В современной системе образования большое внимание уделяется обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. К сожалению, число детей с ограниченными возможностями здоровья, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги, имеет тенденцию к увеличению. Среди детей с ОВЗ большую часть составляют дети с умственной отсталостью. У таких детей нарушено развитие высших психических функций: внимание, память, восприятие, словесно-логическое мышление, что оказывает влияние на развитие когнитивной сферы и требует создания специальных условий для их обучения. Поэтому проблема совершенствования специальных методов воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта на текущий момент актуальна.
Согласно взглядам Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и других отечественных психологов, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности. И.А. Грошенков отмечает, что: «Рисование как форма деятельности включает в себя многие компоненты психических процессов и, в связи с этим его следует считать важным фактором формирования личности». Большое значение в условиях новых знаний и видов деятельности имеет творческое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. В широком смысле творчество или творческая деятельность – это всякая теоретическая практическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (способы действия, решения, знания, материальные продукты). По словам Выготского, "как электричество действует и проявляется не только там, где величественная гроза и ослепительная молния, но и в лампочке карманного фонаря, так точно и творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев" [1, с. 96].
Многие ученые – дефектологи отмечали, что изобразительная деятельность умственно отсталых детей не имеет принципиальных отличий от изобразительной деятельности обычно-развивающихся детей. Дети с особыми образовательными потребностями, в силу своих психофизиологических возможностей, медленнее усваивают учебный материал в области изобразительного искусства, их изобразительная деятельность беднее по содержанию, т.е. отличия обусловлены, в основном, количественными показателями. Поэтому, довольно продолжительное время программа по рисованию для вспомогательной школы оставалась облегченным и сокращенным вариантом программы, действовавшей в массовой школе. Как отмечает Т.Н. Головина: «Развитие рисунка умственно отсталых детей идет тем же путем приближения ко все более и более адекватному отражению реальности, как и у нормальных детей. Но это происходит с затруднениями, медленнее, чем у последних, и не достигает такого же уровня» [2, с.5].
Раскрытие творческого потенциала обучающихся в условиях школы VIII вида осуществляется на внеклассных занятиях по изобразительному искусству. Нами была разработана дополнительная общеобразовательная программа «Школа волшебников», направленная посредством обучения разнообразным видам изобразительной деятельности и художественного труда на создание условий для формирования творческой личности ребёнка. Прежняя система образования, основанная, в основном, на репродуктивной форме обучения, не позволяла в полной мере развить творческий потенциал обучающихся. Работы детей в «старой» системе образования были выполнены как бы по шаблонному типу, без проявления творческой индивидуальности ребёнка. Современная система образования ставит задачу перехода на более качественный уровень обучения, от репродуктивного к самостоятельному, творческому уровню обучения. В основу разработки дополнительной общеобразовательной программы «Школа волшебников» была взята ведущая идея развивающего обучения Л.В. Занкова – переход от репродуктивного уровня обучения на качественно-новый, творческий уровень обучения. Основу программы составляла предметно-практическая деятельность, предполагающая активное вовлечение в изобразительную деятельность и художественный труд двигательной сферы ребёнка (моторики рук), способствующее решению коррекционно-развивающих задач, а именно: развитие зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, в том числе дивергентного, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.
Учебная задача, по Л.В. Занкову, решается обучающимися на основе самостоятельного планирования и заключается в том, чтобы дети овладели умением связывать рассматривание предложенного образца с планированием предстоящей работы. Данная идея была включена в программу и адаптирована в условиях реализации в специальной школе. Обучение детей с УО осуществлялось по различным направлениям: дети изучали основы изобразительной грамоты, выполняли творческие работы в различных видах изобразительной деятельности. После определенного периода обучения, с учетом пройденных тем и заданий, а также приобретенных умений и навыков, школьникам предлагалось выполнить работу на основе самостоятельного планирования.
В программу были включены специальные методы и приемы организации самостоятельной поисковой деятельности обучающихся такие, как «Наблюдение», «Открытие», «Замена», «Вариативность», «Творческая деятельность».
Один из приемов обучения – это «Наблюдение». На данном этапе выполнялись следующие задачи:
- мотивация;
- наблюдение и анализ;
- выбор пути решения задачи;
- возможность выполнять задание коллективно или индивидуально;
- подключение эмоций.
Например, перед обучающимися стояла задача: «Выполнить декоративную композицию из осенних листьев в технике аппликация». Для реализации данной задачи необходимо было включить мотивацию обучающихся: показать сколько интересных и красивых художественных образов можно сконструировать из осенних листьев [3, с.14]. Поскольку дети обладают разным накопленным опытом, умениями и навыками, работают на своём определенном уровне, в ходе организации учебного процесса предусматривался индивидуально-дифференцированный подход, предлагались разные пути решения задачи:
- первый способ – создание листьев своим способом по иллюстрации, создание декоративной композиции по воображению;
- второй способ – создание листьев по схеме, создание декоративной композиции по воображению;
- третий способ – создание листьев по готовому шаблону, создание декоративной композиции по образцу.
Дети должны были научиться оценивать результаты своей работы, видеть свои достижения. Для осуществления рефлексии в программе был предусмотрен «дневник моих достижений», в который были включены разделы по всем предлагаемым в программе творческим заданиям. В рассматриваемом задании в «дневнике моих достижений» оценивались количество сделанных листьев, способ выполнения работы и переживаемые эмоции в результате выполненной творческой работы. Чувства и эмоции ребёнок передавал в дневнике через изображение: печаль – могла быть выполнена в виде дождика, радость – в виде солнышка или смайлика и т.д.
Следующий приём, используемый в программе – это «Открытие». Ребёнок с помощью этого приёма открывал для себя новые знания либо через учителя, либо самостоятельно, экспериментальным путём. Например, перед обучающимися стояла творческая задача: «Создать в технике обрывной аппликации декоративную композицию «Плывёт кораблик по волнам». В результате выполнения данной творческой задачи обучающиеся должны были научиться получать на цветной бумаге путем её обрывания белые полосы, имитирующие волны.
Актуальным и важным для развития творческого воображения, расширения кругозора обучающихся является приём «Замена», который предусматривает замену материала, используемого в творческом задании. В дополнительной общеобразовательной программе «школа волшебников» предусматривалось использование большого разнообразия творческого материала: бумага различных видов, «бросовый» материал, природный материал, текстильные материалы и многое другое. К сбору материала привлекались обучающиеся, им было предложено собирать интересный материал для поделок в «волшебный сундучок». Использование приема «Замена» в учебном процессе позволило обучающимся создать не шаблонные работы, результат их труда отличался своей уникальностью, неповторимостью и носил по истине творческий характер.
Следующий прием, используемый в программе – это «Вариативность». В условиях реализации данной программы в школе VIII вида данный приём обучения актуален, он позволяет в полной мере осуществить индивидуально-дифференцированный подход в учебном процессе. Выполняемую творческую работу можно упростить или усложнить в зависимости от возможностей ребёнка. Также данный приём предусматривает изменение расположение деталей, сюжета, обогащение работы дополнительными материалами, добавление в творческую работу эмоциональной составляющей. Например, обучающиеся выполняли творческую работу в технике аппликации из кругов по теме «Слоник». Детям было дано дополнительное задание: «Создать по выбору «умного» слоника, весёлого слоника и т.д.». Внесение в творческую работу эмоциональной составляющей усложнило перед обучающимися задачу и вместе с тем позволило наиболее эффективно и максимально раскрыть творческий потенциал школьников [4, с.50].
Наиболее главный этап в программе – это «Творческая деятельность», на которой определяется умение обучающихся самостоятельно создавать творческие работы. В данном виде занятия детям предлагалось выполнить практические работы трёх типов:
- репродуктивные (повторение образца);
- репродуктивные с элементами творчества (это уроки с использованием приёмов «Замена» и «Вариантность»);
- творческие, в которых обучающийся сам придумывает и создаёт новый образ по заданной технологии.
Обучение школьников в условиях специальной школы по дополнительной общеобразовательной программе «Школа волшебников» показало эффективность используемых специальных приемов и методов в обучении. Проведенная аттестация школьников, проходящих обучение по дополнительной общеобразовательной программе «Школа волшебников», показала тенденцию к росту качества ЗУН в области изобразительного искусства. Некоторые обучающиеся достаточно хорошо освоили определенные виды технологии и смогли выйти на творческий уровень.