Главная
АИ #42 (121)
Статьи журнала АИ #42 (121)
Ограничения по государственной и муниципальной службе

Ограничения по государственной и муниципальной службе

Научный руководитель

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

ограничения
запрет
служба
государственная служба
служащий

Аннотация статьи

В данной статье рассматриваются понятие и основные особенности ограничений и запретов, налагаемых на государственных и муниципальных служащих при исполнении ими должностных обязанностей. Ограничения, связанные с гражданской или муниципальной государственной службой, – это установленные законодательством Российской Федерации условия и правила, которые ставят служащего в определенные правовые рамки, за которые он не вправе выходить.

Текст статьи

Запреты и ограничения на государственной службе означают, что для получения права на работу необходимо выполнить определенные основные условия. К государственным служащим предъявляется множество требований.

Не каждый может быть назначен на должность гражданской службы. 79-ФЗ Статьи 16 и 17 устанавливают все ограничения и запреты на гражданской службе. Для назначения на ответственную должность должны быть выполнены следующие условия:

  1. Полное отсутствие каких-либо ограничений в дееспособности.
  2. Отсутствие неснятой и (или) непогашенной судимости.
  3. Отсутствие вступившего в силу приговора суда, ограничивающего или запрещающего занимать госдолжность.
  4. Отсутствие заболеваний, препятствующих данному виду трудоустройства
  5. Отсутствие второго гражданства или смены российского гражданства на иное.
  6. Непризнание кандидата уклонившимся от несения военной службы по призыву.
  7. Наличие полной информации о сайтах, изданиях и СМИ, в которых была опубликована личная информация о кандидате на госдолжность.
  8. Возраст менее 65 лет при условии, что наниматель не продлил срок трудового договора (контракта).
  9. Наличие доступа к работе с государственной тайной при необходимости такого допуска для выполнения обязанностей.
  10. Отсутствие близкого родства между непосредственным начальником и подчиненным.
  11. Непредоставление при трудоустройстве ложных, недостоверных сведений о доходах, имуществе, образовании, здоровье и прочих существенных условиях для назначения на должность.

Государственный служащий, нарушивший запрет на антикоррупционные меры для государственных служащих, вовлеченный в конфликт интересов или утративший доверие работодателя, не может быть назначен на должность государственного служащего.

Статьи 16 и 25.1 Закона № 79-ФЗ предусматривают все виды и категории ограничительных мер [2].

 Тот факт, что государственные служащие выступают в качестве представителей государственной власти и обеспечивают выполнение функций государственного управления, влечет за собой ряд специфических особенностей. Помимо особых прав и гарантий, недоступных работникам других сфер (медицинское обслуживание, пенсии, содержание в домах престарелых и т.д.), деятельность государственных служащих связана с рядом запретов и ограничений, которые ограничивают некоторые права работников. Будущий государственный служащий должен знать, что ограничения существуют с определенной целью и компенсируются некоторыми льготами.

Ограничения – это ситуация, которая мешает обслуживанию. Они имеют конкретную цель: обеспечивают эффективность профессиональной деятельности: предотвращают возможности для злоупотребления властью; отвечают за независимость службы; гарантируют соблюдение государственными служащими прав и свобод граждан.

Во-первых, граждане не могут быть приняты на работу в качестве государственных служащих по причине их недееспособности или ограниченной дееспособности. В таких случаях контракт с гражданским служащим будет расторгнут, гражданский служащий будет уволен, а гражданский служащий будет исключен с гражданской службы. Стоит отметить, что такое решение может принять только суд.

В случае нарушения ограничений гражданского служащего контракт с ним будет расторгнут и он будет уволен с гражданской службы, а затем исключен из гражданской службы. Обстоятельства, указанные в статье 16 настоящего Федерального закона, носят абсолютный характер. Их соблюдение является обязательным. Понятно, например, что на государственной службе возрастной ценз составляет от 18 до 60 лет, а на муниципальной службе – 65 лет. Можно ли его продлить?

Закон предоставляет возможность представителю нанимателя на своей усмотрение заключить срочный служебный контракт не более, чем на 5 лет. Это исключение. Недавно было введено еще одно, на должности категории «руководители» допускается заключение срочного контракта до 70 лет, но только по решению Президента РФ.

Данная поправка была введена по понятным причинам: В.В. Путин не молодеет, как и его окружение, администрация, представители в федеральных округах, начальники главных управлений, которые назначаются по его указу, являются его ровесниками и попадают под возрастное ограничение, и чтобы сохранить команду, с которой ему комфортно работать, пришлось прибегнуть к такой мере.

Неснятая или непогашенная судимость является препятствием для прохождения государственной и муниципальной службы. Существует также запрет на профессиональную деятельность в течение определённого судом периода. Ограничение свободы, арест, лишение свободы, смертная казнь, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – являются видами наказания, исключающими возможность исполнения должностных обязанностей, согласно Уголовному кодексу РФ.  При назначении этих видов наказаний гражданин не может быть принят на государственную службу, а гражданский служащий увольняется с государственной службы.

Если исполнение должностных обязанностей подразумевает работу со сведениями, составляющими государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, допуск к такого рода сведениям становится обязательным условием замещения соответствующей должности. Допуск к государственной тайне является сам по себе еще большим ограничением прав и свобод, чем просто поступление на службу. Отказ от нее является причиной невозможности замещения должности. Граждан вправе задуматься, стоит ли соглашаться ради должности от, например, путешествий в другие страны, и отказаться. К "иной, охраняемой федеральным законом тайне" относятся прежде всего служебная и коммерческая тайна.

Понятие и критерии служебной и коммерческой тайны содержатся в ст. 139 ГК РФ [1]. Информация составляет служебную или коммерческую тайну при наличии следующих условий: когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам; если к ней нет свободного доступа на законном основании; обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Родственные или свойственные связи могут быть препятствием для замещения должности в случае неравного положения, например, мать руководитель отдела, а дочь претендует на работу в нем. Данная мера, на мой взгляд, полностью оправдана и основана на опыте некоторых частных компаний, она позволяет устранять потенциальные возможности для «семейного» продвижения внутри государственной службы. Иными словами, недопустимо, если исполнение обязанностей связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одно другому.

Важно запомнить: родственниками являются родителями, родные братья и сестры, дети, свойственниками – муж, жена, родители, братья и сестры, дети мужа (жены). Можно работать в параллели, например, в одном отделе на соразмерных должностях, но если у кого-то карьера идет в гору и грозит место руководителя, другому придется переводиться в другое отделение или увольняться. 

Стоит упомянуть, нарушение правил приема на службу, либо по ошибке кадровиков, либо по коррупционному характеру. Например, если вас примут на младшую группу должностей с незаконченным высшим образованием и отсутствием среднего профессионального, это будет ошибкой и после проверки вышестоящим органом последует увольнение.

Список заболеваний, по которым может быть дан отказ в поступлении на государственную службу таков: психические расстройства и расстройства поведения (со средними и тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями), психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, и эпилепсию. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, то есть установлены Минздравсоцразвития России. В случае, если госслужащий работает в других странах или работает с государственной тайной, список заболеваний будет отличаться.

Прохождение военной службы является обязательным условием замещения должности, это связано с повышением престижа российских вооруженных сил и направлена на борьбу с уклонистами [3].

Утрата доверия является «волчьим билетом», если говорить простым языком, и одним из самых неблагоприятных ограничений. Данная ситуация возникает, когда государственный служащий совершает правонарушение коррупционного характера, например, не уведомил о конфликте интересов, предоставил ложную информацию о доходах, предусматривающий ограничение ввиду представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу. В случае выявления факта представления таких документов или сведений служебный контракт также прекращается, после чего следует увольнение. Если гражданин при поступлении на гражданскую службу предъявит подложные документы, то наступит уголовная ответственность. Подложным является личный или официальный документ (паспорт, военный билет, документы об образовании: аттестаты, дипломы, свидетельства и т.п.), если в нем любая часть содержания или формы не соответствует действительности. Госслужащие обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Ограничение прав государственных служащих вполне обосновано, поскольку подразумевает наличие компенсации в виде повышенных льгот и гарантий социальной защищенности.

Прохождение государственной гражданской службы связано с наличием ряда ограничений, о которых было сказано выше. Роль данных ограничений неоценима и способствует защите Конституционного строя, обеспечивают эффективность профессиональной деятельности государственных служащих, препятствуют возможности для злоупотребления полномочиями и являются гарантом соблюдения служащими прав и свобод граждан.

Список литературы

  1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022)
  2. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». (ред. от 7 октября 2022 г.)
  3. Государственная и муниципальная служба : учебник и практикум для СПО / Г72 А. В. Кочетков, Г. А. Сульдина, Т. В. Халилова, Т. А. Занко ; под общ. ред. Е. В. Охотского. – М. : Издательство Юрайт, 20167. – 403 с.

Поделиться

679

Харитонова Е. А., Лиллепео О. В. Ограничения по государственной и муниципальной службе // Актуальные исследования. 2022. №42 (121). С. 103-106. URL: https://apni.ru/article/4794-ogranicheniya-po-gosudarstvennoj-i-munitsipal

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января