Главная
АИ #42 (121)
Статьи журнала АИ #42 (121)
Налоговый мониторинг в рамках цифровой трансформации

Налоговый мониторинг в рамках цифровой трансформации

Научный руководитель

Харитонова Елена Альбертовна

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

мониторинг
налоги
трансформация
цифровизация
налоговый мониторинг

Аннотация статьи

В настоящее время налоги составляют немалую часть бюджета Российской Федерации. В статье рассматриваются наиболее важные изменения в системе налогового мониторинга в контексте перехода экономики к цифровизации.

Текст статьи

Данная тема актуальна потому, что налоговый мониторинг – это ежедневная задача налоговых органов и других государственных структур по обеспечению правильного исчисления, своевременной и полной уплаты налогов и сборов в бюджет и соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства.

В современном деловом мире формирование цифрового общества, основанного на информационных технологиях, постоянно набирает обороты. Внедрение IT-технологий и искусственного интеллекта в технологический процесс контрольных мероприятий направлено на улучшение фискальной функции государственных надзорных органов [5].

Методы исследования – анализ, синтез, систематизация, дедукция.

На сегодняшний день цифровизация и глобализация экономики породили новые бизнес-модели, которые представляют собой новую угрозу для бюджетных доходов. Решение проблем на международном уровне с "прозрачностью" бизнеса в оффшорных зонах должно было привести к нивелированию налоговых рисков при слишком малой уплате налогов в бюджет. Однако современные компании перешли к организации своих финансовых потоков в виртуальном пространстве, где они не видны налоговым органам. Поэтому мировым налоговым администрациям необходимо найти новую налоговую систему для цифрового мира. Этот подход позволит отойти от концепции стабильного представительства и пересмотреть принцип "вытянутой руки", предоставив правительствам новые права в области налогообложения прибыли.

Мониторинг налоговой нагрузки компаний – это очень важный процесс, который позволит ограничить нелегальный оборот и создание различных возможностей для ухода от налогов. Но нарушение принципов свободы граждан декларировать свои доходы, тотальный контроль за движением денег на счетах может привести к ряду рисков и негативных последствий, таких как: Потеря данных, превышение полномочий некоторых налоговых инспекторов, возврат граждан к наличным расчетам.

Не секрет, что российское государство уже давно взяло амбициозный курс на цифровизацию различных сфер жизни. В его реализации налоговые органы всегда играли важную роль.

Например, одной из целей федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" от 2002 года [1] было создание условий для более эффективного функционирования экономики и государственного управления на основе внедрения и широкого использования информационно-коммуникационных технологий. Задачей программы было, в частности, улучшение взаимодействия между государственными органами и бизнес-предприятиями.

Из органов власти, ответственных за реализацию программы, Министерство по налогам и сборам Российской Федерации отвечало, в частности, за внедрение электронного обмена документами между органами власти и экономическими операторами при подаче налоговой отчетности и за создание системы мониторинга и анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций государственного экономического сектора.

В соответствии с Государственной программой "Информационное общество (2011-2020 годы) [2], Федеральной налоговой службе России (ФНС России) поручено создать систему хранения электронных документов, поддерживающую юридически значимый обмен электронными документами между субъектами налогообложения.

Сегодня Федеральная налоговая служба России является одним из признанных пионеров в реализации государственной политики цифровизации [3]. В постановлении Совета Федерации говорится: "ФНС России активно использует инновационные инструменты на основе цифровых технологий и автоматизированной информационной системы "Налог-3". Среди успешных электронных сервисов и проектов ФНС России – Автоматизированная система контроля возмещения НДС (АСК НДС-2), Автоматизированная система контроля применения контрольно-кассовой техники, интерактивные сервисы "Личный кабинет налогоплательщика", "НДС-кабинет иностранной организации", ЕГРИП (основа Единого федерального информационного реестра сведений о населении РФ), Государственный информационный реестр налоговых органов РФ и Реестр налоговых органов РФ [4].

Обращаем внимание, что применение налогового мониторинга осуществляется только на добровольной основе. С точки зрения цифровизации государственных услуг и экономики в целом, это абсолютно логичный шаг. Его реализация требует большой совместной работы, но в конечном итоге создает атмосферу доверия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Налоговый мониторинг обеспечивает почти полный отказ от запросов документов; изучаются только сделки, содержащие элементы риска. В результате значительно снижаются затраты для обеих сторон процесса аудита: Персонал, время и деньги.

Проекты по автоматизации онлайн-взаимодействия компаний с Федеральной налоговой службой играют все более важную роль, как и спрос на ИТ-решения для налогового контроля. В настоящее время на российском рынке существует несколько готовых программных решений для внедрения НМ на корпоративном уровне:

  • "1С:Налоговый мониторинг" для конфигураций "1С:Управление холдингом. ERP" и "1С:Бухгалтерия предприятия CORP. МСФО" из 1С;
  • Центральные финансы (CFIN), расширенная отчетность по соответствию (ACR) и налоговое соответствие от SAP;
  • "Планета". Налоговый мониторинг" от компании IBS.

Основные функции решений ведущих поставщиков практически идентичны. Поэтому при выборе подходящего программного обеспечения в первую очередь следует ориентироваться на текущую платформу компании.

Внедрение налогового мониторинга в компании включает в себя IT-проект под руководством главного бухгалтера и выполненный внешним подрядчиком. Стоимость работ варьируется от нескольких миллионов до десятков миллионов рублей, в зависимости от количества юридических лиц в корпоративной структуре. Пока этим инструментом пользуются только крупнейшие налогоплательщики, у которых расходы вписываются в бюджет. Специализированное обучение обычно включается в перечень работ по проекту, а стоимость пост-внедренческой поддержки не превышает 10% от затрат на реализацию [6].

До 2021 года порог вхождения в фискальный мониторинг был высоким. Например, компания должна была иметь оборот не менее 3 млрд рублей и заплатить не менее 300 млн рублей налогов. В прошлом году были снижены критерии для участия в налоговом мониторинге. Теперь достаточно иметь выручку и активы в размере 1 млрд рублей и платить налоги в размере 100 млн рублей. Корпорации уже перешли на налоговый мониторинг, за ними последовал и малый бизнес.

Благодаря налоговому мониторингу ошибки в учете сводятся к минимуму. И для компаний с любым видом налогообложения, что означает:

  • сокращается время, необходимое для подготовки документации
  • исключается период, в течение которого отчеты должны быть переделаны;
  • исключен риск штрафов за несвоевременную подачу документов.

Федеральная налоговая служба Российской Федерации выступает в качестве контролирующего органа при подготовке деклараций. Если обнаружены нарушения, на них указывают, и у бухгалтерии есть возможность исправить недостатки.

Система призвана упростить подачу налоговых деклараций и снизить штрафы за нарушения. Это особенно важно для крупных компаний с высоким оборотом и большими отчислениями по различным статьям. Следует отметить эффективность системы – в 2021 году количество участников программы составляет 95 компаний, а в 2022 году планируется подключить еще 116 компаний. Компании с миллиардными продажами и активами получают меньше штрафов, и нагрузка на бухгалтерию уменьшилась. Такой вид взаимодействия с налоговыми органами показал хорошие результаты, поэтому планируется, что компании с меньшим капиталом также перейдут на налоговый мониторинг. В некоторых случаях ФНС оставляет за собой право проводить проверки даже при переходе на цифровой налоговый мониторинг, например, в случаях, когда:

  • требуется досрочное расторжение договора на мониторинг;
  • есть обоснованные подозрения, что данные, предоставленные инспектором, являются фиктивными;
  • имеется чрезмерное расхождение между налоговыми декларациями текущего и предыдущего периода.

Если нарушения обнаружены при представлении финансовой отчетности (но не при ее подготовке), то к компании применяются санкции на общих основаниях. Исключение составляют ошибки, возникшие в результате рекомендаций должностного лица контролирующего органа.

ФНС сегодня является одним из признанных пионеров в реализации государственной политики цифровизации.

Главный результат процесса автоматизации – удобство, поскольку речь идет не о ведении учета, а о системе анализа данных и взаимодействия между сторонами. После подключения к налоговому мониторингу крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации эта практика будет распространена на крупные и средние предприятия. Постепенно большинство финансовых операций будет доступно в аналитических системах Федеральной налоговой службы. Мошенничать с оптимизацией налогов станет дороже, чем платить честно.

Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002–2010 годы)" (с изменениями и дополнениями 9 июня 2010 г.).
  2. Распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р “О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011–2020 годы)" В настоящий момент утратила силу.
  3. ФНС лидирует в госсекторе РФ по внедрению LegalTech // РГ. 2020. 9 окт. URL: https://rg.ru/2020/10/09/fnslidiruet-v-gossektore-rf-po-vnedreniiu-legaltech.html; «С России берут пример, к нам приезжают учиться» // Коммерсант. 2019. 21 нояб. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4165008 (дата обращения: 28.10.2022).
  4. Постановление Совета Федерации от 17.02.2021 № 47-СФ «О реализации мер налоговой политики, направленных на стимулирование экономического роста».
  5. Лиманская, Е. Г. Цифровая трансформация налогового администрирования как инструмент повышения эффективности мониторинга налоговой нагрузки / Е. Г. Лиманская, Муламба Виктория Имадовна Каломбо. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 5 (295). – С. 116–118. – URL: https://moluch.ru/archive/295/66948/ (дата обращения: 28.10.2022).
  6. Макурова Т. Цифровизация налогового администрирования: Россия в авангарде [Электронный ресурс]: Режим доступа: https:// http://gosmetod.ru/article/356082/ (дата обращения – 28.10.2022).

Поделиться

1042

Харитонова Е. А., Лиллепео О. В., Игошев Д. Н. Налоговый мониторинг в рамках цифровой трансформации // Актуальные исследования. 2022. №42 (121). С. 99-101. URL: https://apni.ru/article/4793-nalogovij-monitoring-v-ramkakh-tsifrovoj-tran

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря