куклами, например, при условии правильной организации их и педагогического руководства ими, выдвигают широкие возможности для ориентировки детей в разнообразных формах и установках социальной и трудовой жизни. Играя в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью.
Во все НОД и режимные моменты мы включаем речевые дидактические игры и занимательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением.
Сюжетно-ролевые игры – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра по своему характеру – деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры.
Дети отражают в играх быт семьи – уход взрослых за детьми, домашний труд, праздники и т.д.; жизнь детского сада или школы – труд воспитателя, учителя; жизнь самих детей. Дети изображают разнообразный труд взрослых: труд водителя, строителя, летчика.
Игры – драматизации также способствуют развитию речи, т.к. в игровой обстановке возникает потребность говорить. Они привлекательны для детей, доставляют им радость и удовольствие. Вызывают нравственно-эстетические переживания, которые в свою очередь создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, тем самым повышая познавательную активность детей и в частности способствуя развитию речи.
На помощь в становлении речи нам приходят также традиционные игры – потешки, скороговорки, веселые стишки, песенки. Благодаря своей напевности и мелодичности развивают у детей чувство языка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по-своему дидактическому наполнению.
Подвижные и хороводные игры, игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобными играми формируются также произвольное запоминание текстов и движений.
Театрализованная деятельность оказывает огромное значение на развитие речи детей. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие развития речи и всестороннего развития их личности, интеллекта. Но с другой стороны, недостатки звукопроизношения, ограниченность, словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, ее плавности – все это влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности поведения в игре. Поэтому, наша задача заключается в организации руководства игрой, обеспечивающего максимальную актуализацию имеющихся у ребенка возможностей. Полнота развития игры, а, следовательно, и ее коррекционная ценность повышаются при условии планирования и направления игры педагогом.