Главная
Конференции
Тенденции, перспективы и приоритеты развития научного знания
Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников старшего возраста через...

Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников старшего возраста через настольные игры

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

экономическая культура
финансовая грамотность
экономическое воспитание
финансовая самостоятельность

Аннотация статьи

В статье формирование финансовой грамотности дошкольников рассматривается как основа правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Формирование полезных привычек в сфере финансов, незримо начинается с дошкольного возраста, и помогает избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности.

Текст статьи

Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Приобщение ребенка к миру экономической действительности - одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике.

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Все эти нормативные акты позволяют создать в детском саду условия для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Что же такое финансовая грамотность? Это – знания и навыки, необходимые для принятия обоснованных (рациональных и ответственных) решений для достижения финансового благополучия.

Возникают еще вопросы: насколько важна эта «финансовая грамотность» в дошкольном возрасте и стоит ли ее культивировать у детей? Когда следует начать знакомство с экономикой? И кто должен и может учить этому направлению детей?

Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать».

Таким образом, формирование полезных привычек в сфере финансов, незримо начинается с дошкольного возраста, и помогает избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить, основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Детьми старшего дошкольного возраста двигают такие детские черты – любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание, но при этом – огромные запасы энергии. Как раз в этом возрасте необходимо учить детей основам экономической грамотности.

Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом

Цель такой работы не только расширять экономический кругозор детей старшего дошкольного возраста, но и способствовать развитию экономического мышления, интереса к экономическим знаниям. Помочь старшему дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворение.

Дискуссионным остается вопрос, как приобщить детей к финансовой грамотности, не перегружая их сложными терминами, не вдаваясь в подробности экономических механизмов, не лишая их счастливого и беззаботного детства. А ответ прост: только в игре, ведь это ведущая деятельность ребенка-дошкольника. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир.

Обучение детей финансовой грамотности в группе старшего дошкольного строилось на основании 4 тематических блоков:

  • БЛОК 1. «Человек и его потребности»
  • БЛОК 2. «Семейный круг»
  • БЛОК 3. «Деньги»
  • БЛОК 4. «Товары и услуги»

Инструментом формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста была выбрана настольная игра.

Настольные игры – это разновидность дидактических игр, которые представляют собой игры с правилами и направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний. Они способствуют развитию сообразительности, внимания к своим действиям, к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода, на развитие мыслительных операции

Гармоничное объединение основных направлений по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников и методические аспекты реализации настольной игры позволили разработать следующие задачи:

  1. Разработать настольные игры по основным направлениям приобщения детей старшего дошкольного возраста к финансовой грамотности.
  2. Расширить представление об обмене товарами и услугами, о понятии «рынок», «спрос», «предложение», «цена», «заработная плата»;
  3. Сформировать у детей представление о потребностях человека на основе экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуга, потребители;
  4. Сформировать у детей отчетливое представление о роли труда в жизни общества и каждого человека и обобщенные представления о труде взрослых
  5. Создать на основе принципа интеграции видов детской деятельности условия для решения практических задач самими детьми;
  6. Развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность.
  7. Воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

При построении образовательного процесса по обучению старших дошкольников финансовой грамотности с использованием настольных игр используют такие виды детской деятельности

  • игровая;
  • коммуникативная;
  • познавательно-исследовательская.

В ходе образовательного процесса используются такие методы как:

  • игровые методы;
  • словесные методы.

Участники обучения дошкольников финансовой грамотности:

  • дети;
  • воспитатели;
  • родители (законные представители).

Различные виды настольных игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников знаний финансовой грамотности. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения.

Настольные игры не только помогают раскрыть и закрепить какие-то финансовые понятия или действия, но и помогают объяснить, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается.

Таким образом, за счет применения настольных игр финансовой направленности можно максимально полно использовать интерес детей к миру экономики, расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях. А создание условий и игровая деятельность положительно влияют на формирование финансовой грамотности у старших дошкольников.

Список литературы

  1. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» / Сайт «Финансовая культура» – электронный ресурс: https://fincult.info/upload/iblock/dc5/economich_vospitanie_doshkolnikov _02.pdf
  2. Сборник методических материалов к примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» / Сайт «Финансовая культура» – электронный ресурс: https://fincult.info/upload/iblock/829/sbornik_metod_materialov_doshkolniki.pdf
  3. Сборник демонстрационных материалов «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» / Сайт «Финансовая культура» – электронный ресурс: https://fincult.info/upload/iblock/a0e/demonstr_materialy_doshkolnikam.pdf

Поделиться

924

Гукова И. А., Исланкина Н. В., Бушуева О. М. Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников старшего возраста через настольные игры // Тенденции, перспективы и приоритеты развития научного знания : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 ноября 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 23-26. URL: https://apni.ru/article/4890-formirovanie-osnov-finansovoj-gramotnosti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря