Без чтения нельзя представить современного человека – человека информационного общества, человека, читающего в интернете. Отсюда – такое пристальное внимание к чтению (особенно в начальных классах – на этапе его формирования) как со стороны педагогов, родителей младших школьников, ученых по психологии и дидактике чтения как на уровне отдельных стран, так и в целом – в мировом масштабе. Начальная школа закладывает основы чтения.
Первый и второй классы русской начальной школы работают, в первую очередь, на формирование навыка правильного, достаточно беглого, сознательного и выразительного чтения. Но все перечисленные качества полноценного навыка чтения подчиняются на этом этапе двум важным составляющим – усвоению СПОСОБА чтения и формированию определённой СКОРОСТИ чтения. Техническая сторона чтения, как принято называть её в методике, будет на начале обучения в начальной школе преобладать. Пока школьник не зачитает со скоростью примерно 60 слов в минуту, у него, как утверждают специалисты в области психологии детского чтения, все 4 главных компонента чтения будут идти врозь, а само осознание прочитанного будет несколько запаздывать. Поэтому в методике обучения первоначальному чтению в русской школе долго преобладал технический подход, и школьные учителя, районные и областные методисты (не в обиду будь сказано) проверку техники чтения, а чаще всего именно скорости чтения, ставили в приоритет по отношению к осознанности чтения [2, 5-6].
По ФГОС НОО (2009 г.) принято в основу чтения ставить его смысловой компонент. Но смена приоритетов не означает, что техническая сторона чтения перестала быть важной. Наоборот: Стандарт требует, чтобы над навыком чтения работали со школьниками все педагоги начальных классов и формировали его на материале своего предмета – изобразительного искусства, музыки, технологии, физической культуры, иностранного языка. Отсюда – обязательные учебники по всем школьным предметам. И, несомненно, формирование полноценного навыка чтения – это одна из задач уроков математики, окружающего мира, русского языка [7].
Стоит также вспомнить ключевую фразу из учебников по методике преподавания чтения: в первом классе школы ЧТЕНИЕ является ОБЪЕКТОМ обучения, а со второго класса – это ГЛАВНОЕ СРЕДСТВО обучения. Хотя, как указывалось выше, техническая сторона чтения во 2 классе ещё достаточно низкая у подавляющего большинства детей, и она будет тормозом в качественном усвоении учебного материала с помощью чтения, тормозом в полноценном осознании смысла читаемого произведения – художественного, познавательного, научного, справочного и др.
Указанные выше положения требуют от учителя начальных классов: ПОМОГАТЬ детям 1-2 классов осознавать смысловую сторону чтения разными способами. Система поэтапной работы с текстом на уроках литературного чтения и её приёмы были классически сформулированы корифеями отечественной методики обучения чтению – В.Г. Горецким, Н.Н. Светловской, методистами образовательных программ Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Н.Ф. Виноградовой, Н.А. Чураковой и др. [1-4]. Современный Стандарт дополнительно потребовал от педагога в литературном чтении работать с разными источниками информации, извлекать из них смысл, работать со словарём, использовать современные технические средства обучения – компьютер, интернет, социальные сети, ЭОР и др.
Хочется также напомнить, что в программе Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века» даже был предложен урок ЛИТЕРАТУРНОГО СЛУШАНИЯ В 1 КЛАССЕ как такой переходной урок от обучения элементарному чтению по букварю/азбуке к полноценному уроку литературного чтения. УЧИТЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ в этот период школьного обучения помогает детям своей выразительностью понять смысловую сторону текста. Отсюда классическая методика всегда важную роль в начальных классах отводила и отводит ПЕРВОМУ ЧТЕНИЮ ТЕКСТА учителем, и сделала этот этап в структуре урока ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ. Не стоит этим пренебрегать, побуждая детей быстрее переходить на самостоятельное тихое чтение, чтение про себя [1, 4, 6].
В работе над смысловым компонентом навыка чтения необходимо проверенную десятилетиями классическую систему сочетать грамотно с новыми требованиями и установками, при этом, не забывая: игры на современных гаджетах как времяпрепровождение не поставят быстрее навык чтения у современного младшего школьника. Поставить навык чтения – перевести школьника с аналитического чтения на синтетическое (по В.Г. Горецкому) – это 1-2 года обучения в школе. А дойти до стадии автоматизации чтения – некоторым и 4 лет начальной школы мало [3].
Современные учебники по литературному чтению включают практически только художественные тексты, но их жанровое разнообразие достаточно велико. В начальной школе дети знакомятся с народными и литературными сказками, легендами, былинами и былинными сказами, очерковыми произведениями, художественными и научно-популярными рассказами, стихотворными произведениями, балладами, пьесами, жанрами народного фольклора и др. (Л.А. Ефросинина, 2004).
Каждый литературный жанр обладает своей спецификой, и этот факт необходимо учитывать при работе над смысловой стороной чтения. Но сам спектр приёмов работы над осознанием прочитанного детьми весьма велик, складывался десятилетиями работы учёных-методистов и учителей-практиков. Если представить этот список приёмов без учёта литературного жанра, то он в нашем понимании может быть представлен следующим ниже списком.
Методические приёмы в работе над художественным произведением:
- работа с названием темы, раздела в учебнике;
- работа с заглавием произведения;
- подбор другого названия произведения, используя крылатые выражения и пословицы/поговорки;
- работа со словарем: новые слова – слова с новым значением - уточнение значений многозначных слов;
- анализ содержания произведения по вопросам учителя или учебника: анализ фактического содержания (1 класс) и анализ причинно-следственных связей в произведении (2-4 классы);
- работа с тропами – образными выражениями: эпитетами, сравнениями, метафорами и др.;
- работа со структурой литературного произведения: части, деление на логические части, их озаглавливание;
- работа над идеей произведения – его главной мыслью;
- характеристика поступков героев произведения, их анализ;
- составление характеристики литературного героя;
- определение в произведении позиции автора;
- выразительное чтение текста после его анализа;
- пересказ прочитанного текста: близко к тексту (подробный пересказ), выборочный, от лица одного из героев, краткий, творческий (с дополнениями, например, с продолжением авторского текста);
- чтение по ролям диалогов;
- выборочное чтение по заданиям учителя или учебника;
- поисковое чтение и др. [5-6].
У каждого литературного жанра, изучаемого в начальной школе, будут свои приоритетные приёмы для формирования смысловой стороны чтения. Например, биографические данные о писателе/поэте будут отличаться по приёмам работы, например, с текстом-рассказом – это чаще всего справочные материалы или очерковые заметки. Отличается работа и при изучении научно-познавательных текстов из окружающего мира и блока эстетических дисциплин. Работа с малыми жанрами русского фольклора будет отличаться от работы над хокку. Как известно, наиболее разнообразными будут приёмы работы над рассказом как самым частотным жанром по количеству представленности таких произведений в учебниках по литературному чтению.
Во 2-4 классах современной начальной школы дети знакомятся с литературным жанром басня. Задача педагога – показать детям иносказательный смысл этих произведений и усвоить специфику их построения. В программе начальной школы представлены авторские басни Эзопа, Л.Н. Толстого, И.А. Крылова, Хемницера, Измайлова. Басни Эзопа и Толстого даны в прозе, и детям начальной школы они проще для понимания, чем написанные в стихотворной форме два века назад басни Крылова и других отечественных баснописцев.
Что важно помнить педагогу в работе над данным литературным жанром:
- показ школьникам иносказательного смысла произведения: за конкретными животными скрываются людские поступки, человеческие грехи;
- что осуждает автор в басне, как его позиция представлена в такой структурной части, как мораль;
- в каждой басенной ситуации скрыт иносказательный смысл: какие пороки человека вскрывает автор, каким не надо быть, какие качества необходимо в себе победить или наоборот воспитывать?
- ситуации и герои басен повторяются, но у каждого автора может быть иная трактовка поведения героев.
Приведём список басен Ивана Андреевича Крылова, вошедших в программу урочного и внеклассного чтения начальной школы:
2 класс: «Лебедь, Щука и Рак».
3 класс: «Волк и ягнёнок», «Петух и Жемчужное зерно», «Крестьянин и работник».
4 класс: «Стрекоза и Муравей», «Квартет», «Зеркало и Обезьяна»,«Лиса и Виноград», «Ворона и Лисица», «Слон и Моська»,«Крестьянин в беде», «Осёл и Соловей».
Другие авторы представлены в начальной школе таким списком:
Эзоп, 3 класс: «Лисица и виноград», «Ворон и Лисица», «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица».
Л.Н. Толстой, 2 класс: «Страшный зверь», 4 класс: «Стрекоза и Муравьи».
И.И. Хемницер, 4 класс: «Друзья».
А.Е. Измайлов, 4 класс: «Кукушка», «Лестница»; 3 класс: «Филин и Чиж».
И.И. Дмитриев, 4 класс: «Муха», «Петух, Кот и Мышонок».
Кроме того, авторами учебников рекомендуется познакомить детей с баснями С.В. Михалкова в качестве самостоятельного - внеклассного чтения [4].
В методическом аспекте применения основных приёмов работы с басней как литературным жанром можно порекомендовать молодым педагогам применять: слушание учительского чтения или аудиозаписи, деление текста на две составные части – основную и мораль, ответы на вопросы по содержанию, анализ поступков героев басни, анализ морали басни, анализ крылатых выражений (языка произведения), выделение идеи произведения и её темы, сравнение аналогичных басен других авторов, приведение примеров из реальной жизни о похожих поступках людей, чтение по ролям, выразительное чтение, инсценирование. Представим в табличном варианте, как эти приёмы применяются в структуре урока литературного чтения по басне «Ворона и Лисица» И.А. Крылова для формирования смысловой стороны чтения.
Этап урока |
Методические приёмы формирования смысловой стороны чтения |
---|---|
Рассказ учителя об авторе – И.А.Крылове. Обращение к портрету автора и книжной выставке |
Установка на мотивацию чтения |
Чтение басни педагогом или прослушивание в аудиозаписи |
Слушание выразительного чтения (актёрского чтения) |
Беседа эмоционально-оценочного характера |
Вопросы учителя – ответы учащихся: Почему вам было смешно? И т.п. |
Чтение басни учащимися |
Чтение подготовленным учащимся |
Деление текста на 2 части – Мораль и основной текст |
Работа над структурой текста |
Анализ содержания – сюжета басни |
Вопросы учителя – ответы учащихся |
Характеристика героев басни – Лисицы и Вороны |
Анализ поступков героев басни: Льстивые речи Лисицы и их цель. Лиса – обманщица. Простодушие и глупость Вороны |
Анализ иносказательного смысла басни |
Какие поступки, черты характера человека скрывает Крылов за масками героев басни? |
Анализ морали |
Определение идеи произведения: Крылов осуждает льстивых, двуличных людей, осуждает вранье и простодушие людей |
Работа над языковыми средствами языка басни. Словарная работа |
Уточнение значения слов и выражений: лесть, льстивый, льстивость, льстец; взгромоздясь, вещуньина голова, вскружить голову, в зобу дыханье спёрло, ангельский голосок |
Подготовка к выразительному чтению басни |
Выделение слов и выражений – расстановка логического ударения и пауз, выделение слов Лисицы и определение характера чтения её слов |
Выразительное чтение басни |
Чтение по ролям |
Приведение примеров из жизни о подобном поведении людей |
Перенос смысла басни в жизненную практику |
Подведение итога работы над произведением |
Размещение на стенде по чтению главной фразы: Чему учимся у Крылова? – «Лесть гнусна, вредна» |
Рефлексия: чему меня научила басня |
Устные высказывания детей |
Этапы урока построены нами в классическом варианте проектирования учебного занятия в начальной школе, при этом учтена логика работы над литературным текстом и особенности конкретного жанра басни. В структурную композицию урока литературного чтения не вошла физкультпауза. Но её можно провести, используя текст басни и имитируя движения Лисы, начиная со слов: «На ту беду Лиса близёхонько бежала…» и до конца текста басни. Получается достаточно интересно и нетрадиционно для детей в такой форме проводить учебную физическую разминку. Такая физминутка позволяет повторить текст басни и осмыслить движения Лисы-плутовки и её льстивые речи.
Современные дети смотрят на басенный сюжет своими глазами. Напрашивается в качестве примера привести мнение мальчика Саши одной из школ города Белгорода, произнесённые им в конце урока по данной басне как краткое резюме сюжета: «Лисица, конечно, воровка. Ворона – пострадавшая сторона. Не хватает только копа, полицейского – волка».
Стихотворные басни сложны для детского понимания, несмотря на кажущуюся простоту описанного сюжета. Поэтому педагогу начального звена современной школы нужно тщательно готовиться к этим занятиям, чтобы дети качественно осознали глубокий смысл, скрытый за поступками животных, и сделали для себя жизненные выводы.
Если говорить об авторских и общих современных новациях в работе над басней как литературным жанром, то это:
- видеопрезентация о писателе, поэте, авторе произведения;
- системное ведение разделов классного уголка литературного чтения «Учимся уму-разуму у писателей и поэтов»;
- моделирование обложки книги и структуры произведения;
- оформление книжек-малышек;
- подготовка коллективных книг по материалам прочитанного;
- ведение «Литературного портфолио» и др.
Эти и другие авторские приемы можно наблюдать в творческой работе таких педагогов высшей категории, как Е.А. Воскобойникова и Н.Н.Новикова (МБОУ «Гимназия №5» г. Белгорода), Е.А. Соловей и И.Г. Чернова (МБОУ СОШ № 31 г. Белгорода), С.И. Котова (МБОУ Погореловская СОШ Корочанского района), И.В. Цыбульник (МБОУ Стригуновская СОШ Борисовского района), творческой работе педагогов начального звена Лицеев №9 и №10 г. Белгорода под руководством заместителей директоров Т.П. Коняевой и И.В. Шияновой.