Использование дидактических игр и упражнений в работе с детьми с общим недоразвитием речи по формированию навыков звукового анализа

Статья посвящена вопросам применения дидактических игр и упражнений в работе с детьми с общим недоразвитием речи в процессе формированию навыков звукового анализа.

Аннотация статьи
дидактические игры
звуковой анализ
дети с общим недоразвитием
Ключевые слова

Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи испытывают огромные трудности при обучении их первоначальным навыкам грамоты. Слово для них лишь средство общения, а отдельные звуки в слове они не слышат. Процесс последовательного выделения звуков в слове для них недоступен. А ведь он лежит в основе овладения письменной речью. Без целенаправленной коррекционной работы эти трудности будут сопровождать детей при овладении письмом. На начальном этапе обучения грамоте очень важно развить умение дошкольников вслушиваться в звучание слова, научить узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки в слове, то есть производить звуковой анализ слова.

Но звуковой анализ включает в себя не только различение и вычленение того или иного звука, но и установление его точного места в слове, определение последовательности звуков. Ведь звучащее слово состоит из звуков, следующих один за другим. А полный звуковой анализ слова – это установление последовательности звуков с их качественными особенностями. Необходимо услышать в слове ударение, мягкость и твердость согласных звуков, их звонкость и глухость.

Чтобы работа по усвоению первоначальных навыков звукового анализа у дошкольников проходила более эффективно, необходимо использовать в работе дидактические игры и упражнения. Это приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки.

У дидактической игры две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

 «Звуковые» игры развивают фонематический слух ребенка, формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слова, развивают память, внимание, наблюдательность.

Для развития навыков звукового анализа и синтеза в своей работе мы используем следующие игры:

«Звуковая мозаика».

Цель: развивать умение детей определять наличие заданного звука в слове.

Ход игры: Перед каждым ребенком квадрат, разделенный на 9 частей и 5 фишек красного, синего или зеленого цвета.

Логопед произносит слова. Если в слове есть заданный звук, дети накрывают клеточку фишкой, если нет – пропускают.

«Выбери картинку».

Цель: развивать умение определять наличие звука в слове.

Ход игры: Среди множества картинок нужно отобрать только те, в названии которых есть заданный звук.

«Собери слова в цепочку».

Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Ход игры: У детей карточки с изображениями различных предметов. Логопед помещает одну карточку на доске. Дети должны выбрать картинку, название которой начинается на звук, которым заканчивается название картинки, помещенной на доске. Получается цепочка.

«Договори слово».

Цель: развивать умение определять последний звук в слове.

Ход игры: Логопед называет слова, но не договаривает в них последний звук, его должны назвать дети.

«Звуковые вагончики».

Цель: развивать умение определять место звука в слове.

Ход игры: У каждого ребенка карточка, на которой наклеены три вагончика. Логопед называет слово, дети помещают фишку в первый, средний или конечный вагон, в зависимости от того, где слышится заданный звук в слове.

«Звуковая линейка».

Цель: Учить определять порядковый номер звука или звук по порядковому номеру.

Ход игры: У каждого ребенка на столе лежит «звуковая линейка», где каждая клеточка – домик для звука, а вся линейка – слово. Перед детьми лежат фигурки животных, которые «ходят в гости» либо к какому – то конкретному звуку, либо в какой-то конкретный домик.

«Найди предмет».

Цель: развивать умение последовательно выделять звуки в слове.

Ход игры: У каждого ребенка карточка, на которой изображены различные предметы. Нужно выбрать картинку, название которой соответствует предложенной схеме.

«Подбери схему».

Цель: развивать умение последовательно выделять звуки в слове.

Ход игры: У детей карточки, на которых изображены один предмет и несколько звуковых схем. Нужно выбрать схему, которая соответствует звуковому составу слова-названия предмета.

«Собери пирамиду».

Цель: развивать умение определять количество звуков в слове.

Ход игры: У ребенка рисунок пирамиды, основание которой состоит из пяти квадратов, выше – четыре квадрата, затем – три.

Необходимо заполнить пирамиду. Среди множества картинок надо найти сначала те, в названии которых пять звуков, затем четыре и три.

При обучении детей в определении количества звуков и слогов в слове можно использовать следующие игры: «Веселый поезд», «Куда сядет насекомое», «Саночки».

В игре «Веселый поезд» дети упражняются в определении количества звуков в слове. Используются вагончики, на крышах которых карточки с определенным количеством кружочков. Педагог поясняет: «Перед нами веселый поезд для животных. В нем три вагона. Каждое животное может ехать только в определенном вагоне. В первом вагоне поедут животные, название которых состоит из трех звуков, во втором – из четырех, в третьем - из пяти звуков».

Играя в игру «Куда сядет насекомое», дети должны посадить божью коровку на тот цветок, количество точек, на спине которого соответствует количеству звуков в названии картинки, закрепленной на цветке.

В занимательной игре «Саночки» дети раскладывают картинки на санки. Педагог объясняет, что санки с картинками катились с горки, перевернулись и все картинки рассыпались. Нужно разложить картинки, соблюдая условие: количество звуков в названии картинок должно соответствовать цифре на саночках.

Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа можно проводить в играх с мячом. Для этого мы используем сшитые из ткани мячики. В группе есть набор таких мячей красного и синего цвета с вышитыми на них буквами. На каждом красном мяче вышиты четыре гласные буквы, на синем – четыре согласные. Игры с такими мячами очень разнообразны. Так, например, в игре «Разноцветные мячики» ребенок называет гласный звук или слово, начинающееся на гласный звук, - если логопед бросает ему красный мяч, и согласный, - если мяч синего цвета. В игре с передачей мяча «Мяч передавай, слово называй» дети подбирают слова на заданный звук. Очень любят ребята играть в игру «Звуковая цепочка», которая требует внимания, хорошего уровня развития фонематических процессов, умения выделять звук в начале и конце слова.

Разноцветные мячи используются также для анализа и синтеза слогов и слов. Так, в игре «Звучащие игрушки» дети по заданию логопеда воспроизводят слоги, а затем этот слог выкладывают из мячиков. В игре «Мяч поймай – слово составляй» дети составляют из мячей слова, читают, анализируют их.

Использование логопедом описанных игр и упражнений позволяет у детей с речевыми нарушениями сформировать навыки слухового самоконтроля, способность определить последовательность, количество и местоположение звука по отношению к другим звукам слова, проводить действие звукового анализа во внутренней речи.

В своей работе по усвоению первоначальных навыков звукового анализа мы используем дидактическое пособие «Звуковое дерево». На фруктовом дереве помещаются плоды: красные вишни, обозначающие гласные звуки, синие сливы, обозначающие твердые согласные звуки и зеленые груши, которые обозначают мягкие согласные звуки. Дети составляют из этих фруктов звуковые схемы слов.

Таким образом, более успешное и быстрое овладение первоначальными навыками грамоты у дошкольников с общим недоразвитием речи возможно только опираясь на наглядный дидактический материал и используя в работе обучающие игры и упражнения.

Текст статьи
  1. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.:Дельта, 2001. – 96 с.
  2. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64с.
  3. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие / Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская / Под ред. Н. В. Дуровой. - М.: Школьная Пресса, 2002.
  4. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 176 с.
Список литературы