Главная
Конференции
Тенденции, перспективы и приоритеты развития научного знания
Значимость дополнительного образования для профессионального самоопределения лич...

Значимость дополнительного образования для профессионального самоопределения личности будущего педагога

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

педагогическое образование
личный опыт
профессиональное становление

Аннотация статьи

В статье характеризуется роль внешкольного образования в выборе педагогической профессии, приводятся конкретные примеры влияния внеклассной работы и внеаудиторной деятельности для формирования важнейших профессиональных и личностных качеств будущих педагогов. Дается краткая сравнительная характеристика внеклассного, внешкольного и современного дополнительного образования в историческом аспекте.

Текст статьи

У будущих преподавателей СПО – специалистов по профессиональному образованию, которых готовят в Белгородском государственном аграрном университете имени В.Я. Горина, в учебном плане есть дисциплина «Основы организации системы дополнительного профессионального образования». В рамках этого учебного курса студенты знакомятся с историей дополнительного (внешкольного) образования детей и взрослых в нашей стране, с организацией современного предпрофессионального образовании в России, на региональных примерах рассматривают современные системы дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования взрослых [1, 2].

Среди творческих работ, которые в рамках учебной дисциплины выполняют студенты 3 курса по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)», есть сочинение (эссе, отчет или размышление) на тему «Я и дополнительное (внеурочное и внешкольное) образование». Эту письменную работу студенты выполняют на основе личного опыта и, как показывают наблюдения за будущими педагогами, делают это с большим интересом. Полученные работы зачитываются в аудитории, обсуждаются, комментируются. Идет коллективная аналитическая и сравнительная работа: занимались ли вы в профильном классе? Какие кадетские классы были в вашей школе? А что это дало для профессии? А какие молодежные объединения были в вашей школе? А как вы сотрудничали с Домом (Дворцом) культуры? А были ли платные образовательные услуги – в школе и вне, например, репетиторство или факультативы? А в каких кружках по интересам занимались по личному желанию, а что осталось сейчас как хобби? [3].

Как преподаватель, люблю занятия, на которых третьекурсники представляют свои творческие работы. Искренние работы показывают, какие умники и умницы есть в конкретной группе и как они были активны в школе, сколько вложили в них времени и сил старшие члены семьи, родители, образовательная организация и учреждения дополнительного образования. Все вместе в академической группе лучше узнаем также школы области и другие коллективы по дополнительному образованию детей (ДОД), узнаем о достижениях студентов на школьной скамье и искренне радуемся успехам одногруппников.

Нужно заметить, что как педагог, как преподаватель, все творческие задания выполняю наравне со студентами, так ТРЕБУЕТ классическая методика преподавания. Для студенческих сочинений даю примерный план, связанный, в основном, с разными периодами обучения в школе [3].

Жизнь в нашей стране в нынешнем XXI веке предоставляет обучающимся больше возможностей для так называемой «второй половины дня», чем это было в сельской местности несколько десятков лет назад. Особенно в условиях города. Мой личный школьно-студенческий возраст пришелся на 60-80-ые годы прошлого века, на советский период, да еще и в сельской местности. Но, тем не менее, есть, что вспомнить и показать, как внеурочная и внешкольная деятельность, а затем внеаудиторная работа во время учебы в педучилище и вузе способствовали развитию общей активности, формированию мировоззрения и активной жизненной позиции, способствовали приобретению профессиональных педагогических умений и навыков и укрепляли мотивацию к учительской профессии, навыки самообразования, желание заниматься в будущем педагогической наукой. Приведу некоторые примеры из собственной биографии школьного и студенческого периодов, которые презентуются преподавателем студентам как сочинение.

«…В конце первого класса мне хотелось уже стать учительницей, как моя первая учительница Надежда Петровна Быхун. Она была супер-педагогом – отличник просвещения, ветеран войны, певунья и опытный организатор, как массовик-затейник для нашего класса и наших родителей. Шефская помощь через бывших её учеников была организована в октябрятских группах-звёздочках, а потом и при вступлении в пионеры – в звеньях. В классе она вела танцевальный кружок практически для всех пожелавших детей; мы выступали со своими номерами, новыми танцами на каждом празднике в поселке Красной Яруге и даже ездили на юбилейный праздник Всероссийской пионерской организации в п. Краснополье Сумской области с танцем «Дружба». В классе было своё олимпиадное движение – конкурсы сочинений, состязание чтецов. С первого класса мы были читателями районной библиотеки, и к Надежде Петровне подключилась со своей просветительской работой и книжными мероприятиями детский библиотекарь Краснояружской районной библиотеки Лидия Ивановна. Все это бесплатно, в рамках мизерного должностного оклада учителя и библиотекаря.

Итак, для меня уже начальная школа своей внеурочной и внешкольной деятельностью обеспечила формирование активности, желание заниматься по интересам, развивала коммуникативные навыки и умения общественной работы с одноклассниками.

В Красной Яруге тех далеких 60-х годов прошлого уже века посещала занятия по природоведению, ботанике (экологии) в Краснояружской районной станции юннатов. Исследовательская, опытническая работа в средней школе (сейчас это СОШ №1) осуществлялась под руководством учителя ботаники Веры Владимировны Рубановой. Три года в моем исследовании были посвящены опытам на помидорах (пасынкование для увеличения урожайности). Пик работы приходился на весну и летние каникулы. Школьный участок позволял экспериментировать. Трижды участвовала с урожаем помидоров в детской секции выставки на ВДНХ в Москве. На память остались сувениры, подарки и медаль Юного участника выставки.

Жизнь современного учителя XXI века нельзя представить без педагогического исследования, без диагностик, без мониторинговых исследований. Поэтому исследовательская работа в школьные годы уже готовила к будущей профессии.

Продолжить воспоминания о Красной Яруге 60-х годов необходимо с рассказа о занятиях во внеурочное время в оркестре русских народных инструментов, которым руководил в средней школе ещё один подвижник детского творчества учитель музыки Александр Фёдорович Терентюк. Через его руки прошли и приобщились к музыке (без музыкальной школы – её не было в поселке) сотни краснояружских мальчиков и девочек. Выступлений оркестра (и своих детей!) ждали на праздничных мероприятиях все краснояружцы. Пиковым номером было исполнение этим народным школьным коллективом знаменитого произведения «Рэвэ тай стогнэ Днипр широкый» под овации районного Дома культуры.

С чувством глубокой благодарности вспоминаю своих школьных педагогов и их вклад в мое профессиональное самоопределение и становление личности краснояружских школьников.

И, конечно же, опыт будущей профессии давала деятельность школьной пионерской и комсомольской организаций. В 5 классе я была командиром пионерского отряда имени Юрия Гагарина, с шестого и до окончания 8 класса – председателем совета дружины пионерской организации школы. Наша дружина носила имя Героя Советского Союза, краснояружца Ивана Григорьевича Вдовытченко, погибшего при освобождении Сумской области Украины от фашистов в 1943 году – «Он бросился под танк, спасая часть свою…», написали в фронтовой газете.

Моими наставниками были пионерские вожатые школы Вера Матвеевна Михайленко, Людмила Григорьевна Репина, Лидия Иосифовна Дьяченко. Это был особый период в моей жизни, очень важный и значимый для будущей учительской профессии. Детская политическая организация развивала не только организационные навыки, умение общаться, но и воспитала гражданина, патриота, интернационалиста. Люда Репина организовала в школе Клуб интернациональной дружбы, и я переписывалась со своими сверстниками из Болгарии, Польши, ГДР, Казахстана. Русский язык изучали тогда в этих социалистических странах, поэтому мы общались на русском и на немецком языках. Немецкому языку нас увлеченно учила педагог школы Людмила Викторовна Руднева.

Особо нужно сказать о подготовке к вступлению в ряды ВЛКСМ. С нами работали и вожатые, и комитет комсомола школы по главе со старшеклассником, комсомольским секретарём школы Виктором Зубовым. По разным вопросам приходилось быть в Ракитянском райкоме комсомола – с пионерами и комсомольцами в то время работали его сотрудники и руководители Мария Михайловна Медведева, Александр Алексеевич Коваленко, секретари Николай Николаевич Малый и Сергей Петрович Фесюн. Все они были для нас образцом руководителя школьной молодёжи, учили быть социально активными и неравнодушными людьми. Поэтому до сих пор помню их поименно и их работу со школьным активом.

После 7 класса мне посчастливилось летнюю смену отдыхать в Международном пионерском лагере «Артек». Это была награда за активную пионерскую деятельность. «Артек» 60-х лет прошлого века был школой детских, подростковых новаций, школой лидерства, школой пионерских активистов не только из Советского Союза, но и со всего мира. Смены были международные. Вожатые и воспитатели – как сейчас говорят – продвинутые. Жизнь пионерская – разнообразная, насыщенная коллективными творческими делами. Круг моего общения увеличился от западных границ России – до Камчатки. «Артек»  это был другой мир для сельской девочки, учитывая скромную жизнь в 1966 году российской провинции. Для своих одноклассников стала человеком, побывавшим «в ином измерении».

 «Артек» ещё более убедил меня в важности профессии педагога. Поэтому Валуйское педагогическое училище уже было выбрано вполне сознательно. С уважением отношусь к учреждениям среднего специального образования, которые умеют давать и теоретические знания, и разнообразную практику по выбранной профессии. У вуза, даже современного, таких возможностей меньше. Вся наша «валуйская жизнь» работала на будущую профессию. Перечислю то, что дополнительно ориентировало на профессию: деятельность комсомольской организации ВПУ, педагогический кружок Гавришевой Зои Андреевны, мероприятия Валуйского районного Дома учителя, занятия музыкой в студенческом хоре, 4 года учебы на музыкальном инструменте, что с лихвой компенсировало отсутствие музыкальной школы. Сюда стоит добавить занятия фотоделом и изобразительным искусством, подготовку по художественной гимнастике для спортивных выступлений на районных мероприятиях, коллективные творческие дела с классным руководителем Бочановой Надеждой Степановной.

Такая дополнительная разносторонняя подготовка для обучающихся являлась хорошим стартом в высшее образование – очное или заочное на разные факультеты и вузы для всех выпускников Валуйского педучилища. За все – благодарность его мудрым преподавателям. Подавляющее большинство моих валуйских однокурсников остались верны своей профессии, и долгие годы честно и творчески трудились в разных образовательных организациях Белгородской области и всей страны.

Как краснодипломница получила рекомендацию для обучения на психологическом факультете Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина. Помимо вузовских лекций, практических занятий были дополнительные занятия художественной гимнастикой в Лужниках на Малой спортивной арене, занятия с аспирантами в творческом научном объединении профессора Юргена Петровича Сокольникова, дополнительные занятия в спецкурсах по философии и научному коммунизму (изучала «теорию большого скачка и культурной революции в Китае»). Параллельно мы, будущие педагоги-психологи, один день в неделю занимались изучением медицины - в течение двух лет. Сдавали Государственный экзамен, получили документ медсестры гражданской обороны, военный билет и воинское звание.

Так Московский педагогический вуз определил всю дальнейшую судьбу в профессии, соединив базовое и дополнительное образование, учебу и педагогическую науку...».

Современное время, к сожалению, отличается снижением престижа профессии учителя. На педагогические специальности в вузы идут зачастую не лучшие по уровню школьной подготовки выпускники, порой без практики разнообразной общественной деятельности в школе. Поэтому настоятельно просим студентов, убеждаем использовать возможности вуза и областного центра для разносторонней подготовки как будущего учителя, преподавателя, менеджера в области образования.

Учительская профессия – своего рода фанатизм, который при увлечении профессией требует полной самоотдачи. Поэтому так важно в учебно-профессиональной деятельности в СПО и вузе качественно подготовить себя не только в области знаниевой подготовки, но и в умении общаться с разными возрастными категориями, иметь широкий культурный кругозор, навыки самообразования. У учителя должны быть обязательно свои собственные увлечения, свои хобби, свои интересы. Только увлеченный человек будет интересен современным детям.

К сожалению, общественная активность студентов затухает к выпускному курсу. Остается – учебно-исследовательская деятельность при подготовке и защите дипломных работ, много итоговых практик по специальности для подготовки исследовательской части выпускной квалификационной работы. Пересматриваются на выпускном курсе и ценности: многие студенты начинают с 18 лет работать или подрабатывать, появляются серьезные личные симпатии, любовь, создаются первые семьи, переходят на другой уровень интересы.

Но период обучения в вузе необходимо максимально использовать как для основного, базового, так и для дополнительного образования. Стараемся убедить в этом современных обучающихся. Можно дополнительно обучиться рабочим профессиям, есть возможность получить второе образование на заочном факультете, в магистратуре и аспирантуре, усовершенствовать себя по иностранным языкам, заниматься спортом и в творческих коллективах. Поэтому так важна в профессиональном самоопределении внеурочная и внешкольная деятельность до обучения в вузе и внеаудиторная дополнительная работа в университете. Все это необходимо для качественной подготовки современного специалиста, для саморазвития, самосовершенствования. Учитель остается учителем, пока учится сам. В современных условиях информационного общества для этого есть все возможности – как для основного, так и для дополнительного образования. Для современного учителя, педагога, преподавателя особо важен посыл «непрерывное образование», образование в течение всей жизни.

Список литературы

  1. Иващенко Е.В., Стручаева Т.М. Внеурочная деятельность и дополнительное образование в современной школе (региональный аспект). Учебно-методическое пособие. – Белгород: Издательство ОО «ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 202 – 162 с.
  2. Стручаева Т.М. Основы организации системы дополнительного образования: учебное пособие. – Белгород: Изд-во Белгородского ГАУ, 2018. – 185 с.
  3. Стручаева Т.М. Основы организации системы дополнительного образования: методические рекомендации для самостоятельной работы студентов. – Белгород: Изд-во Белгородского ГАУ, 2019. – 63 с.
  4. Irina V. Borzenko, Irina B. Ignatova, Natalia M. Ilyenko, Natalia I. Lyubimova and Natalya N. Nikulina. The Technique of Formation of Valuable Attitude for Amateur Theatre by Future Leaders. // International Journal of Criminology and Sociology, 2020, 9.
  5. Гордиенко И.В. Воспитательная деятельность куратора студенческой группы в профессиональном образовательном учреждении: монография / Изд-во Белгородский ГАУ, 2013. – 133 с.

Поделиться

717

Стручаева Т. М. Значимость дополнительного образования для профессионального самоопределения личности будущего педагога // Тенденции, перспективы и приоритеты развития научного знания : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 ноября 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 64-69. URL: https://apni.ru/article/4895-znachimost-dopolnitelnogo-obrazovaniya-dlya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января