Главная
Конференции
Тенденции, перспективы и приоритеты развития научного знания
Методические приемы работы над смысловым компонентом навыка чтения школьников: т...

Методические приемы работы над смысловым компонентом навыка чтения школьников: традиции и новации

Автор(-ы):

Стручаева Тамара Михайловна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

смысловое чтение
литературные жанры
басня
учащиеся начальных классов
урок литературного чтения

Аннотация статьи

В статье дается характеристика разных методических приёмов работы с младшими школьниками на уроках литературного чтения с целью формирования и дальнейшего развития навыков смыслового чтения. Приводится примерная структура урока по изучению литературного жанра «басня» с применением так называемых классических приёмов работы (традиционных) и современных, получивших широкое распространение в последнее десятилетие.

Текст статьи

Без чтения нельзя представить современного человека – человека информационного общества, человека, читающего в интернете. Отсюда – такое пристальное внимание к чтению (особенно в начальных классах – на этапе его формирования) как со стороны педагогов, родителей младших школьников, ученых по психологии и дидактике чтения как на уровне отдельных стран, так и в целом – в мировом масштабе. Начальная школа закладывает основы чтения.

Первый и второй классы русской начальной школы работают, в первую очередь, на формирование навыка правильного, достаточно беглого, сознательного и выразительного чтения. Но все перечисленные качества полноценного навыка чтения подчиняются на этом этапе двум важным составляющим – усвоению СПОСОБА чтения и формированию определённой СКОРОСТИ чтения. Техническая сторона чтения, как принято называть её в методике, будет на начале обучения в начальной школе преобладать. Пока школьник не зачитает со скоростью примерно 60 слов в минуту, у него, как утверждают специалисты в области психологии детского чтения, все 4 главных компонента чтения будут идти врозь, а само осознание прочитанного будет несколько запаздывать. Поэтому в методике обучения первоначальному чтению в русской школе долго преобладал технический подход, и школьные учителя, районные и областные методисты (не в обиду будь сказано) проверку техники чтения, а чаще всего именно скорости чтения, ставили в приоритет по отношению к осознанности чтения [2, 5-6].

По ФГОС НОО (2009 г.) принято в основу чтения ставить его смысловой компонент. Но смена приоритетов не означает, что техническая сторона чтения перестала быть важной. Наоборот: Стандарт требует, чтобы над навыком чтения работали со школьниками все педагоги начальных классов и формировали его на материале своего предмета – изобразительного искусства, музыки, технологии, физической культуры, иностранного языка. Отсюда – обязательные учебники по всем школьным предметам. И, несомненно, формирование полноценного навыка чтения – это одна из задач уроков математики, окружающего мира, русского языка [7].

Стоит также вспомнить ключевую фразу из учебников по методике преподавания чтения: в первом классе школы ЧТЕНИЕ является ОБЪЕКТОМ обучения, а со второго класса – это ГЛАВНОЕ СРЕДСТВО обучения. Хотя, как указывалось выше, техническая сторона чтения во 2 классе ещё достаточно низкая у подавляющего большинства детей, и она будет тормозом в качественном усвоении учебного материала с помощью чтения, тормозом в полноценном осознании смысла читаемого произведения – художественного, познавательного, научного, справочного и др.

Указанные выше положения требуют от учителя начальных классов: ПОМОГАТЬ детям 1-2 классов осознавать смысловую сторону чтения разными способами. Система поэтапной работы с текстом на уроках литературного чтения и её приёмы были классически сформулированы корифеями отечественной методики обучения чтению – В.Г. Горецким, Н.Н. Светловской, методистами образовательных программ Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Н.Ф. Виноградовой, Н.А. Чураковой и др. [1-4]. Современный Стандарт дополнительно потребовал от педагога в литературном чтении работать с разными источниками информации, извлекать из них смысл, работать со словарём, использовать современные технические средства обучения – компьютер, интернет, социальные сети, ЭОР и др.

Хочется также напомнить, что в программе Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века» даже был предложен урок ЛИТЕРАТУРНОГО СЛУШАНИЯ В 1 КЛАССЕ как такой переходной урок от обучения элементарному чтению по букварю/азбуке к полноценному уроку литературного чтения. УЧИТЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ в этот период школьного обучения помогает детям своей выразительностью понять смысловую сторону текста. Отсюда классическая методика всегда важную роль в начальных классах отводила и отводит ПЕРВОМУ ЧТЕНИЮ ТЕКСТА учителем, и сделала этот этап в структуре урока ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ. Не стоит этим пренебрегать, побуждая детей быстрее переходить на самостоятельное тихое чтение, чтение про себя [1, 4, 6].

В работе над смысловым компонентом навыка чтения необходимо проверенную десятилетиями классическую систему сочетать грамотно с новыми требованиями и установками, при этом, не забывая: игры на современных гаджетах как времяпрепровождение не поставят быстрее навык чтения у современного младшего школьника. Поставить навык чтения – перевести школьника с аналитического чтения на синтетическое (по В.Г. Горецкому) – это 1-2 года обучения в школе. А дойти до стадии автоматизации чтения – некоторым и 4 лет начальной школы мало [3].

Современные учебники по литературному чтению включают практически только художественные тексты, но их жанровое разнообразие достаточно велико. В начальной школе дети знакомятся с народными и литературными сказками, легендами, былинами и былинными сказами, очерковыми произведениями, художественными и научно-популярными рассказами, стихотворными произведениями, балладами, пьесами, жанрами народного фольклора и др. (Л.А. Ефросинина, 2004).

Каждый литературный жанр обладает своей спецификой, и этот факт необходимо учитывать при работе над смысловой стороной чтения. Но сам спектр приёмов работы над осознанием прочитанного детьми весьма велик, складывался десятилетиями работы учёных-методистов и учителей-практиков. Если представить этот список приёмов без учёта литературного жанра, то он в нашем понимании может быть представлен следующим ниже списком.

Методические приёмы в работе над художественным произведением:

  • работа с названием темы, раздела в учебнике;
  • работа с заглавием произведения;
  • подбор другого названия произведения, используя крылатые выражения и пословицы/поговорки;
  • работа со словарем: новые слова – слова с новым значением - уточнение значений многозначных слов;
  • анализ содержания произведения по вопросам учителя или учебника: анализ фактического содержания (1 класс) и анализ причинно-следственных связей в произведении (2-4 классы);
  • работа с тропами – образными выражениями: эпитетами, сравнениями, метафорами и др.;
  • работа со структурой литературного произведения: части, деление на логические части, их озаглавливание;
  • работа над идеей произведения – его главной мыслью;
  • характеристика поступков героев произведения, их анализ;
  • составление характеристики литературного героя;
  • определение в произведении позиции автора;
  • выразительное чтение текста после его анализа;
  • пересказ прочитанного текста: близко к тексту (подробный пересказ), выборочный, от лица одного из героев, краткий, творческий (с дополнениями, например, с продолжением авторского текста);
  • чтение по ролям диалогов;
  • выборочное чтение по заданиям учителя или учебника;
  • поисковое чтение и др. [5-6].

У каждого литературного жанра, изучаемого в начальной школе, будут свои приоритетные приёмы для формирования смысловой стороны чтения. Например, биографические данные о писателе/поэте будут отличаться по приёмам работы, например, с текстом-рассказом – это чаще всего справочные материалы или очерковые заметки. Отличается работа и при изучении научно-познавательных текстов из окружающего мира и блока эстетических дисциплин. Работа с малыми жанрами русского фольклора будет отличаться от работы над хокку. Как известно, наиболее разнообразными будут приёмы работы над рассказом как самым частотным жанром по количеству представленности таких произведений в учебниках по литературному чтению.

Во 2-4 классах современной начальной школы дети знакомятся с литературным жанром басня. Задача педагога – показать детям иносказательный смысл этих произведений и усвоить специфику их построения. В программе начальной школы представлены авторские басни Эзопа, Л.Н. Толстого, И.А. Крылова, Хемницера, Измайлова. Басни Эзопа и Толстого даны в прозе, и детям начальной школы они проще для понимания, чем написанные в стихотворной форме два века назад басни Крылова и других отечественных баснописцев.

Что важно помнить педагогу в работе над данным литературным жанром:

  • показ школьникам иносказательного смысла произведения: за конкретными животными скрываются людские поступки, человеческие грехи;
  • что осуждает автор в басне, как его позиция представлена в такой структурной части, как мораль;
  • в каждой басенной ситуации скрыт иносказательный смысл: какие пороки человека вскрывает автор, каким не надо быть, какие качества необходимо в себе победить или наоборот воспитывать?
  • ситуации и герои басен повторяются, но у каждого автора может быть иная трактовка поведения героев.

Приведём список басен Ивана Андреевича Крылова, вошедших в программу урочного и внеклассного чтения начальной школы:

2 класс: «Лебедь, Щука и Рак».

3 класс: «Волк и ягнёнок», «Петух и Жемчужное зерно», «Крестьянин и работник».

4 класс: «Стрекоза и Муравей», «Квартет», «Зеркало и Обезьяна»,«Лиса и Виноград», «Ворона и Лисица», «Слон и Моська»,«Крестьянин в беде», «Осёл и Соловей».

Другие авторы представлены в начальной школе таким списком:

Эзоп, 3 класс: «Лисица и виноград», «Ворон и Лисица», «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица».

Л.Н. Толстой, 2 класс: «Страшный зверь», 4 класс: «Стрекоза и Муравьи».

И.И. Хемницер, 4 класс: «Друзья».

А.Е. Измайлов, 4 класс: «Кукушка», «Лестница»; 3 класс: «Филин и Чиж».

И.И. Дмитриев, 4 класс: «Муха», «Петух, Кот и Мышонок».

Кроме того, авторами учебников рекомендуется познакомить детей с баснями С.В. Михалкова в качестве самостоятельного - внеклассного чтения [4].

В методическом аспекте применения основных приёмов работы с басней как литературным жанром можно порекомендовать молодым педагогам применять: слушание учительского чтения или аудиозаписи, деление текста на две составные части – основную и мораль, ответы на вопросы по содержанию, анализ поступков героев басни, анализ морали басни, анализ крылатых выражений (языка произведения), выделение идеи произведения и её темы, сравнение аналогичных басен других авторов, приведение примеров из реальной жизни о похожих поступках людей, чтение по ролям, выразительное чтение, инсценирование. Представим в табличном варианте, как эти приёмы применяются в структуре урока литературного чтения по басне «Ворона и Лисица» И.А. Крылова для формирования смысловой стороны чтения.

Этап урока

Методические приёмы формирования смысловой стороны чтения

Рассказ учителя об авторе – И.А.Крылове. Обращение к портрету автора и книжной выставке

Установка на мотивацию чтения

Чтение басни педагогом или прослушивание в аудиозаписи

Слушание выразительного чтения (актёрского чтения)

Беседа эмоционально-оценочного характера

Вопросы учителя – ответы учащихся: Почему вам было смешно? И т.п.

Чтение басни учащимися

Чтение подготовленным учащимся

Деление текста на 2 части – Мораль и основной текст

Работа над структурой текста

Анализ содержания – сюжета басни

Вопросы учителя – ответы учащихся

Характеристика героев басни – Лисицы и Вороны

Анализ поступков героев басни:

Льстивые речи Лисицы и их цель. Лиса – обманщица.

Простодушие и глупость Вороны

Анализ иносказательного смысла басни

Какие поступки, черты характера человека скрывает Крылов за масками героев басни?

Анализ морали

Определение идеи произведения: Крылов осуждает льстивых, двуличных людей, осуждает вранье и простодушие людей

Работа над языковыми средствами языка басни. Словарная работа

Уточнение значения слов и выражений: лесть, льстивый, льстивость, льстец;

взгромоздясь,

вещуньина голова,

вскружить голову,

в зобу дыханье спёрло,

ангельский голосок

Подготовка к выразительному чтению басни

Выделение слов и выражений – расстановка логического ударения и пауз, выделение слов Лисицы и определение характера чтения её слов

Выразительное чтение басни

Чтение по ролям

Приведение примеров из жизни о подобном поведении людей

Перенос смысла басни в жизненную практику

Подведение итога работы над произведением

Размещение на стенде по чтению главной фразы: Чему учимся у Крылова? – «Лесть гнусна, вредна»

Рефлексия: чему меня научила басня

Устные высказывания детей

Этапы урока построены нами в классическом варианте проектирования учебного занятия в начальной школе, при этом учтена логика работы над литературным текстом и особенности конкретного жанра басни. В структурную композицию урока литературного чтения не вошла физкультпауза. Но её можно провести, используя текст басни и имитируя движения Лисы, начиная со слов: «На ту беду Лиса близёхонько бежала…» и до конца текста басни. Получается достаточно интересно и нетрадиционно для детей в такой форме проводить учебную физическую разминку. Такая физминутка позволяет повторить текст басни и осмыслить движения Лисы-плутовки и её льстивые речи.

Современные дети смотрят на басенный сюжет своими глазами. Напрашивается в качестве примера привести мнение мальчика Саши одной из школ города Белгорода, произнесённые им в конце урока по данной басне как краткое резюме сюжета: «Лисица, конечно, воровка. Ворона – пострадавшая сторона. Не хватает только копа, полицейского – волка».

Стихотворные басни сложны для детского понимания, несмотря на кажущуюся простоту описанного сюжета. Поэтому педагогу начального звена современной школы нужно тщательно готовиться к этим занятиям, чтобы дети качественно осознали глубокий смысл, скрытый за поступками животных, и сделали для себя жизненные выводы.

Если говорить об авторских и общих современных новациях в работе над басней как литературным жанром, то это:

  • видеопрезентация о писателе, поэте, авторе произведения;
  • системное ведение разделов классного уголка литературного чтения «Учимся уму-разуму у писателей и поэтов»;
  • моделирование обложки книги и структуры произведения;
  • оформление книжек-малышек;
  • подготовка коллективных книг по материалам прочитанного;
  • ведение «Литературного портфолио» и др.

Эти и другие авторские приемы можно наблюдать в творческой работе таких педагогов высшей категории, как Е.А. Воскобойникова и Н.Н.Новикова (МБОУ «Гимназия №5» г. Белгорода), Е.А. Соловей и И.Г. Чернова (МБОУ СОШ № 31 г. Белгорода), С.И. Котова (МБОУ Погореловская СОШ Корочанского района), И.В. Цыбульник (МБОУ Стригуновская СОШ Борисовского района), творческой работе педагогов начального звена Лицеев №9 и №10 г. Белгорода под руководством заместителей директоров Т.П. Коняевой и И.В. Шияновой.

Список литературы

  1. Виноградова Н.Ф. Освоение навыков смыслового чтения как результат обучения младших школьников // Начальное образование. 2020. №5 (100). – С. 3-10.
  2. Воскобойникова Е.А., Стручаева Т.М. Урок литературного чтения в третьем классе // Начальное образование. 2020. №5. – С. 33-37.
  3. Горецкий В.Г., Львов М.Р., Рамзаева Т.Г. Методика преподавания русского языка – М.: Просвещение.
  4. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Методическое пособие. 4 класс. – М.: Вентана-Граф, 2004. С. 12-13.
  5. Стручаева Т.М. Методика преподавания русского языка. Опорные конспекты. Учебное пособие для студентов. – Белгород: Изд-во БелГПУ, 1997. – 86 с.
  6. Стручаева Т.М. Урок литературного слушания // Начальное образование. – 2004 (3). - №1. – С. 13-16.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2009.

Поделиться

490

Стручаева Т. М. Методические приемы работы над смысловым компонентом навыка чтения школьников: традиции и новации // Тенденции, перспективы и приоритеты развития научного знания : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 ноября 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 69-75. URL: https://apni.ru/article/4894-metodicheskie-priemi-raboti-nad-smislovim-kom

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля