Изучая задачи, возлагаемые на войска национальной гвардии, можно говорить о том, что войска тесно связаны с деятельностью частных детективов и охранных предприятий. Седьмая задача звучит так: федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной и частной детективной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны. Мы видим, что ВНГ осуществляет контроль (надзор) в области частной детективной и охранной деятельности. Это нашло отражение в полномочиях ВНГ:
- выдавать при наличии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, лицензии на осуществление частной охранной деятельности или частной детективной деятельности; выдавать для подтверждения правового статуса удостоверения частного охранника и удостоверения частного детектива; проводить периодические проверки частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением оружия и специальных средств;
- осуществлять контроль за деятельностью частных охранных организаций и частных детективов, а также участвовать в осуществлении контроля за соблюдением организациями, осуществляющими образовательную деятельность по программам профессионального обучения частных охранников, частных детективов и дополнительным профессиональным программам для руководителей частных охранных организаций, требований и условий, установленных законодательством Российской Федерации;
- проверять организацию охраны, осуществляемой частными охранными организациями, на соответствие установленным правилам;
- выдавать гражданам и организациям при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия;
- проводить проверки мест хранения и использования специальных средств в частных охранных организациях;
- продлевать срок действия и переоформлять выданные лицензии и разрешения, отказывать в выдаче лицензий и разрешений при наличии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации; при выявлении нарушений принимать меры по приостановлению действия лицензий и разрешений, их аннулированию, а также иные меры, предусмотренные федеральным законом; продлевать срок действия, принимать решение о приостановлении срока действия или об аннулировании удостоверения (дубликата удостоверения) частного охранника;
- входить беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения в помещения, занимаемые частными охранными организациями и частными детективами, а также в помещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения частных охранников, частных детективов.
Основываясь на вышеупомянутых полномочиях, можно сделать вывод о том, что деятельность частных детективных и охранных организаций во многом зависит непосредственно от войск национальной гвардии. При этом, частные детективы и охранные организации оказывают большое содействие деятельности ВНГ.
В настоящее время деятельность охранно-сыскных структур приобрела форму, которая наиболее полно отвечает потребностям определенной категории населения – предпринимателям, защищая их жизнь и собственность от преступных посягательств. Тем не менее, справедливо утверждение, что в государстве объективно не может быть двух систем обеспечения безопасности: отдельно – частной, отдельно – государственной. Есть единое правовое поле, очерченное системой действующего законодательства, и, поскольку законодатель поручил негосударственным охранно-сыскным структурам выполнять часть функций по обеспечению имущественной и личной безопасности, значит, данные структуры по определению являются, прежде всего, частью правоохранительной системы. Следует обратить внимание на то, что в Законе о частной детективной и охранной деятельности лишь в ст. 3 говорится о том, что предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе. На этом законодательное регулирование данного вопроса и заканчивается.
Прежде всего, обращает на себя внимание, что в Законе употреблен термин «содействие», а не «взаимодействие», которое предполагает равноправные взаимоотношения между частными охранно-сыскными предприятиями и органами внутренних дел. Термин «содействие» введен, очевидно, неслучайно, имея в виду подчиненную по отношению к органам внутренних дел роль частных охранно-сыскных предприятий. Иными словами, частные детективы и охранники могут (но не обязаны) оказывать содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, за исключением случаев, когда они обязаны не скрывать ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений (ст. 7 Закона о частной детективной и охранной деятельности). Такое содействие возможно на возмездной или безвозмездной основе, с заключением договора (соглашения об оказании содействия органам внутренних дел в охране общественного порядка).
T.Г. Матвеев рассматривает следующие формы осуществления взаимодействия и сотрудничества между частными охранными организациями и правоохранительными органами:
- предупреждение и пресечение преступлений, которые включают в себя совместную деятельность по выявлению условий, способствующих совершению преступлений и их устранение (нейтрализацию); выявлению лиц от которых, судя по их противоправному поведению, можно ожидать совершения преступления и отношении охраняемого объекта, и принятие мер по их нейтрализации; обороне объекта при нападении;
- раскрытие преступлений: проведение совместных поисковых мероприятий; преследование и задержание лиц, совершивших преступление; охрана места происшествия; обмен информацией; использование специальной техники и специальных средств;
- обеспечение общественного порядка: совместное патрулирование улиц; обеспечение общественного порядка при проведении массовых мероприятий (концертов, демонстраций, шествий, митингов и др.);
- подготовка кадров, подбор; обучение; проведение совместных тренировок и соревнований, семинаров, конференций и т. д. Подобная позиция перекликается с мнением А.Н. Кокорева и М.С. Лаврентьева, которые называют такие формы содействия, как предоставление конфиденциальной информации, установление преступников, очевидцев преступления, совместное патрулирование в рамках системы единой дислокации, где работники частных охранно-сыскных структур отмечены как приданные силы и т. п. В научной литературе высказаны и иные точки зрения.
Так, В.В. Кудрявцев и А.В Овчаров полагают, что на практике фактически существует только одна форма сотрудничества между этими двумя структурами, выраженная в помощи со стороны частных охранных предприятий правоохранительным органам по охране общественного порядка при проведении общественных мероприятий и праздников.
По своему характеру и направленности наиболее распространенной формой взаимодействия частных охранно-сыскных структур и войск национальной гвардии является совместное патрулирование, но возможны и другие формы взаимодействия, в частности:
- учет дислокации постов частных охранно-сыскных структур в интересах ВНГ;
- привлечение экспертов из числа руководителей частных охранно-сыскных структур к разработке ведомственных документов, регламентирующих охранную деятельность;
- сбор и анализ информации о фактах практического участия сотрудников частных охранно-сыскных структур в содействии правоохранительным органам;
- привлечение сотрудников Росгвардии к обучению частных охранников и детективов в рамках взаимодействия с правоохранительными органами;
- использование ведомственных средств массовой информации в освещении практики успешного взаимодействия частных охранно-сыскных структур и ВНГ;
- трудоустройство сотрудников органов внутренних дел, вышедших на пенсию, в частные охранно-сыскные структуры (создание специализированной биржи труда);
- создание «горячей линии» для оперативного взаимного информирования при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- организация прямой связи дежурных частей частных охранных структур с дежурными частями территориальных органов внутренних дел.
В данной ситуации следует согласиться с А.З. Колясинским в том, что выбор форм и методов взаимодействия правоохранительных органов с негосударственными охранными организациями должен быть в целом увязан с задачей обеспечения безопасности общества и личности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Однако, любое сотрудничество частных детективов и охранников с правоохранительными органами может носить односторонний характер в виде содействия частного детектива или охранника всеми доступными ему способами, включая предоставление информации правоохранительным органам.
Как представляется, сотрудничество Росгвардии с частными охранными организациями в борьбе с преступностью крайне важно, поскольку отвечает интересам обеих сторон такого сотрудничества.
Наиболее актуальны услуги по обеспечению имущественной безопасности, а также услуги по обеспечению личной безопасности, информационной безопасности и иные виды деятельности.
Таким образом, в условиях становления и развития частных охранно-сыскных организаций, с учетом особых целей и задач их деятельности, в условиях криминализации значительной ее части, уголовная ответственность за превышение полномочий ее сотрудниками является объективной необходимостью. Поэтому, появление в Уголовном кодексе РФ статьи, содержащий состав преступлений, предусматривающей ответственность за превышение полномочий сотрудником негосударственной правоохранительной системы, стало одним из средств повышения эффективности борьбы с различного рода нарушениями в рассматриваемой сфере.