Перспективные направления совершенствования форм управленческой деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации

Статья посвящена проблеме совершенствования форм управленческой деятельности в системе МВД России. Рассматриваются перспективные направления совершенствования информационных правовых систем и цифровых сервисов, применяемых для подготовки и реализации управленческих решений. Акцентируется внимание на доминировании в системе МВД России правовых форм управления, реализуемых в цифровой форме, отмечаются проблемы, связанные с отсутствием взаимосвязанности информационных систем, содержащих правовые акты долгосрочного периода действия и цифровых сервисов, позволяющих реализовывать организационно-распорядительные решения.

Аннотация статьи
органы внутренних дел
информационные системы
управленческая деятельность
формы управления
цифровые сервисы
Ключевые слова

На современном периоде функционирования системы МВД России в деятельность подразделений внедрен ряд автоматизированных информационных систем, назначение которых заключается в придании цифровой природы реализуемым управленческим решениям. Решения, принимаемые руководителями подразделений на всех уровнях в основном носят правовой характер, то есть закрепляются в документальной форме. Существующие информационные системы и сервисы позволяют оформлять подобные документы в электронной форме, что обеспечивает с одной стороны прозрачность управленческих процессов и долговременное хранение принятых решений в соответствующих базах данных, с другой стороны, обеспечивают оперативность доведения поставленных задач до подчиненного личного состава.

К этим информационным системам следует отнести: сервис электронного документооборота (СЭД), развернутый в единой системе информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России (ИСОД МВД России); сервис обеспечения деятельности правовых подразделений (СОДПП) ИСОД МВД России; прочие сервисы оперативно-служебной деятельности ИСОД МВД России, позволяющие формировать, фиксировать, передавать и распространять управленческие документы в той или иной сфере деятельности.

Сервис электронного документооборота позволяет создавать локальные документы, носящие, как правило, неправовой характер, не требующий прохождения правовой экспертизы, как это предусмотрено для локальных распорядительных актов (приказы и распоряжения по подразделению МВД России). При этом процедура правовой экспертизы приказов и распоряжений может быть реализована через СЭД, технологические возможности для этого имеются уже на существующей аппаратно-программной платформе СЭД. Эта платформа предоставляет возможность внесения правок в документ, наложения резолюций согласующими инстанциями, отклонения поступивших на согласование документов и т.д. Таким образом, одним из предложений по совершенствованию управленческой деятельности органов внутренних дел выступает внесение изменений в инструкцию по делопроизводству в части исключения необходимости работы исключительно с проектами распорядительных актов в бумажной форме. Например, в приказе МВД России «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России» [1] указано, что «проект нормативного правового акта МВД России и нормативный правовой акт МВД России создаются на бумажном носителе или в форме электронных документов и имеют равнозначную силу». Вместе с этим Инструкция по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации [2] устанавливает в п.25 требования к оформлению документов только на бумажном носителе. Следовало бы дополнить ее однозначным указанием того, что документы в электронной форме с электронной подписью равнозначны документам на бумажном носителе, распространив это положение в том числе и на проявления правовых форм управления, таких как локальные приказы, распоряжения по подразделению МВД России.

В развитие этого положения рассмотрим указанный ранее сервис обеспечения деятельности правовых подразделений (СОДПП). Этот сервис, по сути, представляет собой информационный портал Договорно-правового департамента МВД России. На нем содержатся банки данных правового регулирования деятельности органов внутренних дел, банк данных специализированных территориально распределенных автоматизированных систем (СТРАС) «Юрист» «Юрист Регион», банк данных мониторинга правоприменения в органах внутренних дел и другие информационные ресурсы, например, перечни правовых актов.

Важнейшим банком данных из перечисленных является СТРАС «Юрист», который содержит документально зафиксированные управленческие решения МВД России в правовой форме (Приказы МВД России, распоряжения министра внутренних дел и др.), а также локальные распорядительные акты, формируемые в результате управленческой деятельности подразделений МВД России (приказы и распоряжения по подразделению). Эта информационная система разработана на основе программного обеспечения компании «КонсультантПлюс» и обладает достаточно удобным интерфейсом, но требует администрирования, обновления, управления доступом к ней внутри каждого подразделения МВД России.

Совершенствованию информационных систем правового обеспечения деятельности органов внутренних дел посвящен ряд работ [3, с.15-16; 4, с.48; 5; 6; 7], в которых среди прочего единодушно отмечается необходимость дальнейшего развития и интеграции информационных систем правового характера, обеспечения оперативного доступа к ним, широкого их применения при принятии управленческих решений руководителями различного уровня. Рассмотрим отдельные перспективные направления совершенствования информационно-правового обеспечения принимаемых решений.

Представляется перспективным направлением совершения документального обеспечения управленческой деятельности, то есть реализации правовых форм управления размещение этой автоматизированной информационной системы в качестве отдельного сервиса ИСОД МВД России. Кроме этого, следует отметить, что в системе СТРАС «Юрист» в недостаточной мере осуществляется правовая обработка размещаемых документов. Система позволяет внутри документов размещать интерактивные ссылки на другие правоустанавливающие акты, например, на приказы в которые вносятся изменения, действие которых прекращается и т.д., и это осуществляется для приказов и распоряжений по МВД России, но далеко не всегда применяется по отношению к локальным распорядительным актам внутри подразделений.

При этом нельзя не учитывать, что интеграция данных сервисов между собой на настоящий момент не достигла того уровня, который позволяют современные технологические возможности вычислительной техники. Управленческие решения, документально оформленные в различных сервисах, хранятся в разных информационных системах обособленно. Такое положение вещей может вызывать противоречия и неточности в принимаемых решениях, увеличивать время необходимое руководителю для выработки решения, требующего информации из различных сервисов, затруднять для исполнителей отработку поступающих вводных, в случае если для нее также требуется изучение нескольких документов в разных сервисах.

Преодоление названой проблемы не может быть быстрым и непродуманным, ее необходимо решать поступательно и системно. Автор полагает, что начать необходимо с интеграции СЭД и справочной правовой системы СТРАС «Юрист», что позволило бы внутри локальных правовых и неправовых форм управления (внутриорганизационные распорядительные акты, запросы информации и т.п.) использовать интерактивные ссылки к четко зафиксированным правовым актам МВД России, локальным правовым актам конкретных подразделений. Таким образом, руководитель подразделения, готовя документально оформленные управленческие воздействия организационно-распорядительного характера, либо оформляя процедурные действия в рамках долгосрочных решений мог бы прикреплять к ним прямые отсылки к долгосрочным управленческим решениям (действующим приказам и распоряжениям, на которые ссылается принимаемое решение). При этом и сам руководитель, и подчиненные сотрудники могли бы работая с документом не покидая информационной системы СЭД открывать требуемые правовые акты, формировать ссылки на отдельные их положения и нормы.

Технологическая сложность реализации данного предложения на сегодняшний день заключается в том, что СТРАС «Юрист» представляет собой не один из сервисов ИСОД МВД России, но обособленное программное средство, функционирующее по клиент-серверной технологии. На взгляд автора следовало бы трансформировать эту систему, преобразовав именно в сервис в составе ИСОД. Такая трансформация вполне возможна. Будучи выполненным компанией Консультант Плюс, программное средство СТРАС «Юрист» полностью повторяет интерфейс главной справочной правовой системы Консультант Плюс, а мы знаем, что у данной системы существует веб-приложение в Интернете по адресу consultant.ru. В таком же виде и графическом исполнении следовало бы интегрировать СТРАС «Юрист» в состав сервисов ИСОД МВД России, создав тем самым прочную связь между управленческими воздействиями, направленными на достижение долгосрочных целей, и едино разовыми организационно-распорядительными актами и процедурными действиями.

Как отмечалось выше сервис электронного документооборота (СЭД) предоставляет руководителю возможности направления входящих документов на исполнение в подчиненные подразделения, контроля исполнения поручений, анализа исполнительской дисциплины. Подчиненные подразделения в свою очередь при помощи данного сервиса способны самостоятельно организовывать взаимодействие между собой, реализуя таким образом методы самоуправления. Это, безусловно, важный инструмент реализации управленческих решений. В то же время следует отметить, что СЭД не лишен отдельных недостатков. Так по наблюдению автора в системе не в полной мере реализованы возможности поиска документов среди имеющегося массива. В качестве одного из направлений совершенствования СЭД следует предусмотреть возможность поиска документов по словосочетаниям внутри текста, по тексту резолюций, по датам. На сегодняшний день в системе есть возможность поиска лишь по дате регистрации документа, при этом в ряде случаев значительно важнее дата поступления на исполнение, наложения той или иной резолюции, поступления ответа от исполнителя.

Текст статьи
  1. Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России: приказ МВД России от 27 июня 2003 г. № 484.
  2. Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 20 июня 2012 г. № 615.
  3. Дралов В.В. Теоретические и организационно-методические вопросы совершенствования правового обеспечения управления органами внутренних дел: Автореф. дис... канд. юрид. наук. М., 2001. 24 с.
  4. Уциев А.Н. Ресурсное обеспечение стратегического управления в органах внутренних дел: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. 275 c.
  5. Дюков А.В. Организация системы информационно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 371 с.
  6. Дюков А.В. О применении информационных технологий в правовом обеспечении организации и деятельности системы МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 7. С. 152-154.
  7. Паршин, В. А. Пути совершенствования форм и методов системы управления органов внутренних дел // Теория права и межгосударственных отношений. – 2021. – Т. 2. – № 6(18). ‒ С. 112-115.
Список литературы