Формирование здорового образа жизни учащихся с помощью активного туризма

Статья нацелена на поиск методов формирование здорового образа жизни учащихся с помощью активного туризма.

Аннотация статьи
спорт
здоровый образ жизни
туризм
Ключевые слова

Туризм занимают важное место в учебно-воспитательной работе школы, в здорового образа жизни подрастающего поколения. Туристская деятельность способствует формированию активной жизненной позиции молодого человека и является средством по формированию здорового образа жизни. Туризм исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха на природе. В туристских походах обучающиеся закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий, самообслуживания и др.

Особые условия туристской деятельности способствуют воспитанию ответственности за свои поступки, дисциплинированности, высоких нравственных качеств личности: взаимовыручка, чуткость и внимание к товарищам. Туризм является наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека. Он учит коллективизму, дружбе, товариществу, расширяет кругозор, обогащает духовную жизнь, является прекрасным средством познания красоты природы. Он помогает в выборе профессии, оказывает положительное влияние на организм школьника. Проводя медицинское обследование в школе выявлены дети с нарушением осанки, зрения. Таким детям мы уделяем особое внимание на занятиях туристической деятельности. У большинства ребят после занятий сдвиг в положительную сторону по здоровью. Как воспитать закаленного человека, сильного, здорового? Современный подход к оценке здоровья человека складывается из трех составляющих: физиологического здоровья, физического и психологического. Туристские путешествия не только способствуют физическому закаливанию организма, снимают усталость, укрепляют нервную систему, они все больше становятся настоятельной потребностью человека как активный, насыщенный физическими нагрузками отдых. При этом следует учитывать и факторы более широкого назначения, а именно: перемена занятий (самый универсальный фактор отдыха); непринужденность и нерегламентированность общения; движение; общественно полезная работа во время туристских мероприятий. Контакты, которые устанавливаются между взрослыми и ребятами в походе, как правило, гораздо более глубокие и душевные, чем в деловой обстановке учебного процесса. Они способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества.

В непосредственном контакте с природой, совместно преодолевая небольшие, но трудности, происходит физическая и духовная закалка ребят. Они учатся жить и работать в коллективе, самостоятельно решать возникающие проблемы. Учатся проявлять инициативу и, что гораздо труднее, подчинять свои интересы интересам коллектива

Туризм и здоровье не отделимы. Известно выражение: «В здоровом теле – здоровый дух». Но не менее справедливым будет и обратное утверждение: «От здорового духа – здоровое тело». Туризм помогает гармонично развивать человеческой личности этих двух здоровых начал. Сила духа может направлять разум человека в сторону добрых мыслей и положительных эмоций. Очень важно сегодня убедить и научить подрастающее поколение использовать свой разум для выработки сознательной философии жизни, направленной на сохранение здоровья

В целом туризм дает детям:

  • радостные переживания (эмоциональность);
  • любопытную, полезную информацию (познавательность);
  • укрепление здоровья;
  • физическое развитие;
  • яркие впечатления (восприятие);
  • разного рода полезные умения, навыки.

На уроках физической культуры я включаю элементы туризма при изучении разделов, легкая атлетика, спортивные игры, лыжная подготовка. Использование элементов туризма способствует повышению интереса к урокам физической культуры, является составной частью здоровьесбережения, нравственного развития личности.

Главным принципом уроков физической культуры с элементами туризма в школе является направленность на развитие индивидуальных способностей ребёнка, поддержание у него положительного эмоционального состояния, оздоровление.

Ребята с удовольствием выполняют туристические задания, тем самым мы оздоравливаем обучающихся за счет повышения двигательной активности. Туристские умения и навыки надо обязательно прививаем детям уже в начальной школе. В этом возрасте школьники смотрят на мир широко открытыми глазами и, как губка, впитывают в себя все интересное. А занятия туризмом и увлекательны, и полезны.

Уроки физкультуры с использованием средств туризма в младшем школьном возрасте имеют свои особенности.

Во-первых, в содержании таких уроков включают не только выполнение разнообразных физических упражнений, но и формирование знаний о природе, отношения человека к природе, учит коллективизму, товариществу и взаимопониманию, что, несомненно, делает их познавательно-образовательными и носит воспитательный характер.

Во-вторых, урок физической культуры с использованием средств туризма, подчинен единой сюжетной линии и игровой форме, что обеспечивает интерес и потребность в физических упражнениях.

В-третьих, уроки с использованием средств туризма проводят на открытом воздухе, что позволяет решать одну из главных задач физической культуры – оздоровительную.

При планировании уроков физической культуры с использованием средств туризма я использую как природное, так и социальное окружение, а также сезонные особенности. В период межсезонья, а также при плохих погодных условиях урок физической культуры проводим в спортивном зале с использованием гимнастического оборудования, другого навесного спортивного оборудования, специальных приспособлений.

С учетом содержания всех видов туристской подготовки, а также возрастных особенностей учащихся, я разработал познавательно-образовательные уроки-тесты, уроки-соревнования, уроки-путешествия и т.п. для детей младшего школьного возраста.

В своей практике провожу уроки с элементами спортивного и туристского ориентирования.

Работа эта хлопотная, но интересная. Ведь ориентирование – интеллектуальный вид деятельности, когда учащийся не просто совершает пробежку по красивой пересеченной местности, но в то же время и размышляет, в уме прикидывая пройденные расстояния, корректируя направления движения и внимательно фиксируя окружающее. На лицо не однообразный, зачастую бездумный, кроссовый бег по команде учителя, а беговые действия с активным включением в работу головного мозга, всех его анализаторов, с задачей выбора оптимального варианта пути с одной стороны, а с другой – высокий эмоциональный подъем. Холодный расчет и горячее сердце здесь прекрасно сочетаются. В основе уроков с элементами ориентирования лежит принцип последовательности и ступенчатости процессов обучения, начиная с младших школьников, продолжая в среднем школьном звене. В начальных классах используются эстафеты и подвижные игры не большой продолжительности с элементами поиска, чтобы ребята могли ориентироваться на небольшой дистанции. Например, на нарисованной карте в спортивном зале, дети отмечают, где будут находиться какие-либо предметы (обручи, мячи), а затем меняют их расположение. После этого предлагают напарнику вернуть предметы по предложенному рисунку. В ходе игр дети приобретают умение держать карту правильно, т.е. ориентировать карту по большим ориентирам (окнам, дверям, стенам).

Туризм помогает нашим ребятам в сдаче нормативов комплекса ГТО. Наряду с традиционными формами физической активности (плавание, гимнастика, бег, силовые упражнения) в системе подготовки к сдаче ВФСК всероссийского федерального спортивного комплекса ГТО предлагается использование спортивно-оздоровительного туризма (СОТ). Одной из основных организационных форм спортивно-оздоровительного туризма – является туристский поход.

Сдача норматива

Туристический поход с проверкой туристических навыков 3-4 ступени сдают обучающиеся нашей школы.

Занятия туризмом при подготовке к сдаче нормативов ГТО способствуют формированию базы общей физической подготовки, тренировке выносливости, необходимой в любом виде спорта.

В нашей школе проводится внеурочная и кружковая туристическая работа. На базе школы работает объединение «Спортивный туризм и ориентирование» на протяжении более 30 лет. В 2019 году создан школьный спортивный клуб «Азимут». Членами клуба являются большинство школьников. А работе клуба принимают участие увлеченные родители. Ходим в походы, проводим соревнования, эстафеты, готовимся к соревнованиям. В составе сборной Валуйского района принимаем участие в областных соревнованиях. Так наши обучающиеся и увлеченные родители получают заряд бодрости, духа победы и энергии, здоровья. По моему мнению, занятия туризмом как нельзя лучше подходят для формирования здорового образа жизни у детей. Ведь туризм – это и спорт, и увлечение, это образ жизни. И этот образ жизни здоровый.

Текст статьи
  1. Козлова Ю.В. Ярошенко В.В. Туристский клуб школьников М.: «ТЦ Сфера», 2004, 224 с.
Список литературы