Главная
АИ #42 (121)
Статьи журнала АИ #42 (121)
Развитие творческих способностей у детей в условиях специальной (коррекционной) ...

Развитие творческих способностей у детей в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

Автор(-ы):

Кислица Дина Владимировна

Секция

Педагогика

Ключевые слова

дети с ОВЗ
творчество
изобразительная деятельность
приёмы
методы
школа VIII вида

Аннотация статьи

В статье автор описывает специальные приёмы и методы, используемые на внеклассных занятиях по изобразительному искусству и направленные на развитие творческого потенциала детей с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Текст статьи

В современной системе образования большое внимание уделяется обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. К сожалению, число детей с ограниченными возможностями здоровья, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги, имеет тенденцию к увеличению. Среди детей с ОВЗ большую часть составляют дети с умственной отсталостью. У таких детей нарушено развитие высших психических функций: внимание, память, восприятие, словесно-логическое мышление, что оказывает влияние на развитие когнитивной сферы и требует создания специальных условий для их обучения. Поэтому проблема совершенствования специальных методов воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта на текущий момент актуальна.

Согласно взглядам Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и других отечественных психологов, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности. И.А. Грошенков отмечает, что: «Рисование как форма деятельности включает в себя многие компоненты психических процессов и, в связи с этим его следует считать важным фактором формирования личности». Большое значение в условиях новых знаний и видов деятельности имеет творческое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. В широком смысле творчество или творческая деятельность – это всякая теоретическая практическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (способы действия, решения, знания, материальные продукты). По словам Выготского, "как электричество действует и проявляется не только там, где величественная гроза и ослепительная молния, но и в лампочке карманного фонаря, так точно и творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев" [1, с. 96].

Многие ученые – дефектологи отмечали, что изобразительная деятельность умственно отсталых детей не имеет принципиальных отличий от изобразительной деятельности обычно-развивающихся детей. Дети с особыми образовательными потребностями, в силу своих психофизиологических возможностей, медленнее усваивают учебный материал в области изобразительного искусства, их изобразительная деятельность беднее по содержанию, т.е. отличия обусловлены, в основном, количественными показателями. Поэтому, довольно продолжительное время программа по рисованию для вспомогательной школы оставалась облегченным и сокращенным вариантом программы, действовавшей в массовой школе. Как отмечает Т.Н. Головина: «Развитие рисунка умственно отсталых детей идет тем же путем приближения ко все более и более аде­кватному отражению реальности, как и у нормальных детей. Но это происходит с затруднениями, медленнее, чем у последних, и не достигает такого же уровня» [2, с.5].

Раскрытие творческого потенциала обучающихся в условиях школы VIII вида осуществляется на внеклассных занятиях по изобразительному искусству. Нами была разработана дополнительная общеобразовательная программа «Школа волшебников», направленная посредством обучения разнообразным видам изобразительной деятельности и художественного труда на создание условий для формирования творческой личности ребёнка. Прежняя система образования, основанная, в основном, на репродуктивной форме обучения, не позволяла в полной мере развить творческий потенциал обучающихся. Работы детей в «старой» системе образования были выполнены как бы по шаблонному типу, без проявления творческой индивидуальности ребёнка. Современная система образования ставит задачу перехода на более качественный уровень обучения, от репродуктивного к самостоятельному, творческому уровню обучения. В основу разработки дополнительной общеобразовательной программы «Школа волшебников» была взята ведущая идея развивающего обучения Л.В. Занкова – переход от репродуктивного уровня обучения на качественно-новый, творческий уровень обучения. Основу программы составляла предметно-практическая деятельность, предполагающая активное вовлечение в изобразительную деятельность и художественный труд двигательной сферы ребёнка (моторики рук), способствующее решению коррекционно-развивающих задач, а именно: развитие зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, в том числе дивергентного, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.

Учебная задача, по Л.В. Занкову, решается обучающимися на основе самостоятельного планирования и заключается в том, чтобы дети овладели умением связывать рассматривание предложенного образца с планированием предстоящей работы. Данная идея была включена в программу и адаптирована в условиях реализации в специальной школе. Обучение детей с УО осуществлялось по различным направлениям: дети изучали основы изобразительной грамоты, выполняли творческие работы в различных видах изобразительной деятельности. После определенного периода обучения, с учетом пройденных тем и заданий, а также приобретенных умений и навыков, школьникам предлагалось выполнить работу на основе самостоятельного планирования.

В программу были включены специальные методы и приемы организации самостоятельной поисковой деятельности обучающихся такие, как «Наблюдение», «Открытие», «Замена», «Вариативность», «Творческая деятельность».

Один из приемов обучения – это «Наблюдение». На данном этапе выполнялись следующие задачи:

  • мотивация;
  • наблюдение и анализ;
  • выбор пути решения задачи;
  • возможность выполнять задание коллективно или индивидуально;
  • подключение эмоций.

Например, перед обучающимися стояла задача: «Выполнить декоративную композицию из осенних листьев в технике аппликация». Для реализации данной задачи необходимо было включить мотивацию обучающихся: показать сколько интересных и красивых художественных образов можно сконструировать из осенних листьев [3, с.14]. Поскольку дети обладают разным накопленным опытом, умениями и навыками, работают на своём определенном уровне, в ходе организации учебного процесса предусматривался индивидуально-дифференцированный подход, предлагались разные пути решения задачи:

  • первый способ – создание листьев своим способом по иллюстрации, создание декоративной композиции по воображению;
  • второй способ – создание листьев по схеме, создание декоративной композиции по воображению;
  • третий способ – создание листьев по готовому шаблону, создание декоративной композиции по образцу.

Дети должны были научиться оценивать результаты своей работы, видеть свои достижения. Для осуществления рефлексии в программе был предусмотрен «дневник моих достижений», в который были включены разделы по всем предлагаемым в программе творческим заданиям. В рассматриваемом задании в «дневнике моих достижений» оценивались количество сделанных листьев, способ выполнения работы и переживаемые эмоции в результате выполненной творческой работы. Чувства и эмоции ребёнок передавал в дневнике через изображение: печаль – могла быть выполнена в виде дождика, радость – в виде солнышка или смайлика и т.д.

Следующий приём, используемый в программе – это «Открытие». Ребёнок с помощью этого приёма открывал для себя новые знания либо через учителя, либо самостоятельно, экспериментальным путём. Например, перед обучающимися стояла творческая задача: «Создать в технике обрывной аппликации декоративную композицию «Плывёт кораблик по волнам». В результате выполнения данной творческой задачи обучающиеся должны были научиться получать на цветной бумаге путем её обрывания белые полосы, имитирующие волны.

Актуальным и важным для развития творческого воображения, расширения кругозора обучающихся является приём «Замена», который предусматривает замену материала, используемого в творческом задании. В дополнительной общеобразовательной программе «школа волшебников» предусматривалось использование большого разнообразия творческого материала: бумага различных видов, «бросовый» материал, природный материал, текстильные материалы и многое другое. К сбору материала привлекались обучающиеся, им было предложено собирать интересный материал для поделок в «волшебный сундучок». Использование приема «Замена» в учебном процессе позволило обучающимся создать не шаблонные работы, результат их труда отличался своей уникальностью, неповторимостью и носил по истине творческий характер.

Следующий прием, используемый в программе – это «Вариативность». В условиях реализации данной программы в школе VIII вида данный приём обучения актуален, он позволяет в полной мере осуществить индивидуально-дифференцированный подход в учебном процессе. Выполняемую творческую работу можно упростить или усложнить в зависимости от возможностей ребёнка. Также данный приём предусматривает изменение расположение деталей, сюжета, обогащение работы дополнительными материалами, добавление в творческую работу эмоциональной составляющей. Например, обучающиеся выполняли творческую работу в технике аппликации из кругов по теме «Слоник». Детям было дано дополнительное задание: «Создать по выбору «умного» слоника, весёлого слоника и т.д.». Внесение в творческую работу эмоциональной составляющей усложнило перед обучающимися задачу и вместе с тем позволило наиболее эффективно и максимально раскрыть творческий потенциал школьников [4, с.50].

Наиболее главный этап в программе – это «Творческая деятельность», на которой определяется умение обучающихся самостоятельно создавать творческие работы. В данном виде занятия детям предлагалось выполнить практические работы трёх типов:

  • репродуктивные (повторение образца);
  • репродуктивные с элементами творчества (это уроки с использованием приёмов «Замена» и «Вариантность»);
  • творческие, в которых обучающийся сам придумывает и создаёт новый образ по заданной технологии.

Обучение школьников в условиях специальной школы по дополнительной общеобразовательной программе «Школа волшебников» показало эффективность используемых специальных приемов и методов в обучении. Проведенная аттестация школьников, проходящих обучение по дополнительной общеобразовательной программе «Школа волшебников», показала тенденцию к росту качества ЗУН в области изобразительного искусства. Некоторые обучающиеся достаточно хорошо освоили определенные виды технологии и смогли выйти на творческий уровень.

Список литературы

  1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М., 1997. – 294 с.
  2. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы / Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. - Москва : Педагогика, 1974. - 119 с.
  3. Проснякова Т.Н. Школа волшебников: Рабочая тетрадь по технологии для 1 класса. – 6-е изд. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2013 – 64с.
  4. Цирулик Н.А., Технология. 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Нэ.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. – 95с.

Поделиться

532

Кислица Д. В. Развитие творческих способностей у детей в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида // Актуальные исследования. 2022. №42 (121). С. 127-130. URL: https://apni.ru/article/4791-razvitie-tvorcheskikh-sposobnostej-u-detej

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая